Конспект занятия по развитию диалогической речи у детей с ОНР (старшая группа)
Путешествие в сказку

 

Цель: обучение детей использованию диалогической речи.

Задачи:

Образовательные

– формировать у детей умений задавать вопросы и отвечать на вопросы;

– повторить названий сказочных героев;

– повторить тему «животные»;

– уточнить активный и пассивный словарь детей по

различным темам (лес, продукты питания, профессии, семья, транспорт).

Воспитательные

– порождать у детей интерес к занятию путём использования игровых приемов и яркого наглядного материала;

– воспитывать умение слушать друг друга.

Развивающие – развивать графо-моторные навыки;

– развивать высоту и силу голоса;

– развивать у детей внимание, память, воображение.

творческие способности и словесно-логическое мышление.

Оборудование:

- картонные ворота для орг. Момента;

- костюм Василисы;

- цветные карандаши;

- бейджи с изображением животных;

- не цветные картинки для орг. момента и задания 2;

- карта волшебной страны с изображением замка и разноцветных дорожек;

- Вырезанные из бумаги изображения белки, принцессы, Белоснежки, Кота-Баюна, Бабы-Яги и Змея Горыныча.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

На партах разложены не цветные картинки с изображениями различных сказочных герое. Дети стоят около доски. Между доской и партами для детей стоят ворота, сделанные из плотного картона, стульев и др. подручных средств. В воротах стоит логопед в костюме Василисы.

Логопед: Здравствуйте дети, я Василиса, сегодня я приглашаю вас в сказку, но чтобы пройти в сказку, вам придётся ответить на мои вопросы. Подходите ко мне по очереди.

(Первый ребенок подходит к Василисе и она задает ему вопросы.)

Василиса:

Как тебя зовут?

Какие сказки ты знаешь?

Какая сказка тебе больше всего нравится?

После того, как ребенок ответил на вопросы, логопед хвалит его и предлагает сесть за парту, где лежит определенная картинка (например, с изображением лисы).

Аналогичные вопросы Василиса задает всем детям и предлагает им сесть за парты, где лежат определенные картинки (с изображениями медведя, волка, избушки, гнома, Белоснежки), картинки по возможности подбираются с учетом умения детей раскрашивать.

 

II. Основная часть.

 

1. Игра «Кто ты».

Сначала логопед просит детей отложить на край стола картинки, лежащие у них на партах, затем каждый ребенок выбирает себе бейджик с изображением понравившегося животного (лягушка, волк, мышка, лиса, заяц, медведь).

Далее логопед предлагает детям назвать свое животное и спросить друг у друга: кто ты?

Логопед: Итак, ребята, теперь вы все герои, пришедшие к нам из разных сказок и сначала давайте познакомимся. Каждый из вас назовёт себя и спросит у соседа: а ты кто, интонация должна быть вопросительной, например: Я Василиса, а ты кто?

Ребенок: Я лиса. (Обращается к следующему ребенку.) А ты кто?

II ребенок: Я мышка. А ты кто? и т. д.

Логопед: Молодцы, а теперь давайте расскажем, кто из вас из какой сказки к нам пришёл. Я Василиса, я пришла сюда из сказки «Иван-царевич и серый волк», а ты лягушка из какой сказки пришла?

Ребенок: Я пришла из сказки «Теремок», а ты, лиса, из какой сказки пришла? И т. д.

 

2. Игра «Дорога в волшебный замок».

Логопед: Итак, все герои представились, теперь мы знаем кто вы и из какой сказки.

А сейчас, любезные мои, вы видите перед собой карту волшебной страны, все дороги в ней ведут в волшебный замок. Сейчас каждый из вас выберет себе дорожку, но учтите, дороги в волшебной стране извилистые, на каждой из них вас ждет определенное препятствие, преодолев которое вы попадете в замок. Но карта у нас только одна, так что по дорожкам вы пойдете по очереди, остальные в это время будут раскрашивать картинки. Далее логопед предлагает детям достать цветные карандаши и положить перед собой картинки, лежащие на краю стола, после того, как дети выполняют эти действия, логопед предлагает первому ребенку выбрать дорожку (дорожки имеют разные цвета: серебристая, зеленая, желтая, синяя, красная, фиолетовая, коричневая).

Логопед (обращаясь к одному из детей): Лягушка, какую дорогу ты выберешь?

Лягушка: Я выберу зеленую дорожку. (От ребенка следует добиться ответа полным предложением).

Логопед: вот пошла лягушка по зеленой дорожке и встретила Белку. (Когда логопед называет героя, которого встречает ребенок, он одновременно прикрепляет его изображение к дорожке, после «разговора» ребенка с героем фигурка героя остается на дорожке.)

Белка: Здравствуй лягушка.

Лягушка: Здравствуй белка. (Если ребенок не догадывается сам, что надо ответить, то ему подсказывает логопед.)

Белка: Меня зовут Маша, а тебя как зовут?

Лягушка: Меня зовут Костя. (Добиться у ребенка ответа полным предложением.)

Белка: Я живу в лесу и собираю орехи и шишки, а что еще можно собирать в лесу?

Лягушка: Грибы и ягоды.

Белка: Молодец, лягушка, ступай дальше в замок.

(Логопед предлагает ребенку раскрашивать картинку и спрашивает следующего ребенка.)

Логопед: Мышка, какую дорожку ты выбираешь?

Мышка: Я выбираю фиолетовую дорожку.

Логопед: Идёшь ты, мышка, по фиолетовой дорожке и встречаешь Змея Горыныча.

Змей Горыныч: Не бойся меня мышка, я сегодня добрый, как тебя зовут?

Мышка: Меня зовут Настя.

Змей Горыныч: Настя, какое чудесное имя, расскажи-ка мне, Настя, каких животных ты знаешь.

Мышка: Я знаю (перечисляет).

Змей Горыныч: Ох, многих из них я ел, многих. Но знаешь, мне больше по вкусу домашние животные, дикие, они какие-то жесткие, а каких домашних животных ты знаешь?

Мышка: Я знаю. (Перечисляет, если ребенок говорит что не знает, то Змей Горыныч помогает наводящими вопросами типа: Кошка – это дикое или домашнее животное?)

Змей Горыныч: Какая ты молодец мышка, ступай дальше по фиолетовой дорожке, а то я что-то проголодался.

(Логопед предлагает ребенку дальше раскрашивать картинку и обращается к следующему ребенку.)

Логопед: Волк, а какую дорожку ты выберешь?

Волк: Я выбираю желтую дорожку.

Логопед: Вот пошел ты по желтой дорожке и встретил Кота-Баюна.

Кот: Здравствуй волк, я кот, звать меня Баюн, а тебя как зовут?

Волк: Меня зовут Миша.

Кот: А из какой сказки ты пришел?

Волк: Я пришел из сказки «Теремок»

Кот: А в каких сказках еще встречается волк?

Волк: Волк и семеро козлят, Иван-царевич и серый волк.

Кот: Молодец волк Миша, ступай дальше.

Логопед предлагает ребенку дальше раскрашивать картинку, а следующему ребенку выбирать дорожку.

Логопед: А по какой дорожке у нас пойдет лиса?

Лиса: Я пойду по красной дорожке.

Логопед: идет лиса по красной дорожке и встречает принцессу.

Принцесса: Здравствуй лиса.

Лиса: Здравствуйте.

Принцесса: Я – принцесса, мои мама и папа – король и королева, а кем работают твои мама и папа? Далее логопед разворачивает диалог в зависимости от ответа ребенка, в конце принцесса хвалит ребенка и предлагает ему продолжать свой путь дальше, логопед предлагает следующему ребенку выбрать дорожку.

Логопед: А ты, медведь, какую дорожку выбираешь.

Медведь: Я выбираю коричневую дорожку.

Логопед: Вот идёт медведь по коричневой дорожке, а на встречу ему летит в ступе Баба-Яга.

Яга: Фу-фу, медвежьим духом запахло, ну здравствуй мишка.

Медведь: Здравствуйте.

Яга: Я сейчас лечу в свою избушку, а ты куда идёшь?

Медведь: Я иду в замок.

Яга: И кого ты там хочешь встретить? (Дальше диалог разворачивается в зависимости от ответа ребенка, в конце Баба-Яга предлагает Мишке идти дальше в замок). Логопед предлагает следующему ребенку выбирать дорожку.

Логопед: И какую же дорожку у нас выберет зайчик?

Заяц: Я выбираю синюю дорожку.

Логопед: Скачет зайка по синей дорожке, а на встречу ему идет Белоснежка.

Белоснежка: Здравствуй зайка, меня зовут Белоснежка, а тебя как зовут?

Заяц: Меня зовут Юля.

Белоснежка: Ой Юлечка, подскажи мне, пожалуйста, как сварить суп моим гномам, что туда надо положить?

Заяц: Надо взять капусту, морковку, лук …

Белоснежка: И в какую же посуду я должна все это положить?

Заяц: В кастрюлю.

Белоснежка: И куда же я эту кастрюлю должна поставить, наверно в погреб?

Заяц: Нет, на плиту.

Белоснежка: Ой, спасибо тебе, зайка, всё ты мне рассказала, ступай дальше по дорожке.

Далее логопед предлагает детям посмотреть, какие красивые картинки у них получились, и отложить их на край стола.

 

3. Игра «По какой дорожке вы сюда пришли и кого встретили».

Василиса: Ну вот, вы все пришли в волшебный замок и теперь вам наверно интересно, кто по какой дорожке сюда шел и кого встретил. Сейчас каждый из вас спросит это у соседа, а сосед ему ответит. Например: Мышка, по какой дорожке ты сюда пришла и кого встретила?

Мышка: Я пришла сюда по фиолетовой дорожке и встретила Змея Горыныча.

Василиса: Спроси лягушку, по какой дорожке она шла и кого встретила.

Мышка: Лягушка, по какой дорожке ты сюда шла и кого встретила? (И так далее со всеми детьми.)

 

4. Игра «Что я спросила?»

Василиса: А я пришла сюда по серебристой дорожке и встретила Бабу-Ягу, Змея Горыныча, белку, Белоснежку, принцессу и Кота Баюна. Каждому из них я задавала вопросы, но вот запамятовала, что я у них спрашивала. Помогите мне ребята, (обращается к одному из детей) Зайка, как ты думаешь, что я спросила у Кота Баюна, если он мне ответил, что он сегодня в прекрасном настроении.

Заяц: Вы спросили, какое у него настроение.

Василиса: Ой, вспомнила, точно. Мишка, как ты думаешь, что я спросила у белочки, если она мне ответила, что она питается грибами и орешками.

Медведь: Вы спросили, что она кушает.

Василиса: Точно, молодец мишка. Лягушка, как ты думаешь, что я спросила у Бабы-яги, если она мне сказала, что она живет в избушке на курьих ножках.

Лягушка: вы спросили, где она живет.

Василиса: Спасибо лягушка, правильно мне подсказала. Мышка, а что я спросила у Белоснежки, если она сказала, что она идет к себе домой.

Мышка: Вы спросили, куда она идет.

Василиса: Спасибо мышка, волк, а ты как думаешь, что я спросила Змея Горыныча, если он сказал, что за обедом он съел три теленка, четыре барашка и одну курицу.

Волк: Вы спросили, что он ел на обед.

Василиса: Молодец волк. Лиса, а что же я спросила у Принцессы, если она сказала, что ее папу зовут Петр Петрович.

Лиса: Вы спросили, как зовут ее папу.

Василиса: Ой, спасибо лиса, помогла мне вспомнить.

Динамическая пауза.

Дети выходят из-за парт и образуют круг около Василисы.

Василиса: Ребята, мы уже так долго в сказке, а вы еще не показали, что же умеют ваши животные, как они разговаривают. Сейчас каждый из вас по очереди покажет, как ходит ваше животное (каждый из детей показывает).

Василиса: А сейчас я буду называть разные слова, если вы слышите среди них название животного, вы начинаете приветствовать его так, как это умеет ваше животное: лягушка и зайка прыгают, мишка переваливается с ноги на ногу, лисичка красуется, мышка виляет хвостиком, волк воет и скребется коготками. (Каждый ребенок показывает, как он будет это делать.)

Слова: чашка, корова, лошадь, папуас, тигр, кот, колобок, слон, девочка, панда, троллейбус, кресло, лось, ёж, кабан, вилка, жираф, тумба, бегемот, лев, комбинезон, коза, шофер, шарф, утконос.

(После динамической паузы дети садятся на места.)

 

5. Игра «Вопросная перестрелка».

Логопед просит детей разбиться на пары (если дети сидят по двое, то сидящие за одной партой и образуют пару).

Василиса: Итак, вы уже многое друг о друге узнали, но наверняка хотите узнать еще больше. Сейчас вы будете задавать друг другу вопросы, но помните, что вы все разные животные и говорить вы должны так, как говорит ваше животное. Например, мышка должна говорить очень-очень тихо, а мишка должен говорить очень низким голосом. (Далее логопед обращается к первой паре детей.)

Василиса: Мышка, узнай у лягушки все про ее семью. (Дети сами строят диалог, а логопед помогает им наводящими вопросами, затем дети меняются ролями, лягушка спрашивает у мышки про ее семью».)

После логопед переходит к следующей паре детей.

Василиса: А теперь мишка спроси у зайчика все про транспорт, который он знает.

(Дети строят диалог, а логопед им помогает.)

Далее логопед переходит к следующим детям.

Василиса: А вы, лисичка и волк, поговорите о сказках. Расскажите друг другу, какие сказки вам читали родители, какие сказки вы любите, какие сказки вам не понравились. Начни ты, волк. (Дети строят диалог, а логопед им помогает.)

 

III. Подведение итогов занятия.

Логопед: Итак, ребята, вы сегодня задавали друг другу много вопросов и наверно хорошо научились это делать. Сейчас каждый из вас выйдет сюда и задаст своим товарищам различные вопросы. (Приглашает первого ребенка.)

Логопед: Миша, спроси у товарищей, что им понравилось на занятии, только обратись к каждому по имени.

Миша: Юля, что тебе понравилось на занятии?

Юля:…

Миша: Костя, что тебе понравилось на занятии? И т. д.

Далее логопед приглашает следующего ребенка и предлагает ему спросить у товарищей, какими сказочными героями они хотели бы стать. Аналогично логопед вызывает к доске других детей и предлагает им спросить: какую сказку им недавно читали, какого сказочного героя они хоте ли бы увидеть на занятии, какой сказочный герой им не нравится, кто, по их мнению, мог бы жить в волшебном замке.

Затем логопед хвалит детей за то, что они не побоялись и как настоящие логопеды провели маленький кусочек занятия, благодарит детей за занятие и прощается с ними.

 

Использованная литература:

  1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. Изд. Росмэн – М., 2005.
  2. Стрельченко Т. С. Сказка учит, сказка лечит…// Дети с проблемами в развитии 2004 №3 С54-57.
  3. Чудесные русские сказки/ под ред. Л. Кондрашова изд. Эксмо – М., 2004.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...

Число и цифра 3

Число и цифра 3

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего…

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего возраста Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Продуктовый лабиринт» разработан для совместной деятельности детей старшего...