Конспект НОД по обучению грамоте: «Проказы Зимы»
Дифференциация С, Сь, З, Зь. Буквы С, З

 

Цель: Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков с, с', з, з' в слогах, словах, фразах; дифференциация звуков по звонкости – глухости, закрепить пра­вильное употребление предлогов; работать над предложе­нием; учить звукослоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование: снежинки с номерами и заданиями (1 - 8), звуковые катушки, символы звуков С, СЬ, З, ЗЬ, снежинки со слогами, картинки для бус на липучке, ёлочка, снежок, снежные цветы, снежинки со слогами, сугробы. Карточка для игры «Составь слово», снежинки со словом «ЗИМА», кружки-символы звуков, письменные принадлежности, Емеля (кукла Би-ба-бо).

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Звучит спокойная музыка.)

Ребята! Посмотрите вокруг! Чего много сегодня в группе? Снежинок!

Как называется явление природы, когда падают снежинки? Снегопад!

В какое время года часто идут снегопады? Зимой!

А раз в нашей группе так много снежинок, значит какая у нас теперь группа? Зимняя! (Раздаётся плачь).

Ребята, кто это плачет?

- Емеля! А почему ты плачешь? Что случилось?

- Пошёл рыбу ловить – река замёрзла, хотел прорубь прорубить – топор утопил, хотел домой вернуться – дрогу потерял! Попал к метелице, она дала помощниц – снежинок, а я и их потерял!... А может они у вас?

Весёлые снежинки решили поиграть!

Мы их сейчас Емеле поможем отыскать!

Как их найти? Посмотрите налево, посмотрите направо, вверх, вниз – может кто-нибудь увидел нужные нам снежинки? Где они находится? (Называют по порядку.)

- Спасибо, ребята! Только вот задания я тоже не умею выполнять! Научите меня?

 

II. Работа по теме занятия.

1. Сообщение темы занятия.
Садится тот, кто повторит слова:

сом —зонт сук                                зайка—сумка—завод

зима—сито козы                             сок—вазасом

лист земляника—апельсин             собаказаноза—семь

зубы—сода зал                               совы—замок—ананас

Зоя листзима                              лозалосьзелень.

Вы уже догадались, с какими звуками хотят играть снежинки? С, СЬ, З, ЗЬ.

 

2. Общие и отличительные характеристики звуков.

- Что можно сказать про все эти звуки? Они согласные.

- Назовите, какие из них твёрдые? С, З.               

- Какие из них мягкие? СЬ, ЗЬ.

- Какие глухие? С, СЬ.                                          

- Какие звонкие? З, ЗЬ.

 

3. Речевая зарядка. Повтори и назови лишний слог.

са—са— за          за—за—са       сна—сна—зна

созозо          зусусу        снызнысны

сы— зы—сы        зэ—сэ—зэ        зносно—сно

зу–су–зу               со–зо–со          сну –зну –сну

 

4. Найдите следующую снежинку. Просигналь слово. Работа с сигнальными катушками.

С, СЬ, З, ЗЬ, коса, коза, сани, сени, сито, арбузы, зебра, заноза, сирень, азбука, маска, мимоза.

 

5. Найдите следующую снежинку. Бусы для Ёлочки.

Под снежинкой конверт с картинками:

а - пель - син, (СЬ, 3)        бу - сы, (С, 2)                   рюк – зак (З, 2),

а - на - нас, (с, 3)              кор - зи – на, (ЗЬ, 3)         зонт, (З, 1)               

нос, (С,1)                          си – то, (СЬ,2)                  зеб – ра, (ЗЬ,2)               

за-яц, (З, 2)                       ли-са, (С, 2)                     са-ни, (С,2)

зуб (З,1)

 

6. На макушке Ёлки снежинка № 5. Под Ёлкой снежок. Упражнение на правильное употребление предлогов. «Вставь нужное словечко».

Зайка сидит ... кустом.                        Зоя стоит ... сосной.
Дети рисуют ... столом.                     Зайка выглядывает ... куста.

Собака спряталась … конурой.            Козы пасутся ... горой.

Скамейка стоит … саду.                     Сани скатились …горы.

Лиса охотится … зайцем.                   Снежок достали … ёлки.

 

III. Динамическая пауза.   

Вот Емелина зарядка!                   Пояс ручками найдите,       

Выполняйте по порядку!                Наклонитесь, поднимитесь!

Руки вверх, руки вниз!                    Ножки вместе, ножки врозь,

Влево, вправо повернись,              Ножки прямо, ножки вкось!

На носочки поднимитесь,              Ножки накрест - опуститесь!

Выше, выше потянитесь!             И вставать не торопитесь!

Головой слегка кивните,                А когда скажу: «Вставайте!»

Вправо, влево поверните!              Вы рукой не помогайте!

Отдохнули? Так вставайте!

Заниматься продолжайте.

 

VI. Работа с буквой, слогом, словом.

- Какой буквой обозначаются звуки З, ЗЬ? С, СЬ?

- Прочитай слоги.

- Собери снежинки в сугробы.

- Расшифруй слово. Расположи буквы в порядке уменьшения снежинок.

(Фронтально.)

Зима.

- Кто же подшутил над Емелей и не пропускал его домой? ЗИМА!

Теперь Емеля может смело отправляться домой, ведь мы все задания Зимы выполнили!

 

V. Итог занятия.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки…

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки театральные»

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...

Читайте также

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе