Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности:
Формирование фонематического слуха. Дифференциация звуков К - Г

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить дифференцировать звуки К - Г изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им сравнительную характеристику;
  • формировать навык сравнительного звукового анализа слов;
  • учить образовывать падежные формы существительных, согласовывать их с прилагательными;
  • учить составлять рассказ по сюжетным картинкам.

2. Коррекционные:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • формировать фонематический слух;
  • развивать общую моторику;
  • пополнять словарный запас.

3. Воспитательные:

  • воспитывать желание говорить правильно и красиво,
  • воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

Оборудование: Кот в сапогах, слайд плана города Чистореченска, разрезная картинка, изображения Конана, Феникса, Горгоны, картинки для артикуляционной гимнастики (улыбка, орешки, прятки, картонные шляпки), план-схема для анализа артикуляции звука, пособие «Конан идет к замку», замок Горгоны, предметные картинки (гамак, конфеты, газета, нога, рука, палка, копье, конь, гадюка, крест, иглы, кот, голова, крыса, гриф), пособие «Узник Горгоны», домики «Он», «Она», сюжетные картинки к рассказу «Последний бой Конана», зеркала.

 

Ход НОД

1. Организационный момент.

- Мы продолжим путешествие в город Чистореченск. Проводит нас Кот в сапогах. Произнесем вместе волшебные слова:

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

В путешествии дружны,

Собраны, внимательны!

2. Развитие логического мышления.

- Ну почему же двери города Чистореченска не открываются? Наверно, колдунья Звукоискажалка опять взялась за свои проделки. Но это нас не остановит. Мы справимся со всеми ее заданиями.

- Составьте из частей картинку и вы узнаете, кто будет нашим другом и защитником (дети составляют разрезную картинку).

3. Сообщение темы.

- Кто это? Это Конан – добрый воин, защитник слабых. Он ведет      вечную борьбу со злой волшебницей Горгоной.

- Чтобы попасть в сказку, определите первые звуки в именах героев:

Конан и Горгона.

- Сегодня мы сравним эти звуки, научимся различать их.

4. Артикуляционная гимнастика.

Мы пройдем через лес,

Полный сказок и чудес.

По дороге мы все вместе

Язычок свой разомнем.

Губы: Улыбка всех обезоружит

          И ряд зубов красивых обнаружит.

Зубы: Зубами крепко мы вдвоем,

          Орешки быстро разгрызем.

Язык: Перед боем без оглядки

           Поиграйте с другом в прятки.

(Упражнение «Прятки».)

Воздушная струя: Вдруг подул ветерок

Все наши шляпы уволок.

(Дети поддувают картонные шляпки, произнося звук К.)

5. Дифференциация звуков изолированно.

- М ы с вами попали в сказку. Сейчас идет бой между Конаном и Горгоной. Какие звуки произносят Конан и Горгона в бою? (К и Г, К-Г-К-Г.)

6. Сравнительный анализ артикуляции звуков и их характеристика.

- Чтобы остановить бой, Конану нужно помочь сравнить эти звуки К-Г, тогда чары Горгоны разрушатся.

Идет сравнение расположения органов артикуляции при произношении звуков с использованием схем: губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка приближен к зубам, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу, голосовые связки не работают при произношении звука К, голосовые связки работают при произношении звука Г.

- Что вы можете сказать о звуках? (согласные, твердые, глухой К, звонкий Г).

7. Развитие фонематического слуха.

- Конан уже устал. Как ему помочь? У Конана появятся силы, если вы правильно определите на слух звук К и Г. Если услышите звук К – поднимите изображение Конана, а если услышите звук Г – поднимите изображение Горгоны.

г-к-г-к-н-м-г-к-б-п-г-к-м-л-г-к-г

га-ко-гу-кы-но-му-га-бо-пу-гы-кэ-ма-го

гавань-конь-гул-кошка-муха-газ-пух-корова

8. Дифференциация звуков в слогах.

- Горгона испугалась и улетела неведомо куда. Помогите Конану найти замок Горгоны. Если Конан подойдет к предмету, на котором нарисован колокольчик – назовите слог со звонким звуком Г, а если нет колокольчика, со звуком К.

(Логопед передвигает изображение Конана, а дети называют слоги: га-ка, го-ко, гу-ку, гы-кы, гэ-кэ.)

9. Дифференциация звуков в словах.

- Вот и замок Горгоны. Но двери крепко закрыты. Чтобы двери нам открыть, нужно картинки разложить.

(Дети раскладывают картинки по домикам звуков Г и К: гамак, конфеты, газета, нога, рука, палка, копье, конь, гадюка, крест, иглы, кот, голова, крыса, гриф.)

10. Работа по развитию навыка сравнительного звукового анализа.

Злая Горгона всех гостей

Превратила в груду костей,

Звуки разные найдите

И друзей своих спасите.

Гости                     Кости (дети сравнивают, какими звуками отличаются слова)

11. Дифференциация звуков в предложениях.

Чтобы в палаты Горгоны войти

Нужно скороговорку произнести.

Галка села на палку.                         Палка ударила Галку.

12. Физминутка.

 

Конан в палаты вошел,

Но Горгоны там не нашел.

Стал он тихонько ходить,

Стал он по замку бродить.

Феникс ему помогал,

Феникс Горгону искал.

Крылья он расправляет

И везде летает.

Нужно, дружочек, вздремнуть

Нужно нам отдохнуть.

 

13. Развитие словаря и грамматического строя речи.

- Стали Конан и Феникс осматривать весь замок, спустились в подземелье, а там узники Горгоны. Всех Горгона превратила в камень.

Чтобы узников расколдовать,

Нужно о них, что знаешь рассказать.

(Дети по силуэту угадывают, кто это? И рассказывают о нем: утка, лягушка, курица, щенок, колобок, волк, рак, жук, крот, корова, гном, голубь, гусь, гусеница, тигр.)

Например: Это утка. Утка-домашняя птица. Утки умеют плавать. Они плавают в пруду и крякают.

Это лягушка. Лягушка-земноводное. Лягушка – зеленая, пучеглазая. Перед дождем лягушки громко квакают и т.д.

- Назовите, кого вы расколдовали?

- Мы расколдовали утку, лягушку, курицу, щенка, колобка и т.д.

- Чтобы наших друзей до конца привести в чувство, подберите к каждому несколько слов, которые отвечали бы на вопрос «какой?», «какая?».

Утка – неповоротливая, серая, домашняя.

Курица домашняя, беспокойная, заботливая.

Колобок – круглый, румяный, испеченный.

Рак – неповоротливый, речной, красный.

Крот – черный, слепой, блестящий.

Лягушка – зеленая, прыгучая, скользкая.

Щенок – пушистый, забавный, неуклюжий.

Волк – зубастый, серый, злой.

Жук – твердый, большой, усатый.

Корова – добрая, пятнистая, красивая. И т.д.

- Чтобы наших друзей не заколдовала волшебница Горгона, расселите их по домикам.

- Подумайте, какие слова можно заменить словом «он», а какие «она»?

14. Развитие связной речи.

- Друзья Конана в безопасности, а что произошло дальше, расскажите сами. Вам помогут картинки. (Дети по сюжетным картинкам составляют сами рассказ «Последний бой Конана».)

Последний бой Конана.

Долго бродил Конан по громадным комнатам замка Горгоны, пока не увидели ее. Коварная колдунья спряталась за зеркало. Она увидела Конана и сняла голубой капюшон с головы. Вместо волос у Горгоны были гадюки. Гадюки угрожающе зашипели.

Но Конан знал, что нельзя смотреть в глаза Гаргоне, иначе превратишься в камень. Конан использовал свой щит как зеркало. Долго длилась кровавая битва. Конан уже стал терять силы, но ему помог друг его Феникс.

Феникс отвлек Горгону, и она посмотрела в зеркало. Сама Горгона не смогла избавиться от магии своего взгляда и окаменела.

Все были рады, что избавились от злой колдуньи. Звери были благодарны Конану и ему маленькому Фениксу.

15. Итог.

- Молодцы! Вы были очень смелые и смогли помочь в трудную минуту Конану и Фениксу. А какие звуки вы различали и сравнивали сегодня?

- Чем отличаются эти звуки друг от друга?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивное развлечение «Спорт, спорт, спорт!» «Весёлые эстафеты»

Спортивное развлечение «Спорт, спорт, спорт!» «Весёлые эстафеты» (Вторая младшая группа) Цель: приобщение детей к спорту и развитие у них стремления к здоровому...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...

Читайте также

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России»

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России» Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие». Цель: Формирование патриотических чувств. Программные задачи: Обобщить и систематизировать...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...

Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками Одним из актуальных методов работы с детьми, испытывающими тревожность, является сказкотерапия. Сам термин...