Конспект подгруппового фонетического логопедического занятия по теме «Звуки [ш] и [ж]» для подготовительной логопедической группы
Этап: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.
Цель: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.
Задачи:
- Обучать правильному произношению звуков [ш] и [ж], расширять и систематизировать знания о предметном мире, совершенствовать лексико-грамматический строй языка, обучать детей дифференциации звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи, совершенствовать навык звукового анализа слов.
- Развивать связную речь, звуко-слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление.
- Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам.
Дидактический материал: мальчик и девочка, дом, деревья, облако, шары, предметные картинки (камыш, машина, шапка, жаба, ножницы, ежик, жук, подушка, мышь, шоколад), сюжетные картинки (к чистоговоркам), «снежинка», листы формата А4 с буквами Жж и Шш.
Оборудование: большое настенное зеркало, стол, 2 стула
План занятия
- Организационный момент. 1 мин.
- Артикуляционная гимнастика 1 мин.
- Упражнение «Снежинка» на развитие дыхание 1 мин.
- Приход гостей 1 мин.
- Сообщение темы занятия 1 мин.
- Изолированное произнесение звука 1 мин.
- Характеристика звука. Соотнесение его с буквой 2 мин.
- Упражнение на развитие фонематического слуха 2 мин.
- Пальчиковая гимнастика 1 мин.
- Чтение слогов. Звуковой анализ 2 мин.
- Проговаривание слов. Звуковой анализ слов 3 мин.
- Физкультминутка 2 мин.
- Проговаривание чистоговорок 3 мин.
- Подведение итогов занятия 1 мин.
Итого: 22 мин.
Ход занятия
1. Логопед встречает детей в дверях кабинета. Организует приветствие с ними. Приглашает сесть за столик возле зеркала.
2. Логопед: Для начала сделаем с вами упражнения для нашего язычка.
Вот проснулся утром язычок, вышел из дома (рот широко открыть, высунуть язык изо рта). Посмотрел направо (язык к правому углу рта), налево (язык к левому углу рта). Решил пойти почистить зубки.
Чищу зубы, чищу зубы,
И снаружи.… И внутри.
Не болели, не темнели,
И блестели чтоб они.
Потом язычок пошел попить чай с вареньем.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе,
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Запил язычок варенье чаем. Какая красивая чашка у язычка.
Вкусно мы уже поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Потом наш язычок решил пойти и поработать-покопать лопатой.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
1, 2, 3, 4, 5!
Язык можно убирать.
А потом решил пойти покачаться на качелях.
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Покачался на качелях.
Покачался язычок, решил пойти покрасить потолок.
Красить потолок пора
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к небу поднимаем.
Поведем вперед-назад-
Наш маляр работать рад!
Дети выполняют артикуляционные упражнения.
3. Логопед: Смотрите, что у меня есть (логопед достает «Снежинку»). А теперь давайте подуем на снежинку так, что бы она летала.
Дети выполняют упражнение на дыхание.
4. Логопед: Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости (логопед показывает картинки, на которых изображены мальчик Шалунишка и девочка Жадина). К нам в гости пришли мальчик и девочка. Мальчик все время шалит, поэтому его прозвали Шалунишкой. А девочка все время жадничает, ее прозвали Жадиной. Пришли они к нам за помощью. Они постоянно ссорятся, потому что не могут ничего поделить. Все дело в том, что Шалунишке нравится звук [ш], а Жадине нравится звук [ж]. Но разобраться где какой звук они не могут. Вот и пришли они к нам за помощью, чтобы вы им помогли. Для этого вам нужно будет выполнять задания. Ну как, поможем Шалунишке и Жадине?
Дети: Да!
5. Логопед: А какой звук стоит на первом месте в слове шалунишка?
Дети: Звук [ш]!
Логопед: Верно! А в слове жадина?
Дети: Звук [ж]!
Логопед: Правильно! Сегодня мы будем заниматься звуками [ш] и [ж].
6. Логопед: Давайте покажем как мы умеем проговаривать любимый звук Шалунишки-[ш].
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Логопед: Молодцы! А теперь любимый звук Жадины-[ж].
Дети: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Логопед: Молодцы!
7. Логопед: А теперь давайте дадим характеристику этим звукам. Звуки [ш] и [ж]-пропеть его нельзя, значит они какие гласные или согласные?
Дети: Согласные!
Логопед: Верно. Звук [ш]-горло не дрожит, значит звук…
Дети: Глухой.
Логопед: А звук [ж]?
Дети: Звонкий!
Логопед: Верно! Оба звука согласные, твердые. Звук [ш]-глухой, а [ж]-звонкий.
Далее логопед показывает буквы, которыми обозначаются данные звуки.
8. Логопед: Опять Шалунишка и Жадина разобраться не могут. Давайте им поможем. Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [ш].
Дети: Хорошо!
Логопед: шкаф, жираф, камыш, лужа, жаба, кошка, жало, шар, шило, жир, сажа, Саша, каша, пиджак.
Дети хлопают в ладоши на слова шкаф, кошка, камыш, шар, шило, каша.
Логопед: Молодцы! Вот и успокоились наши гости.
9. Логопед: А теперь давайте вместе сосчитаем наши пальчики.
Можешь пальцы сосчитать- (показать обе руки)
Один, два, три, четыре, пять. (на счет по очереди следует загибать
Один, два, три, четыре, пять- пальцы на одной, затем на другой руке)
Десять пальцев, пара рук- (показать все десять пальцев)
Вот твое богатство, друг. (покрутить кистями, показывая «фонарики»)
Дети вместе с логопедом выполняет упражнение на развитие мелкой моторики.
10. Логопед: Вышли дети погулять на улицу. Увидели надувные шары. Начали спорить, кому какие достанутся. Давайте поможем им. Вам нужно брать по одному шарику, прочитать на них слоги и решить, какой шарик дать Шалунишке, а какой Жадине. Шалунишке нужны шарики со слогами с звуком [ш], а Жадине со звуком [ж]. Убрать шарики в нужные конверты.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Помогли разрешить спор!
11. Логопед: Пошли дети домой, смотреть картинки. Но опять не могут ничего поделить. Вам нужно назвать, что нарисовано, сказать, есть ли в названиях звук [ш] или [ж]. Сказать на каком месте этот звук стоит: в начале, в середине или в конце.
Далее логопед дает детям картинки (одному ребенку-камыш, машина, шапка, жаба, ножницы; второму-ежик, жук, подушка, мышь, шоколад).
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы! И в этом помогли.
12. Логопед: А теперь давайте немного отдохнем.
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ (ходьба на месте)
Мы хлопаем руками..
Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки в ладоши)
Качаем головой. (наклоны головы вправо, влево)
Мы руки поднимаем. (руки вверх)
Мы руки опускаем. (руки вниз)
Мы руки разведем. (руки в стороны)
И побежим кругом. (бег)
Далее логопед вместе с детьми выполняет физкультминутку.
13. Логопед: А теперь давайте покажем нашим гостям, как вы умеете проговаривать чистоговорки. Покажем?
Дети: Покажем!
Шу-шу-шу-я письмо пишу.
Жу-жу-жу-я на лавочке сижу.
Ша-ша-ша-мама моет малыша.
Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.
Ши-ши-ши-зашумели камыши.
Жи-жи-жи-ты мне сказку расскажи.
Дети повторяют чистоговорки за логопедом.
Логопед: Молодцы!
14. Логопед: наши гости больше никогда не будут спорить. Давайте посоветуем им что-нибудь. Почему мальчика прозвали Шалунишкой?
Дети: Потому что он шалил. Мы ему посоветуем больше не шалить.
Логопед: Верно! Хороший совет! А почему девочку прозвали Жадиной?
Дети: Потому что она жадничала. Мы посоветуем, чтобы девочка больше не жадничала.
Логопед: Отличный совет! Шалунишка и Жадина прощаются с вами, говорят: «До свидания!»
Дети: До свидания! (логопед убирает картинки мальчика и девочки).
Логопед: С какими звуками мы сегодня занимались?
Дети: со звуками [ш] и [ж].
Логопед: Верно! Какими буквами обозначаются эти звуки?
Дети показывают.
Логопед: А что больше всего понравилось на занятии?
Далее дети отвечают на вопрос, делятся своими впечатлениями.
Логопед: Молодцы! Вы сегодня справился со всеми заданиями, помогли мальчику и девочке. На сегодня наше занятие окончено.
Список использованных источников:
- Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.
- http://86sch39-nv.edusite.ru/DswMedia/artikulyacionnyieuprajneniya.pdf
- http://koshki-mishki.ru/clear-pronouncing.html
- http://www.psyoffice.ru/4-0-5080.htm
Читайте также |
---|
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...
Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»
Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород» Введение: В. А. Сухомлинский«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств...
Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»
Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...