Мастер-класс по подготовке детей к обучению грамоте: «Путешествие по стране звуков и букв»
подготовительная специальная (коррекционная) группа VII вида
Цель мастер – класса:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов групп в рамках коррекционно – развивающего занятия;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Содержание
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.
2. Занятие «Звуки Б, БЬ. Буква Б».
3. Игры и упражнения по закреплению оптического образа буквы в домашних условиях.
4. Список литературы
1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.
(слайд 1-2)
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте по теме «Звуки б, бь. Буква Б». Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
(слайд 3)
Начнем с того, что огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. В норме фонематический слух полностью формируется к 2,5 годам. Недостаточность развития фонематического слуха ведет к нарушению развития речи в целом.
- Нарушение звукопроизношения;
- Нарушение лексико – грамматического строя речи.
- Связной речи.
Последствиями нарушения фонематического слуха могут являться: дислексия, дисграфия.
2. Занятие по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Звуки б – бь. Буква Б».
Этапы занятия |
Содержание занятия |
1. Орг. момент
(слайд 4) |
- Сегодня на занятии мы с вами почувствуем себя детьми. Мы отправимся в путешествие по стране звуков и букв. - Как вы думаете, что это за страна, кто ее жители? Для чего мы отправимся в это путешествие? - Во время путешествия мы будем преодолевать различные препятствия и трудности. А встретят нас в этой стране новые звуки, а какие догадайтесь. Загадки: Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран)
Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Ботинки) Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одежке, Свесив сережки. (Береза)
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) По ходу отгадывания загадок на слайде появляется картинка – отгадка. - Вы догадались, о каких звуках сегодня на занятии будет идти речь? - Сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Б, БЬ». |
2. Основная часть (слайд 5)
(слайд 6)
(слайд 7)
Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука.
(слайд 8) |
- Сначала давайте познакомимся со звуком «Б». «Б» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. А чтобы четко его произносить давайте, выполним упражнение. - Возьмите зеркала. «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок». Артикуляция звука: (работа с зеркалами) - Давайте разберемся, что нам помогает произносить этот звук, а поможет нам в этом вот такая необычная фотография звука Произнесем звук «Б». При произнесении этого звука губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Горло работает. Работа по схеме (характеристика звука). Звук Б – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем, синим цветом. - Но звук «Б» не живет один в этой стране, у него есть младший брат звук «Бь». Разбор артикуляции звука. - Когда мы произносим мягкий звук БЬ губы улыбаются, горлышко работает. Характеристика звука по схеме. - Звук бь согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зеленым цветом. Игра «Повтори не ошибись» - Но чтобы попасть в страну звуков и букв надо правильно произнести «заклинание». Ба – ба – бо Бу – би – бэ Бу – бу – бя Бы – ба – бё Бё – бу – ба Бум – бом – бим Ба – бю – бы Бам – бым – бюм - Вот мы с вами и очутились в стране звуков и букв. Посмотрите, сколько разных звуков живет в этой стране. Кто вспомнит, какие мы ищем звуки? Игра «Внимательные ушки» - Давайте попробуем поймать звук «Б». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук. Звуки: П, П, Б,БЬ,С, М, БЬ, Л, К, Б, Б. Слоги: БА, ПА, СЫ, ОБЬ, АП, МУ, БЭ, ПЮ, БЮ. Слова: бык, сорока, воробей, бусы, дом, забор, бочка, белка. Игра «Подарки для звука» - Звуки «Б» и «БЬ» любят подарки. Как вы думаете, какие подарки любят звук? (слова, в которых живут звуки «Б», «БЬ»). - А теперь придумайте сами слова со звуками «Б», «БЬ».
|
2. Физ. минутка
|
Игра «Скажи наоборот» - Вот мы с вами очутились на волшебной полянке. - Все дети мечтают быть волшебниками, а мы сегодня научимся маленькому волшебству, мы будим превращать твердые звуки в мягкие, а мягкие в твердые. |
|
Игра «Прятки со звуком» - Звуки «Б» «Бь» любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, середине и в конце слова. - Давайте вспомним, каким цветом мы обозначим твердый звук «Б». Произнесите звук твердо. Найдите фишку нужного цвета (по аналогии с мягким звуком). (Работа со схемой + раздаточный материал) Слова: Баран, боты, лебедь, верблюд, столб, забор, краб. |
Работа с буквой (слайд 9)
(слайд 10)
|
- Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звуков. Все звуки в этой стране живут в домиках, а дом для звука это буква. Как вы думаете в каком домике живут звуки Б, Бь? Разбор элементов - Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звуков (из длинной палочки, короткой палочки и полукруга). Работа с крупой: - Сейчас, я предлагаю вам нарисовать портрет буквы Б. А сделаем мы это, необычным способом. Рисовать мы его будем на манке. Пишем букву сверху вниз – длинная палочка, короткая, полукруг. Сначала прорисуем букву в воздухе. Теперь на манке. - Молодцы, у вас получились замечательные портреты. Работа с различным материалом - Какой материал у вас есть на столах, назовите. - А теперь из материала, который есть у вас на столах (фасоль, счетные палочки, заготовки из картона) составьте разные портреты буквы Б. Игра «Зашифрованные слова» - Вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться. Но для того чтобы вернуться нам надо выполнить последнее задание разгадать зашифрованные слова. - Составьте слова из предложенных слогов. |
Итог занятия Рефлексия |
Скажите, а где мы с вами побывали? С какими звуками познакомились? С какой буквой? Какие задания вы выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным? |
2. Игры и упражнения по закреплению оптического образа буквы в домашних условиях.
(слайды 11 – 17)
А теперь уважаемые родители мы хотим поделиться с вами практическими советами, как закрепить букву дома Эти интересные и не сложные упражнения помогут ребенку запомнить букву, поспособствуют развитию зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти. Так же эти упражнения являются профилактикой дисграфии и дислексии.
Список литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно» Альбом упражнений по Обучению грамоте детей подготовительной к школе логогрупп
- Миронова Н.М. «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями.
- Миронова Н.М. «Планы – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
- Морозова И. А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 136 с.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 704 с.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.
- Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».
Презентацию к можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…
Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19»
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19» Тема: число 19, состав числа, геометрические фигуры. Цель: познакомить с числом 19. Задачи Образовательные: Учить соотносить число...
Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?» в средней…
Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?»в средней группе Актуальность: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня...