Конспект занятия на развитие лексико - грамматических категорий по теме: «Транспорт»
Цели:
Коррекционно-образовательные цели.
Обобщение и системати зация представлений о разных видах транспорта. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (машинка, самолетик, велосипедик и т.д.), сложным сло вами (снегоуборочная машина, мусоровозка и т.д.). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование суще ствительных с прилагательными в роде, падеже, числе), активизация глагольного словаря, образование множественного числа существительных, использование приставочных глаголов.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств,
связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой
и общей моторики, координации движений.
Воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативы при выполнении всех предложенных заданий.
Оборудование: Плоскостное изображение весёлого светофора; картинки различного транспорта; разрезные картинки на каждого ребёнка; карты к игре «Построй по точкам»;
Методы и приемы: Показ, объяснение, вопросы и ответы, поисково-исследовательская деятельность, загадки, графическая схема, самостоятельная работа детей.
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность и ответы детей |
Примечание |
1. Организа-ционный момент.
2. Введение в тему.
3. Дидактическая игра "Доскажи словечко"
4. Образование множественного числа существительных
5. Использование приставочных глаголов.
6. Физкульт-минутка
7. Словоизменение
8. Слово-образование
9. Игра «Скажи наоборот»
10. Образование сложных слов
11. Итог занятия
|
Давайте станем водителями. Возьмите в руки руль, поехали! А теперь покажите самолет, лодочку с вёслами, мотоцикл, паровоз.
Знаете ли вы, как взрослые сдают экзамены на право вождения автомобиля? Существуют специальные автошколы, в которых учат водить машину и выдают права. Но чтобы получить права, надо ответить на вопросы. Давайте и вы попробуете сдать экзамены на водителя. Мы отправляемся в школу Весёлого светофора. Он уже встречает нас и приготовил свои задания.
- Поиграем в игру с вами, я начну, а вы закончите стихотворение - Слово спряталось куда-то.
Игра «Один — много». Логопед выставляет на доску картинку, например, самолет. «Что это? — Самолет. — Да, это самолет. Один самолет. А в аэропорту много... самолетов». (У меня один автомобиль, а в гараже много... автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, поездов, пароходов...)
На столе макет части улицы (города). Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным автомобилем, дети обговаривают эти действия: «Машина из гаража — выехала, на гору — въехала, дом кругом — объехала, с горы — съехала, по улице — поехала и дальше — поехала. К мосту — подъехала, в гараж — заехала, по мосту — проехала, перекресток — переехала». Затем детям предлагается производить действия
Самолет построим сами, стучат кулак об кулак
Игра «Мастерская Самоделкина». У каждого ребенка картинка с автомобилем, у которого не хватает какой-либо детали (без колеса, без двери, без кузова, без кабины, без капота...).
А какие вы знаете профессии, которые встречаются на разных видах транспорта? На тракторе работает – тракторист На поезде – машинист На самолете – летчик На машине – водитель На корабле - капитан
Отъехал – подъехал Въехал – съехал Выехал – подъехал Улетел – прилетел Заплыл – выплыл Взлетел – приземлился
«На улице нашей машины, машины. Машины-малютки, машины большие. У каждой машины дела и заботы. Машины выходят с утра на работу». Выставляется машина-молоковоз. «Для чего нужна эта машина? Как она называется? — Молоковоз. — Да, ее название состоит из двух слов: «молоко» и «возить». Аналогично работа со спецмашинами: бензовоз, хлебовоз, лесовоз, самосвал, снегочист, муковоз, рыбовоз... «Все это спецмашины. Они хорошо помогают человеку».
Веселый светофор вам всем вручает права, вы все молодцы, справились со всеми заданиями. ♦ Три глаза — Три приказа, Если красный свет горит - всем стоять он говорит, Если желтый приготовься, А зеленый свет горит - проезжайте говорит (Светофор.) |
(показывают у кого картинка)
Трамвай, а ласково трамвайчик?
Машина
велосипед
парусник
грузовой самосвал
автомобиль
машине
ракетах
вертолет
самолет
Электричка
кабине
парашют
стучат кулак об кулак заводят мотор летают встают на одно колено
Дети ведут диалог. «Здравствуй, Самоделкин. — Здравствуйте. — У меня машина без колеса, не смог бы ты помочь? — Хорошо. Посидите пока, подождите. — Тук, тук. Готово. — Спасибо. — Счастливого пути (в добрый путь)».
машинист летчик водитель капитан
(Светофор.)
|
|
Читайте также |
---|
Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ
Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ Причины детского травматизма Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...
Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…
Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...