Конспект комплексного сюжетно-тематического логопедического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи
«Куда пропали гласные звуки?»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осенний лес»;

- формирование навыков звукового и слогового анализа;

- практическое усвоение согласования существительных с числительными;

- практическое усвоение образования относительных прилагательных от существительных;

- формирование связного монологического высказывания;

- упражнение в подборе родственных слов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия (определение места звука в слове);

- развитие мелкой и общей моторики, координация речи с движением;

- развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание помогать друзьям, взаимовыручку;

- формировать любовь к родной природе.

Оборудование: конверт с письмом, гласные буквы, рисунок с облаками, картинки с животными (белка, волк, медведь, мышка, ёж) и их жилищами (логово, норка, берлога, дупло); осенние листья с картинками, содержащими звук [а] в разных позициях; рисунки веток и схемы, изображение лужи и дощечек мостика с картинками, набор для звукового анализа.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Стали дни короче ночи,

Дождик нас всё время мочит,

Все листочки пожелтели,

Стаи к югу улетели.

Трава пожухла на лугах,

В куртках мы и в сапогах.

Что за время года? – спросим.

Нам ответят: - Это… (осень).

Логопед:

– Ребята! Хоть верьте, хоть не верьте,

Нам прислала Осень письмецо в конверте.

А конверт у Осени не простой.

А конверт у Осени – листик золотой.

Написала Осень: «В этот конверт, друзья,

Буковки гласные положила я».

(заглядывая в конверт)

- Где же буквы? Исчезли…

 

2. Согласование существительных с числительными.

Мы должны их найти,

И обратно принести.

Мы пойдём не по следам,

Мы пойдём по облакам.

Дети проходят по дорожке из облаков, считая от 1 до 6 (одно облако, два облака, …, шесть облаков).

- На какой звук начинается слово «облако»? (- На звук [о]). - Значит мы на правильном пути. А куда же мы пришли?

Здесь много деревьев до самых небес,

Всё словом одним называется… (лес).

 

3. Активизация словаря по теме «Дикие животные», формирование связного монологического высказывания.

Логопед:

- А вот и животные, которые живут в лесу (на панно картинки белки, мышки, волка, медведя). Осенью звери готовят свои жилища к зимовке. Как?

Ответы детей:

Бурые медведи устраивают себе берлогу в малодоступном месте. Чаще всего под корнем упавшего дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и засыпают.

Белки устраивают свои гнёзда в дуплах на высоких елях или соснах. Внутри гнезда – мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из дупла.

Мыши прожорливы. Они запасают на зиму в свои норки семена и ягоды. Зимой они роют ходы в сугробах.

Волки устраивают логово в укрытых, защищённых местах. Часто волки используют норы лисиц, барсуков. Чужие норы они расширяют.

Логопед.

-Посмотрите, это жилища животных (выставляются картинки).

Игра «Рассели зверей».

- Скажите, кто где живёт.

Ответы:

Волк живёт в логове. Белка живёт в дупле. Мышка – в норке. Медведь – в берлоге.

Логопед.

- Логово, дупло, норка, берлога, какой звук есть в названии каждого жилища?

Ответ: звук [о].

Логопед.

Благодарные звери нашли букву О и отдают её нам.

 

4. Развитие фонематического восприятия (определение места звука [а] в слове – начало, середина, конец).

Логопед.

- Посмотрите, сколько листочков на лесной опушке. Вы должны взять по одному листочку, рассмотреть картинку на нём и, определив место звука [а], положить листочек к своей веточке со схемой.

Дети выполняют задание, с проговариванием вслух.

- Молодцы, вы правильно разместили листочки и вернули букву А.

 

5. Физкультминутка.

Станем мы деревьями

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Ноги – это корни.

Их расставим шире.

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далёких

Воду добывали.

Е. А. Алябьева.

 

Тело наше – ствол могучий.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Наши руки – это ветви.

Крону вместе образуют.

Вместе им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

Пальцы – веточками будут.

Листья закрывают их.

Как придёт за летом осень,

Разлетятся листья вмиг.

 

 

6. Практическое усвоение образования относительных прилагательных.

- У нас получилась веточка с листьями дуба (берёзы, клёна). Какая это веточка?

Ответ: Это дубовая ветка.

- Какие листья на ней?

Ответ: Листья дубовые.

 

7. Образование родственных слов от существительного лист.

Осень листья золотила,

Осень листья закружила.

Листья падают, летят,

Наступает… (листопад).

- Подберите родственные слова к слову лист.

Ответ.

Лист – листок, листочек, лиственный, листья, листва, листопад.

- Какой гласный звук есть в слове лист.

Ответ. Звук [и].

- Молодцы, вы нашли букву И.

 

8. Обогащение словаря признаками.

Целый день он дул, свистел,

В трубах бешено гудел.

Ветки гнул, листву срывал,

Пыль с дороги поднимал.

Провода он сильно тряс,

Он занёс пылинку в глаз.

Улетел потом он в лес

И в деревьях там исчез.

                         (Ветер.)

Логопед.

- Осенний ветер какой?

Ответ. Осенний ветер сильный, холодный, влажный, пронзительный, пронизывающий.

Логопед.

- Какой гласный звук вы услышали в слове ветер?

Ответ. Звук [э].

Логопед.

- Молодцы, вы нашли букву Ы.

 

9. Развитие мелкой моторики.

Дождик.

Ветер тучу пригнал. Дождик начинается. Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками, изображая капли, медленно опустить руки.

 

10. Формирование слогового анализа.

Логопед.

- Какую лужу дождь налил. Как же нам её перейти? Посмотрите, вот мостик, только он сломанный. Чтобы мостик починить, нужно назвать картинки на дощечках, правильно поделив слова на слоги.

(Дети выполняют задание.)

- Мы починили «мостик» и перешли через лужу. А какой гласный звук есть в слове лужа.

Ответ. Звук [у].

- Молодцы, вы нашли букву У.

 

11. Звуковой анализ.

Логопед.

- Ребята, посмотрите, к нам ещё один лесной зверь приполз и пыхтит «Пых-пых». Сколько звуков вы услышали в слове «Пых».

– Ответ: три звука.

– Назови первый звук и т.д.

- Какой он? (гласный или согласный, твёрдый или мягкий)

- Какой же гласный звук есть в слове «пых»? Вот мы и освободили букву Ы.

 

12. Итог.

- Какие мы буквы разыскали. (Выставляются на панно.)

Ответ: О, А, И, Э, У, Ы.

- Какие звуки они обозначают? (Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы].)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний»

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний» Вид прoeктa: пoзнaвaтeльнo-твoрчecкий. Учacтники прoeктa: дeти 3-4 гoдa, воспитатели, родители. Прoдoлжитeльнocть прoeктa: крaткocрoчный 2 нeдeли (16.01.2023-30.01.2023 гг.) Aктуaльнocть: Кaждый рeбeнoк...

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины»

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины» Анализ открытого занятия. Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 12 детей. Цель: Продолжать формировать представления и...

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Читайте также

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»