Конспект индивидуального фонетического логопедического занятия по теме «Звук [с]» для старшей логопедической группы

 

Этап: автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: автоматизация звука [с] в фразовой речи, повтор в слогах и словах.

Задачи:

  1. Обучать детей правильному произношению звука [с], расширять и систематизировать знания о предметном мире, совершенствовать лексико – грамматический строй языка, автоматизировать правильное произношение свистящего звука [с], совершенствовать навык звукового анализа слов, развивать мелкую моторику.
  2. Развивать связную речь, звуко-слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивости и аккуратности.

Дидактический материал: 2 изображения снеговика на листе формата А4, предметные картинки со звуком [с] и без него (сумка, автобус, посуда, солнце, коза, пуговица, жук), картинка самолета (для раскрашивания), лес, каменистая дорога, дом с забором, крыша с сосулькой, волк, карта сделанные из цветного картона или нарисованные на картоне формата А4, «снежинка».

Оборудование: зеркало, стол, 2 стула.

План занятия

  1. Организационный момент. Приход гостя и сообщение темы занятия    1 мин.
  2. Упражнение «Снежинка» на развитие дыхание                                 1 мин.  
  3. Артикуляционная гимнастика                                                        1 мин.
  4. Артикуляция звука [с]
  5. Изолированное произнесение                                                        1 мин.
  6. Проговаривание слогов и слоговых рядов                                       1 мин.
  7. Упражнение на развитие фонематического слуха «Хлопни когда услышишь [с]»    1 мин.
  8. Физкульт. минутка                                                                       2 мин.    
  9. Проговаривание чистоговорок                                                       2 мин.
  10. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ слов.                      2 мин.
  11. Составление предложения с одной из картинок.                            1 мин.
  12. Прощание с гостем. Домашнее задание                                        1 мин.
  13. Подведение итогов                                                                     1 мин.

                                                                                                    15 мин.  

Ход занятия

1. Логопед встречает ребенка в дверях кабинета. Организует приветствие с ним. Приглашает сесть за столик.

Логопед: Сегодня к нам в гости пришел Снеговик.  Но почему-то он расстроен. Посмотри на его лицо. Как ты думаешь, почему?

Ребенок: У него нет носа.

Логопед: Верно! Он потерял свой нос-морковку. Сейчас зима, и морковку в лесу нигде не найдешь, а без носа Снеговик не может. Чем же можно ее заменить? Отгадай загадку:

Дети сели на карниз

И растут все время вниз.

Ребенок: Сосулька.

Логопед: Правильно! Его нос можно заменить сосулькой. А какой звук стоит на первом месте в словах сосулька и снеговик?

Ребенок: Звук [с].

Логопед: Да! Это любимый звук Снеговика! Сегодня мы будем продолжать изучать звук [с]. Наш ответ на загадку помог Снеговику, но один он сосульку не найдет. Он просит нас о помощи. Давай поможем Снеговику.

 Ребенок: Давайте!

2. Логопед: Для начала давай потренируемся вместе с Снеговиком сдувать снежинки.

Ребенок берет снежинку, держит за ниточку и дует на нее так, чтобы она «летала», следя за тем, чтобы щеки не надувались.

Логопед: Молодец!

3. Логопед: Чтобы помогать Снеговику тебе нужно буде поработать языком, поэтому мы сейчас его разомнем.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

«Лопаточка» - рот открыт. Язык спокойно лежит на нижней губе.

«Улыбка» - растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Удерживать в течении 4-5 секунд.

«Заборчик» - растянуть губы в улыбке так, чтобы зубы были видны. Удерживать.

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком тонкого языка тянуться под счет 1-4 попеременно к уголкам губ.

«Почистим зубы» - рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Трубочка» - рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

4. Логопед: Теперь давай вспомним какой звук [с]. Он согласный, глухой, твердый, зубы не смыкаются, губы улыбаются.  

5. Логопед: Молодец! Ну что ж, теперь давай подумаем, где нам можно найти сосульки? С чего они свисают?

Ребенок: С крыши домов.

Логопед: Да! Давай посмотрим на карту (логопед достает карту, по которой Снеговик должен будет пройти до домика лесника).  Тебе нужно провести пальцем по линии от начала пути до дома лесника, проговаривая звук [с].

Далее логопед просит произнести изолированно звук [с].

Ребенок: С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.

Логопед: Молодец! Теперь мы знаем, где мы найдем сосульку. Нам нужно отправляться!    

6. Логопед: Для того, что бы нам пройти к лесничему домику, нам нужно пройти через лес. Для этого нужно правильно произнести все слоги, которые я тебе скажу.

Са

Со

Су

Сы

Са-су-сы

Со-са-су  

7. Логопед: Молодец! Снеговик проходит через этот густой лес. Но вдруг он увидел позади себя волка, который погнался за ним. Давай поможем убежать Снеговику. Для этого тебе нужно будет хлопнуть в ладоши, когда ты услышишь звук [с]. Понятно?

Ребенок: понятно!

Логопед: Слушай внимательно

П, С, Ш, Ж, З, С, Р, Л, Ш, С, Х, Ф, С.

Логопед называет звуки, а ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда звучит звук [с].

Логопед: Молодец! Снеговику удалось убежать от злого волка!

8. Снеговик запыхался и устал, да и ты, наверное, тоже. Пойдем немного отдохнем.

Ребенок и логопед встают и выходят в коридор, делают физкульт. минутку.

Раз-согнуться, разогнуться,                 (наклон вперед, выпрямится)

Два-высоко потянуться,                      (подняться на носках)

Три-в ладоши три хлопка.                    (3 хлопка в ладоши)

Головой три кивка.                             (3 наклона головой вперед)

На четыре-руки шире,                         (руки в стороны)

Пять, шесть-тихо сесть.                      (присесть на корточки)

Логопед произносит и показывает ребенку движения. Затем это повторяется еще раз.

Логопед: Ну что, отдохнул немного?

Ребенок: Да!

Логопед: Теперь пойдем дальше помогать Снеговику.

Ребенок вместе с логопедом входит в кабинет.

9. Логопед: Снеговик вышел из леса и попал на каменистую дорогу. По ней очень тяжело передвигаться. Что бы Снеговику было легче, тебе нужно будет повторить за мной чистоговорки. Понятно?

Ребенок: Да

Далее логопед произносит чистоговорки, а ребенок повторяет.

Са-са-са-вот сидит лиса.

Со-со-со-покатилось колесо.

Сы-сы-сы-подлетели две осы.

Су-су-су-злой волк живет в лесу.

10. Логопед: Посмотри, Снеговик прошел каменистую дорогу и перед ним наконец-то появился дом лесника. Но дом огражден забором. Что бы Снеговик попал к дому, тебе нужно будет правильно выбрать из этих картинок только те, в которых есть звук [с], и сказать, где он находится-в начале или в середине слова (логопед кладет перед ребенком картинки сумка, автобус, посуда, солнце, коза, пуговица, жук).

Ребенок произносит все названия картинок и отбирает картинки сумка, автобус, посуда, солнце и называет место, на котором стоит звук [с].

Логопед: Молодец! Снеговик прошел через забор.

11. Логопед: Подошел к дому и увидел, что с крыши свисает сосулька. Но она так высоко. Давай поможем подпрыгнуть Снеговику. Для этого тебе нужно составить предложение с этой картинкой (логопед дает ребенку картинку с изображением автобуса).

Ребенок: По дороге едет автобус.

Логопед: Умница! Посмотри, Снеговик достал сосульку и вставил ее на то место, где раньше была морковь. Теперь у него есть нос!

12. Логопед: Снеговик благодарит тебя за помощь и дарит тебе детскую сосульку, которую можно есть (логопед дает ребенку леденец). Снеговик хочет пойти и побыстрее показать своим друзьям свой новый нос. Давай попрощаемся со Снеговиком.

Ребенок: До свидания.

Логопед: Твое домашнее задание будет таким-раскрасить что? (ребенку дается картинка для раскрашивания с изображением самолета)

Ребенок: Самолет!

Логопед: Правильно.

13. Логопед: Так чем же мы сегодня с тобой занимались?

Ребенок: изучали звук [с], помогали Снеговику.

Логопед: Что тебе больше всего понравилось?

Ребенок отвечает, делится своими впечатлениями.

Логопед: Верно! Мы сегодня продолжали изучать звук [с]. Учились проговаривать его в словах и предложениях. Ты справились со всеми заданиями и помог Снеговику.

Логопед: На сегодня наше занятие окончено, можешь идти в группу.

 

Список использованных источников:

  1. http://ddu82.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=22241
  2. http://elena-chumakova-logo.narod.ru/index/0-5


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со…

Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со сказками» Цель: создание условий для активизации речевых навыков. Задачи: Обучающие: -Закрепить знания детей...

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье…

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье новоселье» Ведущий: Мы с вами собрались на птичье новоселье. Есть у русского...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Исследовательская или проектная деятельность?

Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации Интерактивное электронное дидактическое пособие по познавательному развитию предназначено для детей среднего...