Конспект занятия на развитие лексико - грамматических категорий по теме: «Транспорт»

Цели:

Коррекционно-образовательные цели.

Обобщение и системати­ зация представлений о разных видах транспорта. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (машинка, самолетик, велосипедик и т.д.), сложным сло­ вами (снегоуборочная машина, мусоровозка и т.д.). Совершенствование грамматического   строя речи (побор однородных определений, согласование суще­ ствительных с прилагательными в роде, падеже, числе), активизация глагольного словаря, образование множественного числа существительных, использование приставочных глаголов.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств,

связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой   

и общей моторики, координации движений.

Воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативы при выполнении всех предложенных заданий.    

Оборудование: Плоскостное изображение весёлого светофора; картинки различного транспорта; разрезные картинки на каждого ребёнка; карты к игре «Построй по точкам»;

Методы и приемы: Показ, объяснение, вопросы и ответы, поисково-исследовательская деятельность, загадки, графическая схема, самостоятельная работа детей.          

 

Ход занятия          

 

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность и ответы детей

Примечание

1. Организа-ционный момент.

 

 

2. Введение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дидактическая игра

"Доскажи словечко"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Образование множественного числа существительных

 

 

 

 

5. Использование приставочных глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Физкульт-минутка

 

 

 

 

7. Словоизменение

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Слово-образование

 

 

 

 

 

 

9. Игра «Скажи наоборот»

 

 

 

 

 

10. Образование сложных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Итог занятия

 

Давайте станем водителями. Возьмите в руки руль, поехали! А теперь покажите самолет, лодочку с вёслами, мотоцикл, паровоз.

 

Знаете ли вы, как взрослые сдают экзамены на право вождения автомобиля? Существуют специальные автошколы, в которых учат водить машину и выдают права. Но чтобы получить права, надо ответить на вопросы. Давайте и вы попробуете сдать экзамены на водителя. Мы отправляемся в школу Весёлого светофора. Он уже встречает нас и приготовил свои задания.

 

- Поиграем в игру с вами, я начну, а вы закончите стихотворение

- Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора ... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю ... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит .... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в ... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый ... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это ... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в ... (кабине)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился ... (парашют)

 

Игра «Один — много». Логопед выставляет на доску картинку, например, самолет. «Что это? — Самолет. — Да, это самолет. Один самолет. А в аэропорту много... самолетов». (У меня один автомобиль, а в гараже много... автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, поездов, пароходов...)

 

На столе макет части улицы (города). Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным автомобилем, дети обговаривают эти действия: «Машина из гаража — выехала, на гору — въехала, дом кругом — объехала, с горы — съехала, по улице — поехала и дальше — поехала. К мосту — подъехала, в гараж — заехала, по мосту — проехала, перекресток — переехала». Затем детям предлагается производить действия

 

Самолет построим сами, стучат кулак об кулак
Понесемся над лесами, заводят мотор
Понесемся над лесами, летают
А потом вернемся к маме. встают на одно колено

 

Игра «Мастерская Самоделкина». У каждого ребенка картинка с автомобилем, у которого не хватает какой-либо детали (без колеса, без двери, без кузова, без кабины, без капота...).

 

 

 

 

 

А какие вы знаете профессии, которые встречаются на разных видах транспорта?

На тракторе работает – тракторист

На поезде – машинист

На самолете – летчик

На машине – водитель

На корабле - капитан

 

Отъехал – подъехал

Въехал – съехал

Выехал – подъехал

Улетел – прилетел

Заплыл – выплыл

Взлетел – приземлился

 

«На улице нашей машины, машины. Машины-малютки, машины большие. У каждой машины дела и заботы. Машины выходят с утра на работу». Выставляется машина-молоковоз. «Для чего нужна эта машина? Как она называется? — Молоковоз. — Да, ее название состоит из двух слов: «молоко» и «возить». Аналогично работа со спецмашинами: бензовоз, хлебовоз, лесовоз, самосвал, снегочист, муковоз, рыбовоз... «Все это спецмашины. Они хорошо помогают человеку».

 

Веселый светофор вам всем вручает права, вы все молодцы, справились со всеми заданиями.

♦ Три глаза — Три приказа,

Если красный свет горит - всем стоять он говорит,

Если желтый приготовься,

А зеленый свет горит - проезжайте говорит

(Светофор.)

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(показывают у кого картинка)

 

 

 

 

 

 

Трамвай, а ласково трамвайчик?

 

 

Машина

 

 

 

 

велосипед

 

 

парусник

 

 

грузовой самосвал

 

 

 

 

автомобиль

 

 

машине

 

 

 

 

ракетах

 

 

 

 

вертолет

 

 

 

 

 

 

самолет

 

 

 

 

Электричка

 

 

 

 

кабине

 

 

 

парашют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стучат кулак об кулак

заводят мотор

летают

встают на одно колено

 

 

Дети ведут диалог. «Здравствуй, Самоделкин. — Здравствуйте. — У меня машина без колеса, не смог бы ты помочь? — Хорошо. Посидите пока, подождите. — Тук, тук. Готово. — Спасибо. — Счастливого пути (в добрый путь)».

 



тракторист

машинист

летчик

водитель

капитан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Светофор.)

 

 

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ Причины детского травматизма Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Читайте также

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей…

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей младшего дошкольного возраста» Проблема: мою группу посещают дети с ограниченными возможностями...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Светофор» Младшая…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Светофор» Младшая группа Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция с другими областями: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое...

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Украсим…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Украсим балалайку хохломским узором» Подготовительная группа Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое...