Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ТНР (ОНР)

 

Направление работы I период II период III период

 

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль Март, Апрель, Май.
Развитие чёткой координации движений артикуляционного аппарата;

Развитие ощущений от движений органов артикуляции;

Выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

Развитие общей моторики и координации речи с движением;

Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

Развитие мимической мускулатуры лица.

Развитие дыхательной и голосовой функции
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль Март, Апрель, Май.
Совершенствование речевого и нижнедиафрагмального дыхания;

Развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

Обучение дифференцированному дыханию «вдох-нос – выдох-рот»;

Закрепление умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

Совершенствование чёткости дикции.

Формирование фонетико-фонематических процессов
Сентябрь
Формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков.

 

Октябрь, Ноябрь
Знакомство со звуками: У, А, О, И, П, М, Н;

Упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове;

определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;

Упражнение в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова;

Знакомство детей с понятием «гласный звук».

Упражнение в выделении согласных звуков в конце слова; определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;

Знакомство детей с понятием «согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук».

 

 

 

 

 

 

Декабрь, Январь, Февраль
Знакомство со звуками: Т, Ть, К, Кь Э, Г, Гь;

Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слов; определение местоположения звука в словах;

Упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;

Знакомство с понятиями «согласный твёрдый звук» «согласный мягкий звук».

Закрепление знаний детей о предложении, знакомство с графической схемой предложения;

Формировать умения анализировать обратные слоги   типа АН и прямые типа НА, НИ с выкладыванием схемы.

Закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: ККь, Г- К;

Развитие умения делить на слоги двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы.

 

 

 

 

 

 

Март, Апрель, Май
Знакомство со звуками: С, Сь, Ш, Х, Хь, В, Вь, З, Зь, Ж, Д, Дь, Ф, Фь;

Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в различных позициях в словах; в определении местоположения звука в словах;

Упражнение в подборе слов на заданный звук;

Закрепление понятий «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук» «звонкий», «глухой»;

Закрепление умения анализировать слоги типа АН, НУ, НИ с выкладыванием схемы;

Формирование умения анализировать короткие слова типа кот, кит, с последующим выкладыванием схемы;

Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков с опорой на артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: К-Кь, Г- К;

Развитие умения делить на слоги двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы;

Обучение составлению и анализу коротких предложений с предлогами и без них.

Лексика
Сентябрь
«Детский сад», «Игрушки».

 

Октябрь
«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород».

 

Ноябрь
«Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелётные птицы», «Одежда», «Обувь».

 

 

Декабрь
«Ателье», «Мебель. Части мебели», «Зима. Зимние забавы», «Новогодний праздник»,

 

Январь  
«Семья», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой»

 

Февраль  
«Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия».
Март
«Весна», «Праздник 8 Марта. Поздравления для мам», «Профессии».

 

Апрель
«Наша пища. Весёлые поварята», «Посуда», «Мой дом».

 

Май
«Домашние животные и их детёныши», «Наша страна», «Насекомые», «Лето»
Грамматический строй
Сентябрь
Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;

Упражнение в образовании формы множественного числа имён существительных от формы множественного числа именительного падежа. Формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут);

 

Октябрь
Упражнение в согласовании имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

Закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

Формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными значением, используя суффиксы –ик-,-чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-;

Обучение соглосованию числительных два и пять с именами существительными.

 

Ноябрь
Упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.)

Закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на-с, в-из;

Упражнение детей в подборе слов, сходных по значению (синонимы);

Упражнение детей в поборе слов, противоположных по значению (антонимы).

Декабрь
Закрепление навыков употребления падежных окончаний имён существительных единственного числа;

Закрепление навыков использования в речи существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;

Обучение согласованию глаголов с существительными единственного и множественного числа;

Развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

 

Январь
Обучение образованию притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные»;

Обучение образованию приставочных глаголов движения;

Обучение образованию прилагательных от существительных;

Закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными.

 

Февраль
Закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за;

Формирование умения употреблять предлоги движения: в, из, от, по, к;

Закрепление умения подбирать сходные и противоположные по значению слова;

Закрепление умения образовывать форму множественного числа от существительных в именительном падеже единственного числа;

Обучение подбору родственных слов.

Март
Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;

Закрепление умения образовывать   существительные в форме множественного числа от существительных в форме единственного числа именительного падежа;

Закрепление умения использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе и образовывать приставочные глаголы;

 

Апрель
Упражнение в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями в роде, числе, падеже;

Обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных;

 

Май  
Закрепление умения подбирать синонимы, антонимы и родственные слова;

Закрепление умения согласовывать числительные с существительными;

Упражнение в употреблении различных форм имени существительного;

Закрепление навыков использования в речи простых и сложных предлогов.

 

 

 

 

 

 

 

Связная речь
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Обучение составлению простых распространённых предложений;

Обучение составлению сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами;

Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением;

Закрепление умения составлять описательные рассказы по темам периода.

Развитие навыков диалогической и монологической речи;

Обучение детей пересказу небольших сказок и рассказов (дословный и свободный пересказ).

Формирование умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и серии сюжетных картин с элементами творчества

Подготовка к обучению грамоте
Октябрь, Ноябрь         Декабрь, Январь, Февраль  Март,           Апрель, Май
Знакомство с буквами (без акцента на запоминание);

У, А, О, И, П, М, Н                   Т, К Э, Г, Л, Ы                   С, Ш, Х, В, З, Ж, Д, Ф

Упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами

 

Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 6-7 лет с диагнозом ТНР (ОНР)

 

Направление работы I период II период III период
Развитие моторных функций
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Развитие артикуляционного аппарата с целью выработки чёткого координирования движений и переключаемости с одного движения на другое;

Развитие ощущений от движений органов артикуляции;

Развитие умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

Проведение упражнений на общее расслабление;

Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

Развитие мимической мускулатуры лица.

Развитие дыхательной и голосовой функции
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;

Развитие умения короткого и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать.

Развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

Знакомство детей с различными видами интонации.

Формирование фонетико-фонематических процессов
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
Знакомство со звуками: У, А, И, О, Ы, П, Пь, К, Кь, Т, Ть, Х, Хь, М, Мь, Н, Нь, Б, Бь;

Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слова и определение местоположения звука;

Упражнение в подборе слов на заданный звук;

Закрепление понятий «гласный звук», «твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «согласный звук», «звонкий»;

Умение анализировать прямые и обратные слоги: АН, НА.

Упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: П-Пь, К-Кь, Т-Ть, Х-Хь, М-Мь, Н-Нь, Б-Бь, К-Т, П-Т-К, Н-М, Б-П;

Обучение звуковому анализу слов типа кот, кит с выкладыванием схемы;

Развитие умения делить на слоги односложные, двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определение ударного слога;

Продолжение анализа небольших предложение с последующим выкладыванием схемы.

Знакомство со звуками: С, Сь, З, Зь, В, Вь, Д, Дь, Г, Гь, Э, Й, Ш;

Совершенствование умение выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определение местоположения звука;

Упражнение в подборе слов на заданный звук;

Закрепление понятий «гласный звук», «твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «согласный звук», «звонкий»;

Упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: С-Сь, З-Зь, З-С, В-Вь, Д-Дь, Т-Ть, Д-Т, Ть-Дь, Г-Гь, Г-К, Ш-С;

Продолжение работы по звуковому анализу слов типа кот, кит с выкладыванием схемы;

Обучение звуковому анализу слов типа сани, шкаф, аист;

Развитие умения делить на слоги односложные, двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определение ударного слога;

Продолжение анализа небольших предложение с последующим выкладыванием схемы.

 

Знакомство со звуками: Ж, Л, Ль, Ц, Р, Рь, Ч, Ф, Фь, Щ;

Закрепление умение выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определение местоположения звука;

Совершенствование в подборе слов на заданный звук;

Закрепление понятий «гласный звук», «твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «согласный звук», «звонкий»;

Упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: Ж-З, Ж-Ш, Ш-Ж-С-З, Л-Ль, Ц-С, Р-Рь, Р-Л, Ч-Ть, Ф-Фь, В-Ф, Щ-Ть, Щ-Ч-Сь-Ть;

Обучение проверке звонкого согласного в конце слова в случае оглушения: дуб – дубы;

Продолжение работы по звуковому анализу слов типа сани, шкаф, аист;

Обучение звуковому анализу слов из пяти звуков;

Развитие умения делить на слоги односложные, двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определение ударного слога;

Продолжение анализа небольших предложение с последующим выкладыванием схемы.

Лексика
Сентябрь
«Осень», «Деревья осенью», «Листья»

 

Октябрь
«Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Перелётные птицы»

 

Ноябрь
«Грибы. Ягоды», «Домашние животные и их детёныши. Место обитания домашних животных», «Дикие животные и их детёныши», «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Декабрь
«Зима. Зимние месяцы», «Дикие животные зимой», «Новый год»

 

Январь
«Посуда», «Семья», «Инструменты»

 

Февраль
«Транспорт», «День защитников Отечества», «Морские, речные и аквариумные обитатели», «Комнатные растения»

 

 

Март
«Весна», «Мамин праздник», «Перелётные птицы весной»

 

Апрель
«Растения и животные весной», «Профессии», «Наш дом», «Сад-огород-лес»

 

Май
«Человек», «Домашние животные», «Школа. Школьные принадлежности», «Лето»

 

 

Грамматический строй
Сентябрь, октябрь, ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Закрепление умения изменять имена существительные по падежам и использовать их в речи;

Расширение предикативного словаря: практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени, обучение образованию и закреплению в речи глаголов с приставками;

Расширение знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи;

Закрепление составления предложно-падежных конструкций;

Закрепление навыков употребления относительных и притяжательных прилагательных;

Развитие словообразовательной функции;

Упражнение в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; существительных с числительными два и пять;

Закрепление навыков употребления притяжательных прилагательных.

Связная речь
Сентябрь, октябрь, ноябрь Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Выработка умения составлять простые предложения;

Формирование умения задавать простые вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

Формирование навыков составления описательных рассказов по лексическим темам периода с использованием опорных схем;

Развитие у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Подготовка к обучению грамоте
Октябрь, Ноябрь               Декабрь, Январь, Февраль           Март, Апрель, Май
                              Знакомство с буквами и их написанием  

У, А, И, О, Ы, П, К, Т, Х, М, Н, Б     С, З, В, Д, Г,  Э, Й, Ш      Ж, Л, Ц, Р,  Ч, Ф,  Щ

Выработка умения ориентироваться на листе бумаги;

Обучение в печатании данных букв, выкладывание их из палочек и других предметов;

Обучение печатанию слогов и слов с данными буквами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня…

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня по программе «Вдохновение» С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает...

Сказочный театр ритмической гимнастики

Сказочный театр ритмической гимнастики На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще...

Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности…

Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности «С чего начинается Родина» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого...

Читайте также

Театр «Арлекин»

Театр «Арлекин» Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Увиденное в...

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...