Конспект занятия по развитию связной речи детей старшей группы с ОНР
«Путешествие в царство птиц»

 

Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах, совершенствование речевых способностей детей с ОНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц;

- способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы;

- активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;

- развитие связной грамматически правильной монологической речи с помощью мнемотехники.

Коррекционно-развивающие:

- развитие координации речи с движением;

- развитие внимания; развитие мышления через сравнение птиц;

- развитие памяти (заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц);

- развитие мелкой моторики рук («Пальчиковая гимнастика»).

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитание заботливого отношения к птицам;

- воспитание чувства любви к родной природе;

- обогащение духовного мира детей;

- приобщение детей к русской национальной культуре;

- поощрение активности и самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки птиц; мнемотаблицы для составления рассказов-описаний синицы, снегиря, дятла; карточки для сравнительного описания птиц; мнемотаблицы к стихотворению «Декабрьское», М. Пляцковского «Снегирь»; аудиозапись голосов птиц; зонт для имитации кормушки; разноцветные шапочки для пальчиковой гимнастики на каждого ребенка; шапочка синицы; шапочки снегирей на каждого ребенка; призы-фотографии птиц; карточки с буквами для запоминания плана ответов.

Интеграция задач образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Познавательное развитие:

1. Формирование представлений о богатстве и разнообразии птичьего мира.

2. Развитие любознательности детей.

Речевое развитие:

1. Обогащение и активизация словарного запаса по теме: «Зимующие птицы».

Развитие образной речи:

- поговорка «Мудрая, как сова»;

- образные сравнения: «грудка алая, как румяное яблоко», «красное оперение, напоминающее берет», «в розовой жилетке», «в шапочке атласной», «синичка акробатка».

2. Развитие грамматического строя:

- предложно-падежные конструкции;

- согласование существительных с прилагательными;

- формирование умения составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

3. Развитие связной диалогической и монологической речи.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения М.Пляцковского, А.Яшина, З.Александровой.

2. Привлечение внимания детей к красоте мира птиц.

Физическое развитие:

1. Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья с помощью проведения пальчиковой гимнастики, динамической разминки под музыку.

Методы и приемы:

- Наглядные (рассматривание картин птиц в детских книгах, энциклопедиях).

- Словесные (организация диалога на тему, рассказ учителя-логопеда, составление рассказов по памяти).

- Наглядное моделирование.

- Здоровьесберегающие (совершенствование артикуляционной, мелкой моторики пальцев рук, общую моторику, интонационную выразительность, чувство ритма.

- Развивающий (коррекция речи детей с ОНР).

 

Ход:

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в одно царство. Отгадайте загадку и узнаете чье это царство.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Нас зимою покормите

Дети кто мы? Назовите.

(Птицы.)

Логопед: Дети, каких птиц можно встретить и зимой, и летом?

Дети: Зимующих птиц можно встретить и зимой, и летом.

Логопед: Назовите зимующих птиц.

Дети: Снегирь, синица, воробей, и др.

II. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Логопед: Какая птица лишняя и почему? Ласточку можно увидеть зимой?

Дети: Нет, потому что она относится к перелетным птицам.

Логопед: Правильно, ребята, мы с вами отправляемся в царство птиц. Нас ждут большие приключения и встречи. Много интересного можно там узнать:

- как птицы живут-поживают, (Выставляется карточка с буквой «Ж».);

- как птиц зовут-величают, (Выставляется карточка с буквой «З».);

- чем они отличаются друг от друга (Выставляется карточка с буквой «Ч».);

- все ли птицы песни петь умеют (Карточка со скрипичным ключом.);

- кто у птиц наряднее одет – папы или мамы, (Картинки птиц.);

- как помочь птицам надо (карточка с буквой «К».).

Вместе с нами полетят свиристели-птицы с красивыми хохолками. Посмотрите, кто летит к нам. Белый голубь – символ мира передал нам грустное известие. Оказывается, царство птиц заколдовал злой волшебник. Расколдовать его может тот, кто все знает о птицах. Поможем расколдовать, ребята?

Дети: Да, поможем.

III. Дидактическая игра «Угадай, чей голос»

Звучит аудиозапись пения снегиря.

Логопед: А вы умеете различать голоса птиц? Послушайте, кто это поет?

Дети: Снегирь.

Логопед: На что похожа песня снегиря?

Дети: Песня снегирей похожа на тихий звон колокольчиков.

Демонстрируется схема описания снегиря.

Логопед: Что это, ребята?

Дети: Это схема.

Логопед: Для чего она нужна?

Дети: Схема нужна, чтобы все рассказать по порядку, ничего не забыть.

Дети рассказывают о снегире.

Рассказ – описание «Снегирь» по мнемотаблице

Слово снегирь начинается с буквы «С». У него ярко алая грудка, как румяное яблоко. Снегирь – зимующая птица, прилетает с первым снегом. Эту птицу хорошо видно на фоне белого снега. Питается он ягодами рябины. Любит арбузные семечки. Он очень доверчив, быстро привыкает к человеку. Его называют рыцарем. Как бы ни был голоден, снегирь всегда уступит корм подружке.

Логопед: Ребята, кто наряднее в птичьем царстве папы или мамы?

Дети: Наряднее папы.

Логопед: Какое оперение у Снегиря-папы и Снегиря-мамы?

Дети: У Снегиря папы брюшко и грудка ярко-красные, а у Снегиря-мамы серовато-розовые.

Логопед: Отгадайте, кто живет в этом царстве.

Кто там прыгает, шуршит.

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поет со свистом?

(Клест.)

Логопед: Зачем клесту нужен такой клюв?

Дети: Своим клювом клест достает семена из шишек.

Логопед: Когда клест выводит птенцов?

Дети: Клест выводит птенцов зимой.

Открывается картинка в царстве птиц.

Логопед: Послушаем голос еще одной птицы.

Звучит стук дятла. Выставляется схема описания дятла. Дети рассказывают о дятле.

Рассказ-описание «Дятел» по мнемотаблице

У дятла длинный и крепкий клюв. На голове у него красное оперение, напоминающее берет. Хвост мощный. Когда дятел сидит на дереве, он упирается хвостом о дерево и сидит, как на стуле. Дятла называют лесным доктором, потому что он лечит деревья. Он относится к зимующим птицам. Питается он семенами шишек и насекомыми.

Логопед: Послушайте голос еще одной пернатой.

Дети отгадывают голос синицы.

Логопед: Раз, два, три, в синичку превратись.

Девочка надевает на голову шапочку синицы.

Рассказ-описание «Синица» по мнемотаблице

Я синичка, веселая птичка, живу в лесу, но в сильные морозы прилетаю поближе к дому. Грудка у меня желтая, спинка зеленая, черненькая шапочка и полоска галстучка. Люблю клевать зерно, несоленое сало, семена дыни, крошки хлеба, только не черного. К весне из 10 птичек выживает только 2.

IV. Пальчиковая гимнастика

Логопед. Как нужно помогать птицам? Что нужно мастерить?

Дети: Кормушки.

Дети садятся на ковер. Педагог открывает большой зонт, имитирующий кормушку.

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели (Желтые шапочки надевают на пальчики.)

А во вторник - снегири, ярче утренней зари. (Красные шапочки.)

Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду. (Черные шапочки.)

А в четверг со всех краев - стая жадных воробьев. (Коричневые шапочки.)

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей. (Белые шапочки.)

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний-

Путешественник – скворец, вот и песенке конец.

(З.Александрова.)

V. Физкультминутка

Звучит музыка. Дети надевают на голову шапочки снегирей.

Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы)

Распушили перышки, (частое потряхивание руками)

Греются на солнышке (хлопок по бокам)

Головой вертят, (по 2 поворота головы)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели! (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью, за метелью!

VI. Сравнительное описание птиц

Логопед: А вы знаете, ребята, кто в Царстве птиц заслуживает корону по смекалке, по уму, значит?

Дети: Ворона.

Логопед: Орнитологи – ученые, которые изучают птиц, разгадали язык этой птицы. Когда ворона произносит «Кар» один, 2 или 3 раза, это значит, что у нее все в порядке. А если она скажет «Кар» четыре или пять раз, это знак того, что она встревожена. А уж если прокаркает 6 раз подряд – это сигнал тревоги, бедствия, крик о помощи!

Вороны очень умные птицы, много думают, сравнивают, но злой волшебник заколдовал ворону с воронятами. Давайте им поможем. Что общего и чем отличаются?

На столах у детей карточки с парами картинок.

ВОРОБЕЙ и ВОРОНА; СНЕГИРЬ и СИНИЦА;

СВИРИСТЕЛЬ и ЗЯБЛИК; ВОРОБЕЙ и ГОЛУБЬ.

Дети сравнивают птиц, опираясь на пиктограммы.

Ворона и сорока

Ворона и сорока обе зимующие птицы, крупные. Голова, перья, хвост черные у вороны и у сороки. Отличаются пением. Ворона каркает, а сорока трещит. У сороки белая грудка, а у вороны серая. Обе хищные птицы. Могут украсть чужие яйца, схватить зайчонка, мышь, птенчика.

Дети различают голоса вороны и сороки.

Зяблик и свиристель

Зяблик – перелетная птица, а свиристель – зимующая. У зяблика яркое оперение, а у свиристели скромное.

Синица и снегирь

Снегирь малоподвижный, а синичка – акробатка, настоящая спортсменка! У снегиря алая грудка, а у синички – желтая. Снегирь любит ягоды рябины, а синичка – сало, семечки.

Воробей и голубь

Воробей и голубь – зимующие птицы. Воробей маленький, а голубь – крупная птица. Воробей чирикает, а голубь воркует. Отличаются оперением. У воробья коричневая спинка, а голубь сизокрылый.

VII. Пальчиковая игра «Покормите птиц» (А.Яшин)

Покормите птиц зимой, (Изображают как сыплют крошки.)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны.)

К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют остальными машут, как крыльями.)

Стайки на крыльцо (Кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома.)

Сколько гибнет их, не счесть, видеть тяжело (Держатся за голову и качают ей.)

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руку к сердцу.)

И для них тепло (Обнимают и гладят себя.)

Приучите их в мороз к своему окну (Соединяют руки кольцом над головой.)

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. (Пальцы щепоткой открывают и закрывают клювики.)

VIII. Чтение стихов по мнемотаблицам

Логопед: Ребята, в птичьем царстве осталась заколдованной последняя птица. Кого из пернатых называют самой мудрой? Даже есть такая поговорка: «Мудрая, как…»

Дети: Мудрая, как сова.

Логопед: В сказках, в мультфильмах сова всегда все знает. Почему она все знает?

Дети: Потому что она много читает.

Логопед: Правильно, совушка-сова много читает и поэтому знает много рассказов и стихов. Если мы прочитаем стихотворение М.Пляцковского «Птичьи наряды», то спасем совушку-сову.

1 ребенок рассказывает стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

Снегирь сидит на ветке в розовой жилетке

А дятел в ярко-красной шапочке атласной

Вдали мелькают сойки, синие ковбойки

И даже мухоловки имеют обновки

Лишь соловей, ребята, одет небогато,

Но кто его осудит, тому он петь не будет.

Логопед: И еще одно стихотворение «Декабрьское» тоже расскажем по схеме.

2 ребенок рассказывает стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

В декабре метели пели, прилетели свиристели

На рябине ночевали, всю ее переклевали

А за ними снегири 33 и 33

Дверь тихонько отвори, вон их сколько, посмотри!

Вечереет. На заре птицы снова на дворе.

Прилетайте поскорей, с вами зимы веселей!

IX. Итог занятия

Логопед: О чем мы сегодня говорили на занятии?

Педагог показывает карточки с заглавными буквами, а дети отвечают.

«Ж» – как живут, поживают птицы.

«З» – как зовут – величают.

«Ч» - чем питаются.

Пиктограмма «Ноты» - все ли птицы песни петь умеют.

Пиктограмма «Птица-папа и птица-мама» - одинаково ли одеты папы и мамы.

«К» - как помогать птицам.

Логопед: Что вам больше всего понравилось?

В благодарность за то, что вы спасли птичье царство от злого волшебника, птицы прислали вам свои фотографии. У вас в группе будет фотоальбом.

 

Список литературы:

1. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. -СПб.: Светлячок», 2000.-112с.

2. Несмеянова М.А. Здравствуйте, птицы. - М.: Наука, 2003.-64с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного…

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год № Мероприятия Срок Ответственные   Блок консультативно-просветительский 1 Рекомендации родителям по правилам дорожного движения...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние домики для птиц» Первая младшая группа Программное содержание: Закреплять умения детей делать простые постройки (домики)...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В гости к солнышку» Цель: Закрепление понятия «Один и много». Задачи:Образовательные: Закреплять у детей понятия «один», «много». Закреплять знание цветов (красный, желтый...

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма Архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного...