Конспект подгруппового фонетического логопедического занятия по теме «Звук [р]» для подготовительной логопедической группы

 

Этап: автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (второе занятие).

Цель: автоматизация [р] в словах, фразовой речи.

Задачи:

  1. Расширять и систематизировать знаний о предметном мире, совершенствовать лексико – грамматический строй языка, автоматизировать правильное произношение сонорного звука [р], продолжить знакомство с буквой Рр, совершенствовать навык звукового анализа слов, навыков чтения, печатания и графо – моторных навыков.
  2. Развивать связную речь, звуко – слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, память.
  3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, умения работать в коллективе, желание трудиться, бережное отношение к предметам.

Дидактический материал: демонстрационные картинки с изображением действий (к чистоговоркам), предметные картинки (пирамида, кукла, корабль, игрушка, вертолет, шар, мяч, Буратино, грузовик, тетрадь, карандаш, кисточка, пенал, краски, альбом, линейка, азбука, ручка, циркуль), буква Рр на листе формата А4.

Оборудование: мяч средних размеров, карандаши или ручки по числу детей, доска, мел, указка, шнурки по числу детей, перья по числу детей.

План.

  1. Орг. Момент.
  1. Приветствие.                                                                  0,5 мин.
  2. Сообщение темы.                                                            0,5 мин.
  1. Основная часть.
  1. Упражнение на развитие дыхания.                                     1 мин.
  2. Артикуляционная гимнастика.                                           2 мин.

Артикуляция звука [р] и его характеристика.                   0,5 мин.

  1. Повтори чистоговорки и подбери к ним картинки.                2 мин.
  2. Игра с мячом (образование сложных слов).                        3 мин.
  3. Выбирание из ряда тех картинок, в названии которых присутствует звук [р].   2 мин.
  4. Физ. минутка «Весна, весна красная!»                              2 мин.
  5.  Знакомство с буквой Рр
  • Показ буквы Рр                                                               1 мин.
  • На что похожа буква Рр                                                   0,5 мин.
  • Прорисовать букву, выкладывание из шнурка                     1 мин.
  1. Закрепление
  1. Проговаривание скороговорок.                                         2 мин.
  2. Отгадывание загадок.                                                      2 мин.
  3. Домашнее задание.                                                         1 мин.
  1. Подведение итогов.                                                        1 мин.

                                                                         Общее время: 22 минуты.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона.)

1. Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие с ними. Дети проходят в кабинет и занимают места возле своих стульчиков, не садясь за стол.

Логопед: Сегодня мы будем говорить о звуке [р]. Теперь вы мне скажите слова с этим звуком (по одному слову от каждого ребенка). После этого мы присядем за стол и продолжим занятие. Хорошо?

Дети: Хорошо!

1-й ребенок: роза.

2-й ребенок: рог.

3-й ребенок: творог.

4-й ребенок: сор.

 Все дети присаживаются за столики.

2.  Логопед: Сегодня мю будем дальше продолжать учиться произносить звук [р] в предложениях.

II. Основная часть.

1. Логопед: ребята! Посмотрите, что у меня есть! (показывает перья и раздает по одному каждому ребенку). Давайте – ка поиграем в ветерок. Вам нужно сдуть перья со своей ладони.

Дети выполняют упражнение.

2. Логопед: а теперь давайте сделаем уже знакомые вам упражнения.

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком тонкого языка тянуться под счет 1-4 попеременно к уголкам губ.

«Змейка» - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, подбородку, либо к нижним и верхним резцам.

«Спрячь конфетку» - рот открыт. Делать «укольчики» в щечку язычком.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать вглубь рта.

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Почистим зубы» - рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Дети выполняют все вышеперечисленные упражнения.

Логопед: Молодцы! Это была трудная задача!

3. Логопед: А теперь давайте поищем картинки к чистоговоркам. Вы будете проговаривать чистоговорки, а потом искать к ним картинки.

Ра-ра-ра-Маше спать уже пора.

Ро-ро-ро-у Тани новое ведро.

Ру-ру-ру-мышка спряталась в нору.

Ры-ры-ры-у нас новые шары.

Дети повторяют и ищут картинки к скороговоркам.

4. Логопед: А теперь давайте поиграем с мячом. Я буду говорить вам простые слова и кидать мяч. Вы должны его поймать и образовать от моих слов одно сложное. Понятно?

Дети: Понятно!

Логопед: рыбу ловит

1-й ребенок: рыболов

Логопед: паром ходит

2-й ребенок: пароход

Логопед: мясо рубит

3-й ребенок: мясоруб

Логопед: ученик первого класса

4-й ребенок: первоклассник

Логопед: лес рубит

1-й ребенок: лесоруб

Логопед: дрова коле

2-й ребенок: дровокол

Логопед: паром варит

3-й ребенок: пароварка

Логопед: рубит лед

4-й ребенок: ледоруб

Логопед: Молодцы!

5. Далее логопед предлагает детям выбрать те картинки, в которых присутствует звук [р].

Картинки: пирамида, кукла, корабль, игрушка, вертолет, шар, мяч, Буратино, грузовик, тетрадь, карандаш, кисточка, пенал, краски, альбом, линейка, азбука, ручка, циркуль.

Дети выбирают: пирамида, корабль, игрушка, вертолет, шар, Буратино, грузовик, тетрадь, карандаш, краски, ручка, циркуль.

6. Далее логопед предлагает пройти всем детям на ковер и выполнить упражнение.

Весна, весна красная!        Идут по кругу, взявшись за руки.

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,    Идут в противоположную сторону.

С великой милостью:

Со льном высоким,             Останавливаются, поднимаются на    

                                       Носочки, руки вверх, делают вдох.

С корнем глубоким,            Опускают руки, приседают, выдох.

С хлебами обильными.         Взявшись за руки бегут по кругу.

Дети выполняют физ.минутку.

7. Логопед: А теперь мы с вами вспомним букву Рр. Вот она какая (логопед показывает букву Рр на листе формата А4). А на что похожа буква Рр?

1-й ребенок: на человека, у которого одна рука на поясе.

2-й ребенок: на половинку буквы Фф.

3-й ребенок: на фонарь.

4-й ребенок: на раму в окне.

Логопед: Вы все правы. А теперь я пропишу эту букву на доске, а вы прорисуете ее в воздухе. (Логопед и дети выполняют упражнение.)  После этого логопед и дети выкладывают букву Рр из шнурка.

III. Закрепление.

1. Логопед предлагает детям повторить по 1-2 строчке из скороговорок:

У Егора огород,

Там есть редька и горох.

Рядом огород Федоры-

Там на грядке помидоры.

Роет землю старый крот,

Разоряет огород.

Логопед: Молодцы, ребята!

2. Логопед: А теперь попробуйте отгадать мои загадки:

Вильнет хвостом туда-сюда-

И нет ее,

И нет следа.

Дети: Рыба.

Логопед: Правильно!

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!

В них не въехать,

Не войти.

Дети: радуга!

Логопед: Молодцы!

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белого лучи.

Дети: Ромашка!

Логопед: умницы!

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Дети: Расческа!

Логопед: Какие вы умные детки! Все мои загадки разгадали! Посмотрим, как вы справитесь с домашним заданием. Дома вам нужно будет выучить стишок про букву Рр.

IV. Подведение итогов. (Оценка работы детей.)

Логопед спрашивает детей, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли. Затем дети оценивают работу друг друга. После этого логопед прощается с детьми и провожает их до дверей.

 

Список использованных источников:

  1. Пятница, Т.В. Рабочая тетрадь логопеда. Загадки, рифмовки, скороговорки. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 315с.
  2. http://pandaland.kz/blogs/nashi-deti-4/razvitie-27/3-7-let-45/kak-my-borolis-s-trudnymi-zvukami-chast-1
  3. http://www.razumniki.ru/zaklichki_pro_vesnu.html
  4. http://ahdetki.ru/detki/2012/07/10/skorogovorki-na-r.html


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...

Проект профориентация «Пожарные – МЧС»

Проект профориентация «Пожарные – МЧС»

Программа профессионального развития педагогов

Программа профессионального развития педагогов 

Читайте также

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о…

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о Родине посредством ознакомления с государственной символикой и неофициальными символами России» ...

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки»

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки» Аннотация Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь...