Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности
«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»

(по мотивам мультипликационного фильма «Винни Пух, а с ним и Тигра»)

 

Цели: развивать умение правильно произносить звук [р] в слогах, словах с прямыми слогами в начале слова; формировать умение правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах пяти; способствовать формированию фонематического слуха; активизировать биологически активные зоны; развивать речевую коммуникацию, зрительное внимание и восприятие, словесно-логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, готовность прийти на помощь.

Средства: «коробка-посылка от Винни Пуха», компьютерная технология «Игры для Тигры», дидактическая игра «Испорченные конфеты», ноутбук, конструктор, клей-карандаш, лист картона.

Предварительная работа:

1. Развитие фонематического восприятия через игры и упражнения.

2. Постановка звука [Р].

3. Автоматизация звука [р] в слогах (игры «Здравствуйте, пальчики», «Звукослоговое пианино»).

4. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

  • Чистоговорки;
  • Игры: «Доскажи словечко», «Запомни, повтори», «Числовая лесенка», «Назови картинки», «Улитка», «Лото», «Домино», «Отгадай загадку», «Окошечки» (определение места звука в слове), «Обезьянка» (эмоционально-мимическое упражнение), «Заяц» (упражнение на смену темпа и ритма речи).

5. Применение ИКТ («Игры для Тигры»).

Способы:

Сюрпризный момент – посылка от Тигры.

Игровая мотивация – помочь Тигре добраться в гости к Винни Пуху.

Вопросы проблемного характера.

Показ артикуляционных упражнений логопедом.

Напоминание об имеющихся знаниях ребёнку.

Обращение к имеющемуся опыту ребёнка.

Поощрение.

Советы.

Осуществление индивидуального подхода.

 

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:

1. Организационнй момент.

Л: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Сегодня нам пришла какая-то посылка. Догадайся, от кого она. Вот загадка:

У меня есть друг - медведь.
Я люблю с ним песни петь!
Прыгаю я на хвосте!
Полосатый я везде!

Кто это?

Р: Тигр.

Л: Правильно, но это не обычный тигр. Это друг Винни Пуха - Тигра. Послушай, какой звук я выделила?

Р: Звук (Р).

Л: Молодец! Скажи, а какой это звук?

Р: Согласный, твёрдый, звонкий.

Л: Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя сильная, а кончик языка – дрожит.

 

2. Основная часть.

Массаж биологически активных зон и артикуляционная гимнастика (презентация)

Л: Чтобы открыть посылку, нужны силы. Сделаем самомассаж и гимнастику.

Выполняются движения соответствующие строчкам стихотворения.

Руки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

(Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки.

А теперь погладим пальцами мы щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуём мы, чтобы улыбались («Улыбка»)

Мы почистим зубки («Почистить зубки»)

Сядем на качели, чтобы покачаться(«Качели»)

Громко в барабаны мы вот так играем («Барабаншик»)

С чашечки подуем, чёлку поднимаем («Чашечка»)

Скачем на лошадке. Цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. («Лошадка»),

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать. («Грибок»)

Посмотри, в посылке какая-то записка. Давай прочитаем?

«Здравствуй! Меня зовут Тигра. Я собираюсь навестить своего друга Винни Пуха. Только вот я забыл, где он живёт. Пожалуйста, помоги мне до него добраться. А ещё я приготовил для него подарок –целый пакет конфет, но я так торопился, что перепутал настоящие конфеты с пластилиновыми. Прошу тебя помоги их рассортировать. На настоящих конфетах написан слог с буквой Р в начале слова, а на пластилиновых буква Р написана в конце. Да, и ещё Винни Пух любит различные подарки, если хочешь можешь сделать для него открытку я думаю, что он будет рад, а я обязательно передам.» Что будем делать? Поможем Тигре? (Да.) Для начала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук.)

Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы и

Умные мальчишки. вращать ими.)

Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние

пальцы.)

только бы подраться. (Постучать подушечками средних пальцев друг об  друга.)

Ну, а вы, малыши, (Сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их.)

Обнимитесь от души. (Попеременно, то один палец сверху, то другой.)

Разбирают конфеты.

Модуль «Дыхание» («Игры для Тигры»)

Л: А теперь отправляемся с Тигрой в путешествие. Посмотри какие ветряные мельницы. Нужно помочь ветерку раскрутить лопасти мельниц. Для этого необходимо сделать сильный выдох через рот. Вот так (показ).

Р: Выдох.

Л: Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём: Р-Р-Р.

Р: РРРР. (Повтор ребёнком.)

Л: Молодец! Идём дальше. Пред нами целая поляна с одуванчиками. Давай поможем Тигре сдуть все «парашютики». При этом мы будем произносить слоги: Ра-ра-ра, Ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры.

Р: Ра-ра-ра,ро-ро-ро, ру-ру-ру,ры-ры-ры.

Модуль «Слитность» («Игры для Тигры»)

Л: Молодец! Наши глазки хотят отдохнуть, давай сделаем для них такое упражнение.

(Профилактические упражнения для глаз.)

Руки за спинку, головку назад
Руки за спинку, головку назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головку опустим — на парту глядим.
(Вниз.)
И снова наверх – где там божья коровка летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И дальше шагаем. Немного еще.

Ты любишь наблюдать за рыбками в аквариуме?

Р: Да.

Л: Посмотри какая красивая рыбка живёт у Тигры, но рыбка эта непростая, она плавает только тогда, когда с ней разговаривают. Попробуем с ней пообщаться? Я буду говорить слова, а ты за мной повторять.

Рак, рано, рама, ранка, радио, работа, радуга, ракета, раковина, ранний, равный.

Рот, рой, рог, робот, Родина, родинка.

Руки, Русь, русский.

Рыба, рыбка, рынок, рысь, рытвина.

Молодец! Понравилось разговаривать с рыбкой?

Р: Да.

Л: Посмотри, а Тигра уже успел купить мыльные пузыри. Только, что –то у него не очень получается с ними поиграть. Может мы ему поможем? Если ты будешь плавно произносить слова, то тигрёнок сможет выдувать мыльные пузыри. Согласна?

Р: Да.

Л: Повторяй за мной: рама-ракета-радуга

Робот-рот-Рома; рыба-рысь-рыбак; рука-рукав-рубанок.

Умница! А теперь немного подвигаемся (физкультминутка).

Повторяй за мной:

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ра-ра-ра - глубокая нора.

Ро-ро-ро - мы нашли перо.

Ру-ру-ру - скачет кенгуру.

Ры-ры-ры - укрылись от жары.

Тигра предлагает тебе поиграть в игру «1-2-5». Согласна?

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова! (показ презентации «1-2-5»)

Р: (одна) рыба, рама;

(две) рыбы, рамы;

(пять) рыб, рам.

1- рак, 2-рака, 5-раков.

(Ребёнок проговаривает.)

Тигра приготовил для тебя загадки. Послушай. (Показ слайдов с чтением загадок.)

Р: Радуга, ранец, рысь.

Развитие фонематического слуха

Л: – Сейчас я буду называть слоги, если среди них ты услышишь слог со звуком [Р] поднимай Тигру вверх: МА, НА, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ЛО, РО, ЗЭ, ТЫ, РЫ, БА, КУ, РЭ.

Л: А теперь играем также со словами: если услышишь слово со звуком [Р] подними Тигру вверх: рыба, губы, рак, зубы, букет, радуга, голос, ракета, лапа, рысь, голубь, руки, укол, роза.

 

3. Заключительная часть.

Л: Молодец. Ой! (Имя реб.) Мы же забыли сделать подарок для Винни Пуха.

Давай мы изготовим для него открытку, на которой будет изображена буква? Согласна?

Р. Да.

(Изготовление открытки.)

Л: Посмотри кто это (показ игрушек)? Да это же Тигра вместе с Винни Пухом. Наконец они встретились!

Л: Наше путешествие закончилось. Надо возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова. Закрой глазки. «Направо, налево – повернись. В детском садике очутись».

С каким звуком мы сегодня работали? Назови слова со звуком [Р], которые ты запомнила.

 

Литература:

1. Т. Денисова Компьютер в дошкольном учреждении. //Дошкольное воспитание. - 2011.- № 2.

2. Л. Фомина Рисуем с помощью текстового редактора MW //Дошкольное воспитание,- 2011, № 2.

3. Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару»

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару» Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару», предназначена для детей 3-6 лет. Игра...

Интерактивная игра «В мире спорта»

Интерактивная игра «В мире спорта»

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...