Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [ж]»
Программное содержание: закреплять правильное произношение звука [ж] в речи, продолжать учить определять наличие/отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Оборудование: предметные картинки со звуком [ж] и без него (жеребенок, жираф, желудь, жук, пижама, жезл, ежик, снежинка, лужа), схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
Содержание НОД
I. Организационный момент
Первыми сядут те дети, которые родились зимой, затем те, которые родились весной и далее, те которые родились летом и осенью.
Дети садятся в определенной последовательности.
II. Основной этап
1. Сообщение темы. Изучение нового материала.
Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках.
Есть у лошади ребенок:
Шаловливый …(Жеребенок.)
Сама пить не пьёт, а нас вынуждает. (Жажда.)
Он ходит, голову задрав,
не потому, что важный граф,
не потому, что гордый нрав,
а потому, что он ... (Жираф.)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь.)
Черен, а не ворон.
Рогат, а не бык.
Шесть ног без копыт.
С крыльями, а не птица.
Летит – воет, падет – землю роет. (Жук.)
Дети определяют, что первый звук в этих словах [ж]. (правильно). Сегодня мы познакомимся со звуком [ж] и научимся его четко произносить.
2. Работа со звуком.
Произнесение звука [ж]. Характеристика артикуляции звука [ж]:
- Звук [ж] - согласный, всегда твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/мягкого, звонкого/глухого звука.
3. Развитие фонематического слуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог или слово, в котором есть звук [ж], поднимите синюю фишку.
жа, ха, па, ши, ты, мы, жо, по, но, гу, ту, жу…
жук, сок, пижама, кошка, желудь, жезл, жираф, ежик, снежинка…
4. Произнесение звука [ж] в словах.
Игра «Слово заблудилось»
Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?
Речевой материал: жираф, лужа, снежинка, жезл.
Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему?
Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].
5. Работа со схемами и фишками.
Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки (жираф, лейка, билет) и определить, какому из слов соответствует предложенная схема.
6. Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
7. Анализ слова ЖУК.
В слове ЖУК 1 слог
Первый звук [ж] – согласный, всегда твердый, звонкий звук, обозначаем синим цветом.
Второй звук [у] – гласный звук, обозначаем красным цветом.
Третий звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначаем синим цветом.
Выкладывание схемы слова.
7. Произношение звука [ж] во фразе.
- Повторяйте за мной читстоговорки с определенными эмоциями.
Жа-жа-жа - мы видели ежа. (Радостно.)
Жи-жи-жи - у камней ежи. (Грустно.)
Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (Удивлённо.)
Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!
8. Зрительная гимнастика.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас.
9. Обучение элементам грамоты.
Чтение слогов и слов по карточкам.
Печатание слогов по образцу на карточках.
Списывание предложения с карточки.
III. Итог НОД
С каким звуком мы сегодня работали?
Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка…
Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка ветерану» Цель: Закрепить у детей навыки работы с красками. Воспитывать чувство уважения к старшему...
Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ
Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ
Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…
Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...