Конспект подгруппового фонетического логопедического занятия по теме «Звуки [ш] и [ж]» для подготовительной логопедической группы

 

Этап: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

  1. Обучать правильному произношению звуков [ш] и [ж], расширять и систематизировать знания о предметном мире, совершенствовать лексико-грамматический строй языка, обучать детей дифференциации звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи, совершенствовать навык звукового анализа слов.
  2. Развивать связную речь, звуко-слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам.

Дидактический материал: мальчик и девочка, дом, деревья, облако, шары, предметные картинки (камыш, машина, шапка, жаба, ножницы, ежик, жук, подушка, мышь, шоколад), сюжетные картинки (к чистоговоркам), «снежинка», листы формата А4 с буквами Жж и Шш.

Оборудование: большое настенное зеркало, стол, 2 стула

План занятия

  1. Организационный момент.                                                       1 мин.                                                                                          
  2. Артикуляционная гимнастика                                                  1 мин.
  3. Упражнение «Снежинка» на развитие дыхание                          1 мин.
  4. Приход гостей                                                                       1 мин.
  5. Сообщение темы занятия                                                        1 мин.
  6. Изолированное произнесение звука                                         1 мин.
  7. Характеристика звука. Соотнесение его с буквой                      2 мин.
  8. Упражнение на развитие фонематического слуха                       2 мин.      
  9. Пальчиковая гимнастика                                                         1 мин.
  10. Чтение слогов. Звуковой анализ                                             2 мин.
  11. Проговаривание слов. Звуковой анализ слов                            3 мин.  
  12. Физкультминутка                                                                  2 мин.
  13. Проговаривание чистоговорок                                                3 мин.
  14. Подведение итогов занятия                                                    1 мин.    

                                                                                        Итого: 22 мин.

Ход занятия

1. Логопед встречает детей в дверях кабинета. Организует приветствие с ними. Приглашает сесть за столик возле зеркала.

2. Логопед: Для начала сделаем с вами упражнения для нашего язычка.

Вот проснулся утром язычок, вышел из дома (рот широко открыть, высунуть язык изо рта). Посмотрел направо (язык к правому углу рта), налево (язык к левому углу рта). Решил пойти почистить зубки.

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи.… И внутри.

Не болели, не темнели,

И блестели чтоб они.

Потом язычок пошел попить чай с вареньем.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе,

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Запил язычок варенье чаем. Какая красивая чашка у язычка.

Вкусно мы уже поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Потом наш язычок решил пойти и поработать-покопать лопатой.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

1, 2, 3, 4, 5!

Язык можно убирать.

А потом решил пойти покачаться на качелях.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Покачался на качелях.

Покачался язычок, решил пойти покрасить потолок.

Красить потолок пора

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем.

Поведем вперед-назад-

Наш маляр работать рад!

 Дети выполняют артикуляционные упражнения.

3. Логопед: Смотрите, что у меня есть (логопед достает «Снежинку»). А теперь давайте подуем на снежинку так, что бы она летала.

 Дети выполняют упражнение на дыхание.

4. Логопед: Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости (логопед показывает картинки, на которых изображены мальчик Шалунишка и девочка Жадина). К нам в гости пришли мальчик и девочка. Мальчик все время шалит, поэтому его прозвали Шалунишкой. А девочка все время жадничает, ее прозвали Жадиной. Пришли они к нам за помощью. Они постоянно ссорятся, потому что не могут ничего поделить. Все дело в том, что Шалунишке нравится звук [ш], а Жадине нравится звук [ж]. Но разобраться где какой звук они не могут. Вот и пришли они к нам за помощью, чтобы вы им помогли. Для этого вам нужно будет выполнять задания. Ну как, поможем Шалунишке и Жадине?

Дети: Да!

5. Логопед: А какой звук стоит на первом месте в слове шалунишка?

Дети: Звук [ш]!

Логопед: Верно! А в слове жадина?

Дети: Звук [ж]!

Логопед: Правильно! Сегодня мы будем заниматься звуками [ш] и [ж].

6. Логопед: Давайте покажем как мы умеем проговаривать любимый звук Шалунишки-[ш].

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Логопед: Молодцы! А теперь любимый звук Жадины-[ж].

Дети: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Логопед: Молодцы!

7. Логопед: А теперь давайте дадим характеристику этим звукам. Звуки [ш] и [ж]-пропеть его нельзя, значит они какие гласные или согласные?

Дети: Согласные!

Логопед: Верно. Звук [ш]-горло не дрожит, значит звук…

Дети: Глухой.

Логопед: А звук [ж]?

Дети: Звонкий!

Логопед: Верно! Оба звука согласные, твердые. Звук [ш]-глухой, а [ж]-звонкий.

Далее логопед показывает буквы, которыми обозначаются данные звуки.

8. Логопед: Опять Шалунишка и Жадина разобраться не могут. Давайте им поможем. Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [ш].

Дети: Хорошо!

Логопед: шкаф, жираф, камыш, лужа, жаба, кошка, жало, шар, шило, жир, сажа, Саша, каша, пиджак.

Дети хлопают в ладоши на слова шкаф, кошка, камыш, шар, шило, каша.

Логопед: Молодцы! Вот и успокоились наши гости.

9. Логопед: А теперь давайте вместе сосчитаем наши пальчики.

Можешь пальцы сосчитать-           (показать обе руки)

Один, два, три, четыре, пять.        (на счет по очереди следует загибать

Один, два, три, четыре, пять-        пальцы на одной, затем на другой руке)

Десять пальцев, пара рук-            (показать все десять пальцев)

Вот твое богатство, друг.              (покрутить кистями, показывая «фонарики»)

Дети вместе с логопедом выполняет упражнение на развитие мелкой моторики.

10. Логопед: Вышли дети погулять на улицу. Увидели надувные шары. Начали спорить, кому какие достанутся. Давайте поможем им. Вам нужно брать по одному шарику, прочитать на них слоги и решить, какой шарик дать Шалунишке, а какой Жадине. Шалунишке нужны шарики со слогами с звуком [ш], а Жадине со звуком [ж]. Убрать шарики в нужные конверты.

 Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Помогли разрешить спор!

11. Логопед: Пошли дети домой, смотреть картинки. Но опять не могут ничего поделить. Вам нужно назвать, что нарисовано, сказать, есть ли в названиях звук [ш] или [ж]. Сказать на каком месте этот звук стоит: в начале, в середине или в конце.

Далее логопед дает детям картинки (одному ребенку-камыш, машина, шапка, жаба, ножницы; второму-ежик, жук, подушка, мышь, шоколад).

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! И в этом помогли.

12. Логопед: А теперь давайте  немного отдохнем.

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ                             (ходьба на месте)

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп.                       (хлопки в ладоши)

Качаем головой.                         (наклоны головы вправо, влево)

Мы руки поднимаем.                  (руки вверх)

Мы руки опускаем.                    (руки вниз)

Мы руки разведем.                    (руки в стороны)

И побежим кругом.                    (бег) 

Далее логопед вместе с детьми выполняет физкультминутку.

13. Логопед: А теперь давайте покажем нашим гостям, как вы умеете проговаривать чистоговорки. Покажем?

Дети: Покажем!

Шу-шу-шу-я письмо пишу.

Жу-жу-жу-я на лавочке сижу.

Ша-ша-ша-мама моет малыша.

Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.

Ши-ши-ши-зашумели камыши.

Жи-жи-жи-ты мне сказку расскажи.

Дети повторяют чистоговорки за логопедом.

Логопед: Молодцы!

14. Логопед: наши гости больше никогда не будут спорить. Давайте посоветуем им что-нибудь. Почему мальчика прозвали Шалунишкой?

Дети: Потому что он шалил. Мы ему посоветуем больше не шалить.

Логопед: Верно! Хороший совет! А почему девочку прозвали Жадиной?

Дети: Потому что она жадничала. Мы посоветуем, чтобы девочка больше не жадничала.

Логопед: Отличный совет! Шалунишка и Жадина прощаются с вами, говорят: «До свидания!»

Дети: До свидания!  (логопед убирает картинки мальчика и девочки).

Логопед: С какими звуками мы сегодня занимались?

Дети: со звуками [ш] и [ж].

Логопед: Верно! Какими буквами обозначаются эти звуки?

Дети показывают.

Логопед: А что больше всего понравилось на занятии?

Далее дети отвечают на вопрос, делятся своими впечатлениями.  

Логопед: Молодцы! Вы сегодня справился со всеми заданиями, помогли мальчику и девочке. На сегодня наше занятие окончено.

 

Список использованных источников:

  1. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.
  2. http://86sch39-nv.edusite.ru/DswMedia/artikulyacionnyieuprajneniya.pdf
  3. http://koshki-mishki.ru/clear-pronouncing.html
  4. http://www.psyoffice.ru/4-0-5080.htm


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород» Введение: В. А. Сухомлинский«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств...

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...

Читайте также

Стеклодувная фабрика

Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм...

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники –…

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография»  Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением...

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»