Мастер-класс
«Развитие творчества в игровой деятельности детей с помощью ТРИЗ-РТВ»
1 часть.
Игра формирует мир ребенка, является его своеобразной практической деятельностью поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения она должна занимать ведущее место.
«Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в разном виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними».
Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка конкретного продукта, в ней все происходит «как будто».
Вы со мной наверно согласитесь, что основное время идет на обучение, все меньше времени остается для игры и общения детей друг с другом.
На мой взгляд-это можно объяснить рядом причин:
Во-первых, мы увлекаемся обучением;
Во-вторых, мало методической, практической литературы по развитию сюжетно-ролевой игры;
В-третьих не умение педагогов организовать игру;
В четвертых педагоги затрудняются в поиске интересных, эффективных приемов и методов.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, как и любая деятельность.
Игре присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат.
Мотивация игровой деятельности: обеспечивается его добровольностью, возможностями выбора, удовлетворением потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации.
Цель игры: каждая игра имеет цель. Она конкретна, осмыслена ребенком (накормить куклу, полететь в космос и т.д.).
Планирование игровой деятельности представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны (последовательность действий, разворачивание сюжета, комплект ролей, их соотношение, правила взаимодействия). В полной мере подходит этот комплект к старшему дошкольному возрасту.
Для игры дети самостоятельно отбирают или с помощью взрослого игровые средства-игрушки, предметы, материалы, игровую обстановку.
Игровые действия-действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, исполняются роли. Каждый из ролей присущ свой комплект.
Результат игры выражается, в отличии от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка в активности, одобрении, защищенности, общении.
А игра не только развивает игровой опыт ребенка, а еще помогает открывать новые возможности игрового отражения мира. Пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению. Прививаются основные коммуникативные и качества и навыки.
2 часть.
Игра как любая деятельность не возникает сама по себе. Детей надо учить играть. А как учить играть?
Сегодня вы попали не просто в детский сад, а как будто бы очутились в Городе мастеров. Здесь работают мастера своего дела и с удовольствием поделятся своим опытом и знаниями. Я хочу пригласить вас в «Долину игр». Кто решиться отправиться со мной в увлекательное путешествие?
И так участники игры выбраны.
У меня в руках «волшебный круг». Он приглашает нас на сказочную поляну.
Интересно, зачем он нас позвал туда?
Он предлагает нам выбрать: куда мы сегодня отправимся? Здесь сказочный лес, подводное царство, заоблачное государство…
1 – слайд. И так уважаемые участники, и слушатели – первый компонент игры – Замысел игры. Идет обсуждение замысла игры. Принимаются и учитываются точки зрения всех партнеров игры и принимается общее решение:
- Куда мы с вами отправимся?
Хочу отметить, когда идет обучение, у воспитателя уже продумана и тема, и приемы, и средства, т.е. «начинка» игры, поэтому стрелочка останавливается в «нужном месте». В самостоятельной игре дети выбирают уже сами.
Волшебный круг нам подсказывает, что попадем мы сегодня в удивительный мир подводного царства (существуют и другие средства для выбора игры, обратите внимание на слайд).
2 - слайд.
Следующий компонент: содержание игры. На этом этапе воспитатель должен продумать вопросы на актуализацию знаний детей по данной теме игры.
Давайте обсудим:
- Кто живет на морском дне?
- Могут ли они встретиться?
- Кто из морских жителей может быть для них опасен?
- Как передвигаются морские животные?
Вы выдали все знания о морских обитателях. Для этого необходимо вести работу с детьми в блоке совместной деятельности и вы сами убедились, что те знания, которые дети получают от вас на других занятиях – они важны в игре.
Важно отметить, что при обсуждении происходит установка модели взаимоотношений между героями, людьми т.д.
3 - слайд.
Тут к нам на помощь приходят – помощники карточки – символы.
(Мы видоизменили карты ПРОППА, упростили их, картинки заменили символами.)
Карточки – символы используем с целью построения алгоритма игры:
- Выбор героев.
- Где мы будем жить?
- Какое приключение с нами может приключиться?
- Куда мы отправимся? (Можно использовать морфологический круг.)
- Кого мы можем встретить? (Отрицательный герой.)
- Как мы с ним справимся?
4 - слайд.
- Кто нам может помочь? (дети предлагают самим справится со злодеем или позвать волшебных гномов из города Фантазийска (прием ТРИЗ), гном Бином, Кроха-Великаша, гномик Оживляка и т.д.).
- Как они нам помогут? Волшебные гномы нам помогают, когда надо преодолеть временное отношение – куда-то быстро отправиться, или изменить состояние из большого-сделать маленькое, из твердого-мягкое и т.д.
- Счастливый конец. Чем кончится игра? (счастливое возвращение, победа добра над злом). Важен эмоциональный отклик детей на игру и желание дальше играть.
5 - слайд.
Игру мы составили и подошли к следующему компоненту – сюжет игры. В ходе игры переплетаются все компоненты, они тесно взаимосвязаны.
Вначале обязательно обговариваются игровые правила, которые должен соблюдать играющий, это развивает умение общаться друг с другом, договариваться, подчиняться коллективу и т.д.
Раз мы с вами морские жители, то мы должны и действовать как они.
Выберем сейчас-кто кем будет (нам помогут карточки и другие средства: морфологический круг, таблица, дети сами выбирают роль).
Здесь опять нужны дополнительные вопросы- познавательного характера.
- Ты кто? – медуза. Как она передвигается, покажи. Ребенок имитирует.
- Что умеет делать морская звезда? (замирать, менять цвет).
- Как защищается осьминожка? (выпускает чернила).
- Какая ты рыба? Морские рыбки яркие, шустрые, красивые.
Чтобы нам легче было узнавать друг друга мы выбираем себе наряд в чудо-сундуке (накидки, галстуки, манжеты, эмблемы и т.д.). В игре важны сами предметы, с помощью которых будут действовать играющие. В старшем возрасте меньше предметов бытового характера, а больше предметов заместителей (кирпичик-телефон и т.д.)
3 часть.
1, 2 - оглянись, вокруг себя ты повернись. В чудо-сказке очутись.
Вот мы и на морском дне.
Нам надо найти домики, где мы будем жить?
- Где живут морские жители? (в водорослях, ракушках, в пещере, за камнями).
На данном этапе идет самостоятельная игра. Воспитатель тоже обыгрывает свою роль, действует с предметами, выполняет какие-то действия.
Для создания игровой среды, играющие по ходу игры её создают или же заранее готовит воспитатель какие-то атрибуты.
По ходу игры играющие ведут игровые диалоги. Воспитатель предлагает что-то узнать, принести, найти и т.д.
Далее в ходе игры воспитатель дает какой-то сигнал для того, чтобы привлечь внимание детей. Он может трубить в раковину-тем самым дает сигнал о сборе всех жителей. Объявляет, что на морском дне лежит затонувший корабль с сокровищами. Предлагает отправиться на поиск этого корабля.
Возьмите с собой необходимые предметы.
Играющие начинают собираться в дорогу. Дно очень темное, кто нам осветит дорогу?
Смотрите старая раковина. Она вся затянута илом и тиной. Вокруг много водорослей.
- Может она нам пригодится?
- Как мы будем её использовать?
Идут игровые действия-дети самостоятельно распределяют свои действия и возможности.
Воспитатель обращает что, где-то отрицательный герой (акула) надо быть осторожным. В роли акулы - воспитатель. Смотрите акула все ближе и ближе. Мы не можем оставить нашу раковину без охраны. Обсуждают, кого можно оставить охранять раковину.
Сюжет игры развивается. Играющие уплывают к затонувшему кораблю.
Герои находят сокровища, переносят их в раковину.
Поворот в игре-акула хочет отобрать все сокровища.
Таким образом, воспитатель предлагает игрокам самостоятельно разрешить ситуацию. Дети предлагают разные варианты (реализация своих ресурсов- они могут спеть, станцевать, подарить подарок, рассказать стишок).
- Как можно перехитрить акулу? – попробуйте меня раздобрить.
Обратите внимание: постоянно идет общение-развитие диалогической речи, монолога. Не все дети активно вступают в игровую деятельность, поэтому надо продумывать приемы для активизации таких детей (помочь что-то выполнить, какое-то поручение дать и т.д.).
Не надо забывать и про творчество-здесь приходят на помощь приемы ТРИЗ. Кто нам поможет в этом? Дети вспоминают волшебников.
Например, вы мне подарили зеркальце, а я хочу не простое, а поющее, потому что музыкальная раковина сломалась в дребезги. Есть такой волшебник, который соединяет предметы-гном Бином.
Соедините зеркало с таким предметом, чтобы оно стало поющим, музыкальным.
Добро победило- отрицательный герой превращается в положительного героя. Игра заканчивается на эмоциональной нотке.
В награду за игру «музыкальное зеркальце» приглашает на дискотеку.
Спасибо вам всем за игру.
6 - слайд
Перед вами модель сюжетно-ролевой игры, которую мы с вами построили вместе.
И как мастер Долины игр, важным результатом для меня будут- ваши отзывы о нашей сегодняшней встрече.
Такая волшебная раковина-поможет вам высказаться.
Читайте также |
---|
Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Уличная реклама»
Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Уличная реклама» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разными видами наружной рекламы; воспитывать эстетическое...
Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…
Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс…
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким? Как вести себя родителям, что...