Методическая разработка
«Дидактическая игра в формировании фонематических процессов у дошкольников»

 

Здравствуйте, коллеги!

Традиционно мы собираемся, чтобы поделиться опытом, обсудить насущные проблемы в нашей с Вами любимой области.

Тема нашей встречи сегодня: «Дидактическая игра в формировании фонематических процессов у дошкольников».

Опыт работы с дошкольниками говорит о том, что  развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Безусловно, каждый из Вас уделяет много внимания развитию фонематических процессов на занятиях с дошкольниками. Поэтому я не буду углубляться в известную Вам теорию психофизиологических основ фонематических процессов!

Предлагаю лишь освежить в памяти терминологию, а далее я поделюсь собственными находками в этой области!  

Итак, уточним, что же включают в себя фонематические процессы? Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления. Будучи  студенткой УрГПУ я хорошо запомнила определение, данное в самом начале учебы, нам, студентам Репиной З.А.: фонематический слух –систематизированный слух, позволяющий узнавать и различать фонемы; фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Что касается дидактических игр, то при построении логопедической работы с их помощью сравнительно облегчается процесс усвоения логопедического материала, тем самым сокращается срок исправления недостатков речи!  Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр - учить детей, тренировать и развивать их умственные способности. Существенным фактором для использования дидактической игры является также возможность  ее использования для проверки знаний и умений дошкольников.

Кроме того, мой опыт показывает, что дидактические игры, игровые приемы и упражнения, используемые в коррекционной логопедической работе по развитию фонематического восприятия способствуют созданию  благоприятных условий для непосредственного контакта между мной, педагогом и ребёнком, способствует более активному упражнению в учебном материале.

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия на автоматизацию звука [С] с элементами игры на развитие фонематических процессов.  На занятии используется авторская разработка – настенное панно, с помощью которого можно всякий раз поддержать интерес у детей на занятии.

 

Конспект занятия на автоматизацию [С] с элементами игры на развитие фонематических процессов

Здравствуй! Как настроение?

Ты любишь загадки? Тогда я загадаю, а ты отгадай!

Пришла без красок, без кисти

И перекрасила все листья?

Что же это? Правильно, осень! А как называют осень? Золотая осень! Нам понадобится конвертик желтого цвета! Снимай его!

Смотри, здесь упражнения для язычка!

Чтобы звук С получился,

Ты с ним долго не возился,

Выполняй упражнения для язычка,

Все получится тогда!

А теперь давай вспомним, как правильно произносится звук С? (рисуем: губы в улыбке, широкий язык внизу, зубы разомкнуты, струя воздуха холодная)

Смотри,  под деревом сюрприз! Пойдем, посмотрим! Я открою листочек, ты внимательно посмотришь, что там спряталось и выложишь тоже самое из палочек! Готова!?

Что это? Красный листок!

Назови первый звук в слове «Лист»! Какой последний звук в слове? Определи место звука С в этом слове!

Сегодня мы будем выкладывать букву С из шнурков! (Характеристика звука.)

Пусть наши пальчики теперь отдохнут! (Выполняем пальчиковую гимнастику.)

Сложим из пальцев ворота, замочек, горку, канавку, мостик, заборчик.

Мы пальцы согнули, соеденили, высокую горку из пальцев сложили.

Пальчик за пальчиком встал, распрямился,

Мезинец к мезинцу, вновь забор получился.

Пальчик за пальчик, крючок за крючок

И вот получился из ручек замок!

Но вот постучался тихонечко кто – то!

Смотрите, открыты для гостя ворота!

Через канавку построим мы мостик,

Чтобы легко проходить было гостю!

А в гости сегодня к нам прилетела Сова! Так летела, так торопилась, что запыхалась! Давай на нее подуем! (Упражнение на развитие дыхания.)

Пора передохнуть! (Выполняем физкультминутку.)

1 – 2 – 3 – 4 – 5

Это каждый должен знать!

Лето, осень и зима, а затем придет весна!

Мы теперь друг друга спросим:

Что настало нынче?

Осень!

Смотри, у Совы сумка! Посмотрим, что в ней!?

Картинки! Рассмотри и определи, есть ли в картинках звук С?

Давай посадим их в Веселый поезд: каждого в свой вагон! И отправим на предстоящий праздник Осени! (Определяем количество слогов и место звука в словах – картинках.)

Предлагаю творческое задание! Придумай, кто еще может поехать в поезде на праздник! (Придумываются слова с заданным звуком.)

А чтобы им было ехать веселее, будем проговаривать чистоговорку!

А у Совы еще одно задание для тебя! У Совы с собой сотовый телефон, на котором оставлены СМС – сообщения. Послушай их. Найди ошибки и исправь их!

Сосна сидит на сове.

Сапоги надели Соню.

Осина висит на красном листке.

На слякоти дороги.

На тучах серое небо.

Умница! Мне очень понравилось, как ты сегодня работала! Ты старалась, была внимательной!

Какой звук мы учились проговаривать сегодня? Какая игра тебе показалась самой интересной? Что было сложным?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение;...

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать...

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Читайте также

Использование ИКТ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Использование ИКТ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста (Опыт работы) ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело...

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации Интерактивное электронное дидактическое пособие по познавательному развитию предназначено для детей среднего...

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка»

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка» Действующие лица: Снежинка Снегурочка Зайчик Мишка Лисичка Дед Мороз Львенок. В зал под музыку входят дети Снежинка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте зверята! Ёлка, елка, ёлочка. Мы к тебе пришли, Огоньки весёлые Ты скорей зажги! Хлопает...