Постановка звука «р»
Игровые фрагменты индивидуальных занятий

 

Постановка звука «р» часто занимает продолжительное количество времени. Ребенка необходимо подготовить к правильному восприятию и воспроизведению звука.

Многократные повторения одного и того же материала утомляют. Однако, повторения необходимы: нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.

При проведении индивидуального занятия важно помнить о том, что у ребенка на протяжении всего занятия должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Как заинтересовать ребенка, вызвать желание снова и снова повторять артикуляционные упражнения?

Предлагаю несколько игровых фрагментов индивидуальных занятий, основная цель которых - подготовка к постановке звука «р».

Игровые приемы позволяют поддерживать интерес ребенка на протяжении определенного отрезка времени. Кроме того, позволяют решать такие важные задачи, как:

- развитие артикуляционной моторики, формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие мелкой моторики рук;

- активизация мыслительной деятельности, развитие произвольного внимания, памяти.

 

Фрагмент 1.

1. Сообщение темы занятия.

Послушай загадку и найди отгадку среди трех картинок (перед ребенком три картинки, на одной нарисован рак).

Кто в речном песке живет,

Ходит задом наперед? (Рак.)

Покажи картинку-отгадку.

Выложи из горошинок букву, с которой начинается слово «рак» (если ребенок умеет читать).

Выложи столько горошинок, сколько звуков в слове «рак». Посчитай.

2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

А) Послушай, как я назову эту картинку. Правильно я называю? Отвечай «да» или «нет».

Ряк, лак, рак, ак, йяк, рак, гак, рак и т.п.

Б) Игра «Поймай звук» - выделение звука «р» (хлопком) из ряда звуков, слогов, слов: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.

3. Уточнение артикуляции звука «р»: губы свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; горлышко «работает».

4. Знакомство с артикуляционными и дыхательными упражнениями: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».

5. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).

 

Фрагмент 2.

1. Графический диктант: 3 клетки влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.

- Что получилось? (Машина.) Дорисуй колеса.

- Какая бывает машина? Подбери слово-признак (легковая, грузовая, большая, маленькая, блестящая, белая, черная, старая, новая, грязная, чистая и т.п.).

- Что машина делает? Подбери слово-действие (едет, стоит, гудит, шумит, буксует и т.п.)

- Машина едет и гудит: трррр. Продолжим учиться произносить звук «р».

2. Развитие фонематического восприятия.

Едет машина, гудит. Как только услышишь звук «р» - хлопни в ладоши один раз: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.

3. Чтобы машина легко заводилась, сделаем артикуляционную гимнастику: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».

4. Постановка звука «р»: по подражанию, с механической помощью, от упражнения «Грибок» (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).

 

Фрагмент 3.

1. Развитие мелкой моторики.

Отгадай загадку: «Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет, а грузы и людей везет». (Самолет) Выложи самолет из спичек по образцу.

2. Развитие фонематического восприятия.

Летит самолет, ревет мотор. Как услышишь звук «р» - хлопни в ладоши один раз: у, а, р, ш, к, с, р, г, о, и, р, в, э, р, бу, ар, ко, гы, га, ур, пу, ры, хо, ур.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».

4. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью.

Теперь сам заведи мотор у самолета.

 

Фрагмент 4.

1. Сообщение темы занятия.

Отгадай загадки:

Хвост крючком, нос пятачком (поросенок).

На деревьях живет и орешки грызет (белка).

Пищит над ухом он всю ночь. И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар. Писклявый, маленький …(комар).

Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает (лиса).

Вспомни и назови все 4 слова-отгадки. Кто тут лишний и почему? (Комар, т.к. комар не животное, а насекомое).

Сегодня будем учиться звенеть, как большой комар.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».

3. Постановка звука «р».

Улыбнись, открой рот, подними язык вверх и произнеси звук «з» - позвени, как комар. Выполняется несколько раз.

Демонстрируется картинка комара с недостающими частями.

Посмотри, это комар. Запомни, как он выглядит. Теперь закрой глаза. Дорисовываются недостающие детали.

Что изменилось?

Позвеним еще 10 раз, как комар.

Теперь комар полетает по дорожкам (рисуем пять дорожек, в конце которых буквы а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ (кончик языка находится за верхними резцами).

 

Фрагмент 5.

1. Сообщение темы занятия.

Игра «Кто кем (чем) будет?»: яйцо – цыпленком, цыпленок – курицей, мальчик - …, жёлудь - …, икринка - …, гусеница - …, железо - …, кирпичи - …, ткань - …, кожа - …, больной - …, слабый – сильный.

Чтобы научиться произносить звук «р», мы должны сделать язычок сильным. Сделаем артикуляционную зарядку.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».

3. Развитие фонематического восприятия + постановка звука «р».

Демонстрируется картинка-раскраска «комар».

Вот комар. Вспомни, как он звенит, и позвени 10 раз.

Давай сделаем комара красивым, раскрасим его, но цвета будем выбирать только те, в названии которых есть звук «р».

Итак, крылья будут голубые или красные, тело оранжевое или желтое, голова черная или синяя?

Посмотри, каким ярким стал наш комар. Он очень рад. Позвени 10 раз радостно.

Теперь радостный комар полетел к цветам (рисуем цветы с буквами а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ.

А теперь пощекочем нашего комарика (постановка «р» с механической помощью).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного…

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Читайте также

Календарный план на неделю «День победы»

Календарный план на неделю «День победы» Тема: «День победы» Цель: Познакомить детей с историей праздника 9 Мая; рассказать о Великой Отечественной войне; воспитывать...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...