Мастер - класс
«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком.

Задача: показать разнообразные способы рисования песком, познакомить с особенностям техники изображения песочных картин, упражнять в изготовлении творческих работ из песка и других сыпучих материалов.

Материалы: песок в одноразовых тарелках, цветная манка в контейнерах, столы со стеклянной поверхностью и подсветкой, персональные планшеты, белая бумага формата А3 с изображением мандалы, листы картона 0,5 формата А3 с наклеенным двухсторонним скотчем, клей ПВА, кисти, ножницы, салфетки, маркеры.

Техническое оснащение: компьютер, презентация, С D диск с классической музыкой.

 

Слайд №2

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк.

Слайд №3

Песок - один из первых материалов, который ребёнок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Мягкость, тягучесть песка действуют на ребенка успокаивающе, расслабляют, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того , справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.

Кто сказал, что рисовать можно только кисточкой или карандашом? Пальцы слушаются ребёнка лучше, чем карандаш. Рисование песком – один из самых необычных способов творческой деятельности. Песочное рисование – хороший «релакс» и в какой-то степени – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море.

Слайд №4

Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком.

Слайд №5

Рисование песком на стекле в последнее время стало очень популярным занятием. Для работы нужны столы со стеклянной поверхностью и подсветкой.

Слайд №6

Подсветка может быть белая или цветная.

Слайд №7

Для индивидуальной работы возможно использование импровизированных индивидуальных (персональных) планшетов. Для рисунков используют речной или морской песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный. Песок можно набрать на пляже, либо приобрести в зоомагазине или аптеке (кварцевый песок).

Слайд №8

Большой интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной песок. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Слайд №2

Слайд №9

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например «Золотая осень» - песок желтого цвета, «Летний лес» - песок зеленого цвета, «Морские обитатели» – синего цвета, «Восход солнца» - красного цвета.

Слайд №10

При изображении одной картины можно использовать несколько цветов, но «раскрашивать», таким образом, рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Слайд №11

Песок можно окрасить самостоятельно с помощью пищевых красителей, гуаши или приобрести уже окрашеный в зоомагазине.

Слайд №12

Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: соль, манку, рис, молотый кофе.

Слайд №13

Работа над рисунком начинается с фона. Набирают песок в кулаки и рассыпают его равномерным слоем по стеклу. Засыпать фон можно так же с помощью ситечка.

Слайд №14

Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне набирают немного песка в руку и, выпускают его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображают границы образов.

Слайд №15

Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться закат солнца.

Особенности техники изображения :

Слайд №16

Кулаком

Слайд №17

Ладонью

Слайд №18

Ребром большого пальца

Слайд №19

Щепотью

Слайд №20

Мизинцами

Слайд №21

Рисование одним пальцем

Слайд №22

Одновременное использование нескольких пальцев

Слайд №23

Симметрично двумя руками.

Слайд №24

Отсечение лишнего.

Слайд №25

Насыпание из кулачка.

Слайд №26

Чтобы разнообразить детскую творческую деятельность, детям предлагаются различные инструменты:

Слайд №27

мячами с разной фактурой,

Слайд №28

грабельки, одноразовые вилки и ложки, ситечки, воронки, массажёры,

Слайд №29

формочки для выпечки,

Слайд №30

шаблоны,

Слайд №31

трафареты,

Слайд №32

прозрачные трафареты

Слайд №33

игрушки.

Слайд №34

А так же природный и бросовый материалы: камушки, ракушки, стекляриус, пуговицы, фломастеры и т. д.

Слайд №35

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ: рисунок всегда можно подкорректировать, не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

Слайд №36

Обучение технике рисования песком проводится малыми группами (4-6 человек), по желанию детей, меняющие друг друга в течении 1 часа, раз в неделю по 20-25 мин в изостудии.

Слайд №37

Творческие сеансы проводятся в форме сказки или игры. Во время занятий играет тихая музыка, во время рисования песком затемняется освещение. Это позволяет детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.

Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. В подготовительной части  проводятся упражнения для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения. Вводная.часть предусматривает: использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать. Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла.

Предлагаю участникам создать песочную картину на персональных планшетах по собственному замыслу.

Слайд №38

Создавать песочные картины можно и на бумаге. Существуют различные способы рисования:

Слайд №39

  • на заранее подготовленной песчаной поверхности

Слайд №40

(на лист картона наносят ровным слоем клей ПВА, засыпают песком (манкой), стряхивают лишний песок, на получившейся поверхности рисуют эскиз, затем раскрашивают гуашью);

Слайд №41

  • цветным песком при помощи клея ПВА

Слайд №42

  • (на картоне делают эскиз будущей композиции (можно использовать готовые раскраски), наносят клей на элементы работы, которые будут одинакового цвета, посыпают участки песком нужного цвета, стряхивают лишний и т.д.);

Слайд №43

  • цветным песком при помощи двухстороннего.скотча, возможно использование фабричных изделий

Слайд №44

  • (на лист картона приклеивают скотч, убирают защитный слой, рисуют маркером эскиз, поочерёдно засыпают свободные участки, не забывая стряхивать.лишний.

Предлагаю участникам выполнить творческие работы разной техникой пескографии.

Слайд №45

Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка. Для этого используются различные стеклянные сосуды, которые заполняются цветным песком. Нужна только воронка, стеклянный сосуд, цветной песок и богатое воображение. И заплещется море, появится радуга, зацветут яркие цветы. И это прекрасное продолжение нашей песочной сказки.

Слайд №46

Песком можно рисовать не только по бумаге, но и декорировать различные поделки. Используют эту технику в украшении рамочек для фото, елочных игрушек, готовых поделок из бумаги, глины, пластика.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие.

Слайд №47

Спасибо за внимание!

Предлагаю участникам создать коллективные творческие работы на столах с подсветкой.

 

Презентацию к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Экологический проект «Как ходят деревья»

Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Читайте также

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности...

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в…

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» Цель: Формирование у детей младшего дошкольного...