Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Семь гномов»

(Итоговое занятие)

 

Интеграция задач образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Познавательная область:

- совершенствовать счетные навыки детей;

- упражнять детей сравнивать множества предметов;

- развивать мыслительные операции в решении задач.

Социально- коммуникативная область:

- развивать творческие способности, артистизм;

- воспитание любви, чувства гордости к своей Родине.

Художественно - эстетическая область;

- восприятие песен: «Гном», «Про следы» из мультфильма «Маша и Медведь»;

- приобщение детей к языковому богатству произведений русской литературы и устного народного творчества: отрывок из русской народной сказки «Семь Симеонов, семь работничков», К.Д.Ушинского «Утренние лучи»,  стихотворения С.Я. Маршака «Про волка и лису», стихотворения А.Н.Плещеева «Весна»;

- музыкально – ритмические движения.

Приоритетное направление образовательной деятельности детей – речевое развитие.

Цель образовательной деятельности: закрепление представлений дошкольников о весне, совершенствование речевых способностей детей с ОНР.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Активизировать словарь по темам: «Весна», «Дикие животные». Формировать умение составлять рассказ, используя образные средства (серебряный ручей, серебряная песня, хрустальный ручей, медвяные росы, лазурное небо и т.д.).
  2. Развитие грамматического строя речи (упражнять детей словообразованию притяжательных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить умение согласовывать числительные с существительными, развитие слоговой структуры).
  3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Закреплять навык пересказа художественных произведений с элементами драматизации.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие памяти (через повторение ранее заученных стихов, постоянное упражнение в припоминании планов описаний весны).
  2. Развитие внимания.
  3. Развитие мышления (закрепить у детей  понимание  причинно-следственных закономерностей в явлениях природы).
  4. Совершенствование умения  слогового анализа и синтеза, как предпосылки обучения грамоте.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать  чувство любви к родной природе, обогащать духовный мир, приобщать детей к русской национальной культуре, поощрять  активность и самостоятельность.

Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего  здоровья с помощью проведения пальчиковой гимнастики, динамической разминки под музыку, подвижной игры,  смены деятельности  внутри занятия.

Методы и приемы:

  • Наглядные (рассматривание иллюстраций в детских книгах, энциклопедиях).
  • Словесные (организация диалога на тему, рассказ учителя-логопеда, составление рассказов по памяти, на основе личных наблюдений).
  • Наглядное моделирование (мнемотаблицы).
  • Проблемный вопрос.
  • Здоровьесберегающие (совершенствование артикуляционной, мелкой моторики пальцев рук, общую моторику, дыхание, интонационную выразительность, чувство ритма.
  • Развивающий (коррекция речи детей с ОНР).
  • Разноуровневый (учет индивидуальных способностей детей).
  • Чтение по ступенькам, по горкам.

Инновационные технологии: использование видеоматериалов.

Оборудование: картинки 7 гномов, предметные картинки следов диких животных, панно «Кого больше?», пособие «Сундучки», дидактическая игра «Покорение вершин», объемные фигуры из цветной гофрированной бумаги («кристаллы»), разноцветные колечки из фольги, аудиозапись песни «Маленький гном», музыкальная игрушка «Змейка» (песня «Про следы» из м/ф «Маша и Медведь»), иллюстрации к сказке К.Д. Ушинского «Утренние лучи», маски  волка  и  лисы,  мнемотаблица  для  заучивания  стихотворения А.Н. Плещеева «Весна», мнемотаблица  для составления рассказа «Весна».

 

1. Организационный момент. Звучит мелодия песни «Маленький гном».

Логопед. Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказку. С какими сказочными героями мы встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Маленькие человечки живут в лесу густом.

На солнечной полянке находится их дом.

Злато, камни собирают, Белоснежку охраняют. Кто это?  (Гномы.)

Логопед. Чтобы оказаться в сказке, нужно всем дружно составить правильные предложения.

2. Игра «Закончи предложение»

Зима закончилась, а весна …(наступила).

Вечером солнце заходит, а утром… (восходит).

Дождь траву намочил, а солнышко….(высушило).

Дождик навевает грусть, а солнце дарит…(радость).

Ручьи текут мелкие, а реки…(глубокие).

Птицы осенью улетают, а весной …(возвращаются).

Весной птицы летают высоко, а насекомые….(низко).

Логопед. Гномы очень пугливы и осторожны, давайте мы тихо подойдем к ним. Посмотрите, какие они забавные и смешные. Зовут гномов так же, как мы называем дни недели.

3. Игра «Дни недели».У каждого гнома есть свое любимое занятие.

Гном Понедельник любит часами сидеть в тишине и писать сочинение о любимом времени года, о весне.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему гном Понедельник любит весну?

Дети. Потому что весной стало тепло, выросли цветы.

Логопед. Давайте мы поможем Гному составить рассказ о весне.

У каждого ребенка наборное полотно с предметными картинками на липучках. Дети по очереди составляют рассказ.

Солнце светит ярко и играет своими золотыми лучами.

Логопед. Какое солнце ярко светит?

Дети. Весеннее, ласковое, сверкающее, лучистое, теплое и т.д.

Логопед. Какое небо весной?

Дети. Небо чистое, высокое, лазурное.

Логопед. Какой стал день?

Дети. День стал длиннее, а ночь короче.

Логопед. Ранней весной всегда тепло?

Дети. Нет, ночью может мороз ударить, и снег может выпасть.

Логопед. Что мы можем сказать о снеге?

Дети. Снег тает.

Логопед. Какие еще признаки весны знаете?

Дети. Бегут ручьи.

Логопед. Какие красивые слова мы можем сказать о ручье?

Дети. Ручей журчащий, звонкий, шумный, серебряный, студеный, холодный, хрустальный, прозрачный, чистый и т.д.

Логопед. Поможем гному составить красивое предложение о ручье.

Дети. Журчат серебряные ручьи.

Логопед. Какие птицы прилетели с юга?

Дети. С юга прилетели перелетные птицы.

Логопед. Что делают птицы весной?

Дети. Птицы вьют гнезда и выводят птенцов.

Логопед Что происходит на деревьях ранней весной?

Дети. На деревьях распускаются листочки.

Логопед. Какая травка растет? Если в ней много сока и она гладкая, блестящая, как шелк.

Дети. Растет сочная, шелковая травка.

Стихотворение А.Н. Плещеева о весне.

Ребенок читает стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Гном Понедельник дарит вам камень самоцвет. Посмотрите, как он блестит на солнце!

4. Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Утренние лучи»

Гном Вторник любит пересказывать сказки о весне, о солнышке.

Логопед. Вспомните, ребята. Кто написал сказку «Утренние лучи»?

Дети. К.Д. Ушинский.

Логопед. Куда попал первый луч?

Дети. На жаворонка.

Логопед. Жаворонок выпорхнул из гнезда и запел какую песенку?

Дети. Жаворонок выпорхнул из гнезда и запел серебряную песенку.

Логопед. Что значит «серебряную», она из серебра сделана?

Дети. Серебряная, значит, красивая песня.

Логопед. Куда попал второй лучик?

Дети. На зайчика, он побежал искать сочной травки на завтрак.

Логопед. Куда попал третий луч?

Дети. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и закричал: «Ку-ка-ре-ку».

Логопед. Куда попал четвертый луч?

Дети. Четвертый лучик попал в улей. Пчелка вылетела из улья, села на окошечко, расправила крылья и полетела собирать мед с душистых цветов.

Логопед. Куда попал пятый луч?

Дети. Пятый луч попал в постель к лентяю. Режет ему прямо в глаза. А лентяй перевернулся на другой бок и опять заснул.

Дети пересказывают всю сказку по опорным картинкам, по цепочке.

5. Игра «Сосчитай-ка»

Гном Среда рад, что закончилась зима, наступила весна. У животных появились  детеныши. Помогите гному решить задачи.

Выставляется панно.

Логопед. Кто с кем играл на полянке?

Дети. Зайчата играли с бельчатами.

Логопед. Кого больше?

Дети.  Зайчат больше.

Логопед. На сколько зайчат больше?

Дети. На 2 зайчонка больше.

Логопед. Кто еще с кем подружился?

Дети. Лосята с лисятами.

Логопед. Кого больше?

Дети. Лисят больше.

Логопед. На сколько лисят больше?

Дети. На одного лисенка больше.

Логопед. За помощь гном дарит нам свой кристалл.

6. Дидактическая игра «Волшебные сундучки»

Гном Четверг любит наводить порядок, давайте поможем разложить вещи в сундучки.

Педагог просит наполнить сундуки предметами. В сундучок с одним замком – картинки, в названиях которых один слог, с двумя замками – картинки, в названиях которых два слога, с тремя - три слога.

Картинки: зонт, гном, бант, очки, книга, картина, компас, карандаш, телефон.

7. Физкультминутка

Гном Пятница жил за лесом. Идем через лес. На лесной полянке нас встретила Змейка, непростая, музыкальная. Она поет, как Маша из  мультфильма «Маша и медведь». А мы послушаем и потанцуем. Текст песни.

Зверя по следам любого

Узнавать умею я!

И жирафа, и корову,

И жука, и воробья!

Чьи это следы петляют

Около лесных дорог?

Это по лесу гуляют

НОСОБРАЗ и ДИКОРОГ!

Исправьте Машу (носорог и дикобраз).

Дети под музыку выполняют движения.

8. Подвижная игра «Чьи  следы мы видели?»

Мы по лесу все идем

И зверюшек узнаем

Ну, скорее, раз, два, три

Быстро зверя назови.

Логопед. Чьи следы вы видели?

Дети. Заячьи, медвежьи, беличьи, лисьи, ежиные, птичьи, волчьи и т.д.

Логопед. Назовите всю семью.

Дети. Мама – ежиха, папа - еж, детеныш - ежонок.

Лис, лисица, лисенок; лось, лосиха, лосенок; волк, волчица, волчонок; медведь, медведица, медвежонок; заяц, зайчиха, зайчонок; еж, ежиха, ежонок; белка, бельчиха, бельчонок; тигр, тигрица, тигренок, лев, львица, львята.

9. Дидактическая игра «Покорение вершин»

Гном Пятница добывает камни высоко в горах. Поможем подняться в горы? Тот, кто прочитает слово, поднимется на вершину горы. Кто смелый?

Дети читают слова по слогам.

(Во-ро-на, со-ба-ка, юн-га, ра-ду-га, лас-точ-ка, ли-са, лу-на, кош-ка, тра-ва…)

10. Гном Суббота  любит смотреть на красивые колечки и рассказывать русские народные сказки. Дети надевают колечки со словами из отрывка сказки «Семь Симеонов, 7 работничков».

Хорошо у Вас на море-океане, на острове Буяне,

А на Руси-матушке во сто крат лучше!

У нас луга зеленые, реки синие (зеленые и синие колечки)

У нас поля бескрайние, у заводей березки белые (белые кольца)

В лугах цветочки аленькие (красные)

У нас заря с зарею сходится, месяц на небе звезды пасет (черные)

У нас росы медвяные, ручьи серебряные. (желтые и серебряные)

11. Гном Воскресенье великий театрал и актер. Он любит играть разные роли. Давайте и мы расскажем стихотворение С. Я. Маршака, как хитрая лиса встретилась с волком. Артем и Ксюша повернитесь, в волка и лису превратитесь. Дети надевают маски и читают диалог «Про волка и лису»

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствyй!

- Как дела, зyбастый?

- Ничего идyт дела. Голова пока цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что кyпил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок. Ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

- Сыт ли, милый кyманек?

- Еле ноги yволок!

- Как, лиса, твои дела?

- На базаре я была.

- Что ты так устала?

- Уток я считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной.

- Где же эти утки?

- У меня в желудке.

12. Итог.

Логопед. Вот и закончилась наша сказка с гномами. Что вам  понравилось? Сколько было гномов? Как их звали? Какое задание было интересным? Понравились вам кристаллы? Рассмотрим их внимательно. Назовите цвет, форму кристаллов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического…

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Читайте также

Праздник Масленицы

Праздник Масленицы Действующие лица: Ведущая – Скоморох. Баба Яга 2 Хозяйки (девочки).. Ход мероприятия: Скоморох вместе с детьми под музыку заходят в зал. Скоморох: Ой, вы гости, господа! Заходите...

Вторая жизнь мусору

Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»