Мастер-класс по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе на тему
«Знакомство с сельскохозяйственным трудом»

Программное содержание:Расширять представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой. Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, закрепит умение образовывать прилагательные от существительных; понимать значение и мудрость народных пословиц.

Словарь: агроном, фермер, ветеринар, комбайнер, тракторист, хлебороб, элеватор, жатва.

Оборудование: макет «Деревня», иллюстрации, изображающие труд колхозников-животноводов, хлеборобов, шапочка «солнышко», емкость с землей, колоски, сноп, оборудование для исследовательской деятельности: лупа, пророщенные зерна ржи, пшеницы, баночки со всходами.

Предварительная работа: беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, рассматривание иллюстраций «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», чтение произведений из книги «Любить труд на родной земле».

 

Ход занятия:

Дети, расскажите, где вы отдыхали летом (выслушиваю ответы). Последним спрашиваю Женю, Колю, Вадима – детей, которые провели лето в деревне. Приглашаю пройти к макету, который изготовили вместе с детьми, рассматриваем его, задаю вопросы по ходу рассматривания. Далее предлагаю детям пройти за столы и начинаю разговор.

Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством (предлагаю повторить). Этим занимаются все жители деревни. А недавно на селе появилась новая профессия – фермер. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Какую домашнюю птицу вы знаете? (ответы детей). Выставляю иллюстрацию с изображением колхозного двора. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц. Все члены его семьи трудятся с раннего утра и до позднего вечера, еще ему помогают наемные рабочие: его соседи, члены других семей. Когда появляются маленькие телята, женщины ухаживают за ними. Они заботливо поят их из бутылочек, кормят их. Как называется эта профессия? (телятница, показ иллюстраций). А когда телята подрастают и становятся взрослыми коровами, то дают что? (молоко). Кто их доит? (доярки). Что они используют для доения большого количества коров? (доильный аппарат). А каких еще домашних животных вы знаете? В хозяйстве у фермера есть свиньи. Они неприхотливы в еде, быстро растут и дают много мяса. За свиньями ухаживают свинарки (иллюстрации). Еще в хозяйстве есть козы, овцы. Чем они питаются? (травой). Значит они, какие животные? (травоядные). Когда наступает весна и появляется молодая травка их выгоняют пастись на луг. Кто пасет животных на лугу? (пастух, показываю иллюстрации). А это птичница (показываю иллюстрации). Она ухаживает за домашней птицей, от которой мы получаем что? (яйцо, пух, перо, мясо). Ребята, надо очень любить животных, правильно за ними ухаживать, чтобы они приносили пользу и не болели. Ну а сами они все-таки заболеют? Ведь это только дикие животные сами заботятся о своем здоровье: находят лекарственные растения, помогают друг другу. Оказывается, у фермера есть врач, который лечит животных. Как называется профессия этого врача? (ветеринар). Он дает заболевшим животным микстуры, таблетки, делает им уколы.

Вот так трудятся фермер и его помощники на скотном дворе, но у фермера есть еще много земли. Земля-матушка, земля - кормилица называют ее. Она добрая, щедрая к людям, работающим на ней. И люди знают это. Самый главный секрет хорошего урожая - это уважение к земле. «Землю уважай - будет урожай»- такую поговорку придумали люди. Людей, которые работают на земле, растят хлеб для всех людей, называют хлеборобы (прошу повторить). Забота о будущем урожае начинается еще с осени (показ иллюстраций). Чем пашут землю? Кто работает на тракторе? Для чего ее пашут под зиму? Что будет с землей, когда растает снег? Весной землю рыхлят, вносят удобрения и ждут, когда земля прогреется. Ведь если маленькие зернышки положить в холодную землю, то они погибнут. А за тем, когда можно сеять следит агроном (прошу повторить). И вот мы снова на вспаханном поле. К трактору подцепили сеялку, что она делает? (роет борозды проворно, в них укладывают зерна). На селе говорят «Весенний день год кормит». Предлагаю детям взять лупы и рассмотреть зернышки с ростками, потом баночки со всходами. Идет время, зерна в земле прорастают, появляются первые всходы. Они питаются дождями, яркими лучами солнца, привольным ветром все лето. А что мешает человеку выращивать и собирать хлеб? (ветер, засуха, жара, вредные насекомые, весенние заморозки, град, ливни). И вот уже все поле в золотых колосьях. Они созрели, стали крепкими и тяжелыми. Выставляю картинку «Рожь».

Ребенок читает:

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце

И ласковый дождь.

Спасибо земле, что была моим домом

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Загадываю загадку:

«Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят» (колос)

Показываю колосок. Дети, из чего он состоит? (стебель, зерна, усики).

Затем показываю сноп, перевязанный ленточкой.

Физкультминутка.

Дети проходят на ковер, превращаются в маленькие зернышки (сжались в комочек на полу, убрали голову и закрыли ее руками). Звучит музыка. Я говорю: Дождик полил маленькие зернышки, а утром проснулось солнышко (появляется солнышко). Оно проснулось, умыло свои щечки, ротик, глазки, расчесало свои золотые волосы - лучики. Лучики распрямились, солнышко расправило свое платьице и вышло на небо. С теплым весенним солнышком зернышки стали прорастать: растет стебелек (дети вытягивают тело), появляются листочки (руки в стороны), а потом из этих росточков появляются крепкие, твердые колоски. С каждым днем они наливаются, хорошеют, любуются собой (осматривают себя), улыбаются колосьям соседям. Кланяются им, слегка дотрагиваются до них своими усиками (кланяются, дотрагиваются). Но вот подул ветер, колосок борется с непогодой (раскачивает головой, руками, всем телом). А вот снова выглянуло солнышко, колоски обрадовались и заулыбались.

Это колосок пшеницы. Какой колосок - пшеничный.

Ты – колосок ржи – ржаной.

Ты – овса – овсяный.

Ты – гречихи – гречишный.

Ты – ячменя – ячменный.

Ты – проса – просяной.

Ты – риса – рисовый.

Предлагаю детям вернуться за столы.

Но вот пришла пора уборки урожая, наступила жатва. Жатва – от слова жать, резать, косить. Загадка: «Он идет, волну сечет. Из трубы зерно течет». Что это? (комбайн). Кто работает на комбайне? (комбайнер). С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно и пропадет урожай. А от комбайнеров длинной вереницей тянутся грузовики. Кто ими управляет? (шофер). Куда они везут зерно? (на элеватор). Что такое элеватор? (здание, в котором хранится зерно).

«Хоть и собрано зерно,

Но еще не хлеб оно».

С элеватора зерно везут на мельницу. Там из него получается что? (мука), а потом уже муку везут на хлебозавод, где из нее уже выпекают хлеб, булки, бублики.

Видите, как много людей трудятся. Чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день, сколько рук к нему прикоснулось, прежде чем он стал хлебом. Чьи это руки? (тракториста, комбайнера, шофера, мельника, агронома, грузчика, пекаря).

Игра «Что сначала, что потом».

Читаю или ребенок читает:

«Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют.

Сил для хлеба не жалеют».

Вот поэтому народ всегда относился с уважением к хлебу. Хлеб всегда первым на стол ставят, хлебом – солью достойных людей встречают. О хлебе люди сложили много пословиц и поговорок. Вот, например: «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит» (кто не дорожит трудом других людей, тот сам трудиться не умеет).

Дети говорят:

Хлеб – всему голова.

Слава рукам, что пахнут хлебом.

Хлеб бросать – силу терять.

Нет хлеба, так нет и обеда.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

И обед – не обед, коли хлеба нет.

Легкого хлеба не бывает.

Хлеб батюшка - вода матушка.

Вот так, дети, и живут люди в деревне: кто-то ухаживает за животными. Кто-то работает на земле. Потом нужно убирать урожай и те продукты, которые получают от животных: мясо, яйца, молоко. Отвезти на молочные, консервные заводы, в город, чтобы мы с вами могли эти продукты купить в магазине. Работают в деревне люди, которые труда не боятся. А после трудового дня собираются вместе. Даже поговорку придумали: «Сделал дело – гуляй смело». Вот они вместе и отдыхают: поют песни, частушки, пьют чай из самовара с румяным, душистым караваем. А мы с вами тоже натрудились, и я хочу вас угостить чаем с караваем.

Вношу каравай, ребенок читает:

Вот он, хлебушко душистый,

Вот он теплый. Золотистый.

В нем здоровье наше, сила

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

 

При подготовке материала были использованы стихи авторов:

Я.Аким, С. Погореловский; «Дидактические игры в детском саду» автор А.И.Сорокина; 4 времени года, составитель С.Е.Шамаева; «Родной край» авторы Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, а также русские – народные пословицы и поговорки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса»

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса» Цель: Продолжать знакомить с временем года, побуждать интерес к сезонным изменениям в окружающем...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка  “Подготовка к...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...