Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «В гостях у сказки»

Тема занятия: «Профилактика различных видов дисграфии»

 

 

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие:

  • гимнастика для глаз, релаксация, игра малой подвижности «Мальчики и девочки наоборот»;
  • элементы сказкотерапии.

Цель: профилактика различных видов дисграфии.

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов.     Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической дисграфии.
  2. Формирование пространственных представлений, с целью профилактики   оптической дисграфии.
  3. Развитие грамматического строя речи, с целью профилактики аграмматической дисграфии.
  4. Развитие неречевых психических функций: зрительного и слухового внимания, мышления, памяти.
  5. Развитие общих речевых навыков: четкости дикции, интонационной выразительности, речевого дыхания.
  6. Закрепление представлений детей о перелетных, зимующих и водоплавающих птицах, их внешнем виде, образе жизни; уточнение и активизация словаря по темам: «Зимующие птицы»,   «Перелетные птицы», «Водоплавающие птицы», «Сказки».
  7. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  8. Развитие познавательного интереса, желания узнавать новое.
  9. Формирование учебных навыков: умения слушать и слышать педагога и товарищей, отвечать на вопросы хором и по одному.
  10. Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: пенек; фигурки грибов, елочки, ягод, цветов;  картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; письмо в конверте; панно с изображением избушки на курьих ножках; куклы злой и доброй Бабы Яги; панно с изображением яблони; яблоки-звуки синего, красного и зеленого цвета, вырезанные из цветного картона; панно с изображением печки; березовые листочки из картона с написанными на них буквами; пластилин; ткань голубого цвета для изображения речки; деревянные фигурки рыбок, с написанными буквами и цифрами  на обратной стороне; магнитные удочки; пеналы, с квадратами, обозначающими звуки, и полосками разной длины, обозначающими слово и слоги; листы бумаги, магнитофон, диск с записями музыки.

 

1. Мотивационно-побудительный раздел

- Ребята, посмотрите какую необычную палочку я нашла, когда шла к нам в детский сад. Какая она? (Красивая, блестящая, нарядная, волшебная.) Я тоже думаю, что эта палочка волшебная. Она поможет нам попасть в сказку.

- Ребята, какие сказки вы знаете? (Ответы детей.) А вы сами хотите побывать в сказке? (Да.) Вы не боитесь трудностей? (Нет.) Вы будете помогать друг другу? (Да.) Ну, тогда мы отправляемся с вами в сказочное путешествие. Давайте скажем волшебные слова:

Раз, два, три - повернись,

В сказке скорее окажись.

 

2. Организационно-поисковый раздел

- Вот мы и в сказке. А знаете ли вы, в какую сказку мы попали? (Нет) Хотите узнать в   какую сказку мы с вами попали? (Да.) Наверное, здесь где-то должна быть какая-то подсказка. Посмотрите, вот полянка. А что это на полянке? (Пенек.) Где растут цветочки? (Перед пеньком.) А грибы? (На пенечке.) А ягоды? (Справа от пенечка.) А ёлочка? (Слева от пенечка?) Давайте заглянем за пенечек. Что это там лежит? (Письмо.) Давайте мы его прочитаем. Интересно, от кого оно? (Читаем письмо:

«Мы попали в беду. Помогите нам».)  

- Ребята, вы поняли, кого мы должны выручить из беды? (Нет.) Наверное, где-то еще        есть подсказка. Посмотрите, ребята, на нашу полянку слетелись разные птицы. Давайте назовем их. (Дети называют.) На какие две группы можно их разделить? (Перелетные и зимующие.) Выберите зимующих птиц. (Дети выбирают картинки. Картинки с изображением зимующих птиц убираются.) Почему эти птицы называются зимующими? (Дети отвечают.) Картинки с изображением каких птиц остались? (Перелетных.) Почему эти птицы так называются? (Дети отвечают.) Найдите картинку с изображением птицы, название которой начинается на звук Ж. (Журавль.) Давайте расскажем потешку про эту птицу.

Гимнастика для глаз

По поляне я хожу,                   Глаза двигаются в право-

Во все стороны гляжу.             влево.

 

Часто нагибаюсь,                    Посмотреть на кончик

Клюковкой питаюсь.                носа.

 

Я схожу на ручеек,                  Движение глаз по кругу.

Заварю себе чаек.

 

Буду пить, попивать                  Закрыть глаза.

Красно лето вспоминать.  

- Назовите перелетных птиц, в названии которых три слога. (Соловей, ласточка.) Назовите картинки, в названии которых два слога, один слог. (Дети называют.) Назовите водоплавающих птиц. (Лебедь и гусь.) Почему эти птицы называются водоплавающими? (Дети отвечают.) Наверное, сейчас уже можно догадаться, в какой мы сказке. Вы догадались? («Гуси-лебеди».) К кому мы поспешим на помощь? (На помощь Аленушке и Иванушке.) Кого нам нужно искать? (Гусей и лебедей.)

- Гуси-лебеди улетели и хлопали крыльями вот так. (Проводится работа над ритмом.)

- Интересно, сколько же у Бабы Яги птиц? У Бабы Яги сначала был один гусь, потом два...(гуся), потом пять...(гусей); один лебедь, два...(лебедя), пять...(лебедей). Сколько всего птиц у Бабы Яги? (Десять.) Теперь мы с вами знаем, кого нам надо искать. Только мы не знаем, куда же нам идти, где же нам искать гусей-лебедей? А как узнать? (Нужно у кого-нибудь спросить.) Вот тропинка. Мы пойдем по тропинке, может она нас куда-нибудь приведет, может, мы кого-нибудь встретим по пути и узнаем, куда полетели гуси-лебеди. (Под музыку дети идут друг за другом по дорожке.)

- Посмотрите-ка, ребята. Мы шли, шли и к речке подошли. Эта речка не простая, а волшебная. В ней плавают волшебные рыбки. Давайте спросим у реки, куда полетели гуси-лебеди. Река покажет нам дорогу, но сначала просит нас поймать рыбок. (Дети ловят рыбок на магнитные удочки.)  Ребята, посмотрите, рыбки эти не простые, а с секретом. На одной стороне у рыбок находятся буквы и цифры. Каждая цифра -это порядковый номер буквы в слове. Нужно из букв сложить слово и прочитать его. (Дети складывают из букв слово РЫБАК.) Кем мы были, когда ловили рыбу? (Рыбаками.) Молодцы! Давайте отпустим рыбок.

 

Упражнение на релаксацию

- Ребята, а вы хотите искупаться в реке? (Да.) Давайте поплаваем в волшебной реке. Вода теплая, ласковая, нам хорошо, тепло, приятно, волны омывают наше тело. Мы вышли на берег, вдруг пошел холодный дождь, вода стала серой, холодной, мы замерзли, наши тела стали твердыми, нам неприятно, холодно. Но дождь прошел, опять выглянуло теплое солнышко, нам тепло, приятно, наши тела расслаблены.    

- А теперь давайте отправимся дальше по дорожке. (Дети под музыку идут друг за другом. Вот дорожка привела нас к дереву. Что на ней растет? (Яблоки.) Значит, как называется это дерево? (Яблоня.) Это сказочная яблоня. Какого цвета яблоки растут на этой яблоне? (Красные, зеленые, синие.) Яблок какого цвета не бывает на настоящей яблоне? (Синего.) Но на этой волшебной яблоне растут яблоки-звуки, поэтому на ней находятся и синие яблоки. Синие яблоки - это какие звуки? (Согласные твердые.) Зеленые яблоки -это какие звуки? (Согласные мягкие.) Красные? (Гласные звуки.) Яблоня покажет нам дорогу, если мы выполним задание. Вам нужно сорвать по одному яблоку и прочитать букву, написанную на нем, придумать слово со звуком, который обозначает эта буква, определить место звука в слове. (Работа детей.) Молодцы! Все правильно выполнили. Яблоня прошелестела нам своими листочками, куда нам нужно идти дальше. (Дети под музыку идут друг за другом.)

- А вот, что это нам попалось на встречу? (Печка.) Может, печка покажет нам дорогу к избушке Бабы Яги? Печка согласна показать нам дорогу, только просит испечь пироги. А пироги не простые, это пироги-буквы. Выберите буквы, которые написаны на березовых листьях и вылепите такие же. Посчитайте, сколько элементов у вашей буквы, как расположены элементы вашей буквы. (Самостоятельная работа детей.)

- Какие молодцы! Печка благодарит вас. А мы пойдем с вами дальше по дорожке. (Дети идут под музыку.) Все ближе и ближе избушка Бабы Яги. Вам не страшно? Вот мы и подошли. (Из избушки показывается кукла злой Бабы Яги.)

- Давайте попросим у Бабы Яги отпустить Аленушку и Иванушку. (Дети по очереди просят.) Баба Яга отпустит детей, если вы выполните ее трудные задания. Нужно составить схемы слов про ее любимых птиц. Сможем? (Да.) (Дети садятся за столы и составляют схемы слов ГУСЬ - дети недостаточно быстро усваивающие материал; и ЛЕБЕДЬ - дети, хорошо усваивающие материал. Проводится работа по звуко-слоговому анализу и синтезу данных слов.)

- А сможем мы изменить слова и схемы так, чтобы они обозначали много птиц? (Дети изменяют слова и схемы слов, затем проводится работа по звуко-слоговому анализу и синтезу этих слов.)

- Давайте еще раз попросим Бабу Ягу отпустить детей. (Дети просят.) Опять не отпускает Баба Яга Аленушку и Иванушку. Она просит придумать предложения про ее любимых птиц. Сможем? (Да.) (Дети придумывают предложения со словом ГУСИ. Затем проводится анализ предложения, например: ГУСИ ЛЕТЯТ НАД МОРЕМ, и синтез его на слова.)

- Порадовали вы своими знаниями Бабу Ягу. И она готова отпустить Алёнушку и Иванушку.

(Педагог меняет куклу Бабы Яги со злой на добрую.)

-  Баба Яга говорит, что вы молодцы: справились со всеми заданиями. Ей очень стыдно, что она была плохой. Она исправилась и стала совсем другой. Давайте вспомним, какой была Баба Яга и какой она стала.

Баба Яга была плохая, а теперь стала... (хорошая).

Баба Яга была злая, а стала... (добрая).  

Баба Яга была страшная, а стала... (красивая).

Баба Яга была жадная, а стала... (щедрая).

Баба Яга была грязная, а стала... (чистая)

Баба Яга была неряшливая, а стала ...(аккуратная).

- А можем ли мы действовать наоборот?

 

Игра «Мальчики и девочки наоборот»

Педагог называет различные движения, а дети должны выполнить эти движения наоборот.  

- Вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. Баба Яга исправилась, Аленушка и Иванушка уже дома и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Раз, два, три - повернись

В детском саду окажись.

 

3. Рефлексивно-коррегирующий раздел

- Вот мы и в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? (Да.) Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) Что доброго мы сделали? За то, что вы такие добрые, смелые, дружные Баба Яга приготовила для вас гостинцы. (Дети из мешочка достают по очереди подарки.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый...

Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста

Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй (дети встали в круг) Собрались все дети в...

Читайте также

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ 1. Пояснительная записка Проблема и ее актуальность. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением...

Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на…

Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на тему «Добрая книга» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Первоначальное...