Мастер-класс

«Развитие творчества в игровой деятельности детей с помощью ТРИЗ-РТВ»

 

1 часть.

Игра формирует мир ребенка, является его своеобразной практической деятельностью поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения она должна занимать ведущее место.

«Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в разном виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними».

Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка конкретного продукта, в ней все происходит «как будто».

Вы со мной наверно согласитесь, что основное время идет на обучение, все меньше времени остается для игры и общения детей друг с другом.

На мой взгляд-это можно объяснить рядом причин:

Во-первых, мы увлекаемся обучением;

Во-вторых, мало методической, практической литературы по развитию сюжетно-ролевой игры;

В-третьих не умение педагогов организовать игру;

В четвертых педагоги затрудняются в поиске интересных, эффективных приемов и методов.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, как и любая деятельность.

Игре присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат.

Мотивация игровой деятельности: обеспечивается его добровольностью, возможностями выбора, удовлетворением потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации.

Цель игры: каждая игра имеет цель. Она конкретна, осмыслена ребенком (накормить куклу, полететь в космос и т.д.).

Планирование игровой деятельности представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны (последовательность действий, разворачивание сюжета, комплект ролей, их соотношение, правила взаимодействия). В полной мере подходит этот комплект к старшему дошкольному возрасту.

Для игры дети самостоятельно отбирают или с помощью взрослого игровые средства-игрушки, предметы, материалы, игровую обстановку.

Игровые действия-действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, исполняются роли. Каждый из ролей присущ свой комплект.

Результат игры выражается, в отличии от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка в активности, одобрении, защищенности, общении.

А игра не только развивает игровой опыт ребенка, а еще помогает открывать новые возможности игрового отражения мира. Пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению. Прививаются основные коммуникативные и качества и навыки.

2 часть.

Игра как любая деятельность не возникает сама по себе. Детей надо учить играть. А как учить играть?

Сегодня вы попали не просто в детский сад, а как будто бы очутились в Городе мастеров. Здесь работают мастера своего дела и с удовольствием поделятся своим опытом и знаниями. Я хочу пригласить вас в «Долину игр». Кто решиться отправиться со мной в увлекательное путешествие?

И так участники игры выбраны.

У меня в руках «волшебный круг». Он приглашает нас на сказочную поляну.

Интересно, зачем он нас позвал туда?

Он предлагает нам выбрать: куда мы сегодня отправимся? Здесь сказочный лес, подводное царство, заоблачное государство…

1 – слайд. И так уважаемые участники, и слушатели – первый компонент игры – Замысел игры. Идет обсуждение замысла игры. Принимаются и учитываются точки зрения всех партнеров игры и принимается общее решение:

- Куда мы с вами отправимся?

Хочу отметить, когда идет обучение, у воспитателя уже продумана и тема, и приемы, и средства, т.е. «начинка» игры, поэтому стрелочка останавливается в «нужном месте». В самостоятельной игре дети выбирают уже сами.

Волшебный круг нам подсказывает, что попадем мы сегодня в удивительный мир подводного царства (существуют и другие средства для выбора игры, обратите внимание на слайд).

2 - слайд.

Следующий компонент: содержание игры. На этом этапе воспитатель должен продумать вопросы на актуализацию знаний детей по данной теме игры.

Давайте обсудим:

- Кто живет на морском дне?

- Могут ли они встретиться?

- Кто из морских жителей может быть для них опасен?

- Как передвигаются морские животные?

Вы выдали все знания о морских обитателях. Для этого необходимо вести работу с детьми в блоке совместной деятельности и вы сами убедились, что те знания, которые дети получают от вас на других занятиях – они важны в игре.

Важно отметить, что при обсуждении происходит установка модели взаимоотношений между героями, людьми т.д.

3 - слайд.

Тут к нам на помощь приходят – помощники карточки – символы.

(Мы видоизменили карты ПРОППА, упростили их, картинки заменили символами.)

Карточки – символы используем с целью построения алгоритма игры:

- Выбор героев.

- Где мы будем жить?

- Какое приключение с нами может приключиться?

- Куда мы отправимся? (Можно использовать морфологический круг.)

- Кого мы можем встретить? (Отрицательный герой.)

- Как мы с ним справимся?

4 - слайд.

- Кто нам может помочь? (дети предлагают самим справится со злодеем или позвать волшебных гномов из города Фантазийска (прием ТРИЗ), гном Бином, Кроха-Великаша, гномик Оживляка и т.д.).

- Как они нам помогут? Волшебные гномы нам помогают, когда надо преодолеть временное отношение – куда-то быстро отправиться, или изменить состояние из большого-сделать маленькое, из твердого-мягкое и т.д.

- Счастливый конец. Чем кончится игра? (счастливое возвращение, победа добра над злом). Важен эмоциональный отклик детей на игру и желание дальше играть.

5 - слайд.

Игру мы составили и подошли к следующему компоненту – сюжет игры. В ходе игры переплетаются все компоненты, они тесно взаимосвязаны.

Вначале обязательно обговариваются игровые правила, которые должен соблюдать играющий, это развивает умение общаться друг с другом, договариваться, подчиняться коллективу и т.д.

Раз мы с вами морские жители, то мы должны и действовать как они.

Выберем сейчас-кто кем будет (нам помогут карточки и другие средства: морфологический круг, таблица, дети сами выбирают роль).

Здесь опять нужны дополнительные вопросы- познавательного характера.

- Ты кто? – медуза. Как она передвигается, покажи. Ребенок имитирует.

- Что умеет делать морская звезда? (замирать, менять цвет).

- Как защищается осьминожка? (выпускает чернила).

- Какая ты рыба? Морские рыбки яркие, шустрые, красивые.

Чтобы нам легче было узнавать друг друга мы выбираем себе наряд в чудо-сундуке (накидки, галстуки, манжеты, эмблемы и т.д.). В игре важны сами предметы, с помощью которых будут действовать играющие. В старшем возрасте меньше предметов бытового характера, а больше предметов заместителей (кирпичик-телефон и т.д.)

3 часть.

1, 2 - оглянись, вокруг себя ты повернись. В чудо-сказке очутись.

Вот мы и на морском дне.

Нам надо найти домики, где мы будем жить?

- Где живут морские жители? (в водорослях, ракушках, в пещере, за камнями).

На данном этапе идет самостоятельная игра. Воспитатель тоже обыгрывает свою роль, действует с предметами, выполняет какие-то действия.

Для создания игровой среды, играющие по ходу игры её создают или же заранее готовит воспитатель какие-то атрибуты.

По ходу игры играющие ведут игровые диалоги. Воспитатель предлагает что-то узнать, принести, найти и т.д.

Далее в ходе игры воспитатель дает какой-то сигнал для того, чтобы привлечь внимание детей. Он может трубить в раковину-тем самым дает сигнал о сборе всех жителей. Объявляет, что на морском дне лежит затонувший корабль с сокровищами. Предлагает отправиться на поиск этого корабля.

Возьмите с собой необходимые предметы.

Играющие начинают собираться в дорогу. Дно очень темное, кто нам осветит дорогу?

Смотрите старая раковина. Она вся затянута илом и тиной. Вокруг много водорослей.

- Может она нам пригодится?

- Как мы будем её использовать?

Идут игровые действия-дети самостоятельно распределяют свои действия и возможности.

Воспитатель обращает что, где-то отрицательный герой (акула) надо быть осторожным. В роли акулы - воспитатель. Смотрите акула все ближе и ближе. Мы не можем оставить нашу раковину без охраны. Обсуждают, кого можно оставить охранять раковину.

Сюжет игры развивается. Играющие уплывают к затонувшему кораблю.

Герои находят сокровища, переносят их в раковину.

Поворот в игре-акула хочет отобрать все сокровища.

Таким образом, воспитатель предлагает игрокам самостоятельно разрешить ситуацию. Дети предлагают разные варианты (реализация своих ресурсов- они могут спеть, станцевать, подарить подарок, рассказать стишок).

- Как можно перехитрить акулу? – попробуйте меня раздобрить.

Обратите внимание: постоянно идет общение-развитие диалогической речи, монолога. Не все дети активно вступают в игровую деятельность, поэтому надо продумывать приемы для активизации таких детей (помочь что-то выполнить, какое-то поручение дать и т.д.).

Не надо забывать и про творчество-здесь приходят на помощь приемы ТРИЗ. Кто нам поможет в этом? Дети вспоминают волшебников.

Например, вы мне подарили зеркальце, а я хочу не простое, а поющее, потому что музыкальная раковина сломалась в дребезги. Есть такой волшебник, который соединяет предметы-гном Бином.

Соедините зеркало с таким предметом, чтобы оно стало поющим, музыкальным.

Добро победило- отрицательный герой превращается в положительного героя. Игра заканчивается на эмоциональной нотке.

В награду за игру «музыкальное зеркальце» приглашает на дискотеку.

Спасибо вам всем за игру.

6 - слайд

Перед вами модель сюжетно-ролевой игры, которую мы с вами построили вместе.

И как мастер Долины игр, важным результатом для меня будут- ваши отзывы о нашей сегодняшней встрече.

Такая волшебная раковина-поможет вам высказаться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей…

Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для...

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач и всё реже читают книги. На...

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...