Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука

Тема: «Звук и буква [С] «Посуда»

 

Цель занятия: осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Посуда».

Обучающие задачи занятия:

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука - изолированно, в слогах, в предложениях, тексте;
  • формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • формирование навыков чтения;
  • обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме.  

Развивающие задачи занятия:

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.

Воспитательные задачи занятия:

  • воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

Коррекционные задачи занятия:

  • устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
  • преодоление речевого негативизма.

Оборудование:зеркало, материал для формирования правильного выдоха, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные и сюжетные картинки, графическая модель (фишки), касса букв.

Речевой материал: стеклянный стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает кар­тинки и просит назвать одну лишнюю:

помидор, лук, стакан, слива;

яблоко, сковорода, груша, слива;

волк, медведь, кастрюля, лиса;

лебедь, утка, солонка, журавль.

Пирамидка, мяч, салфетница, кукла.

Дети объясняют, почему данная картинка — лишняя. Тот, кто дал ответ, садится на место. Затем садятся остальные.

 

2. Сообщение темы занятия.

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки на фланелеграфе.

- Давайте вместе назовем их. (Называем). Какой звук мы слышим в начале этих слов? (Звук С) Правильно. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно, произносить звук С.

Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах.

 

3. Анализ артикуляции звука.

Детям предлагаетсярассмотреть положение губ, зубов, языка, голосовых связок; определить характер воздушной струи.

- А теперь посмотрим на себя в зеркало и произнесем вместе «С-с-с».

  • Что делают губы?
  • В каком положении наши зубы?
  • Что делает наш язычок?
  • Что делают голосовые связки?
  • Какая воздушная струя?

Губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Язык упирается в нижние зубы.

Голосовые связки не работают. Воздушная струя сильная, плавная, направлена вниз, узкая

 

4. Характеристика звука.

А теперь давайте вспомним:

Звук С – гласный или согласный? Почему?

Звук С - звонкий или глухой?

Звук С – Твердый или мягкий? Почему?

Звук С какой? Это согласный звук. Потому, что язык соприкасается с нижними зубами.

Глухой, голосовые складки молчат. Твердый, потому что спинка языка опущена.

(Согласный, твердый, глухой).

 

5. Закрепление звука в изолированном виде.

Мама включила воду, чтоб помыть посуду и вода засвистела: С-С-С

Дети длительно произносят звук С.

 

6. Связь звука с буквой.

Звук С обозначаем буквой С. На что похожа буква С?

На месяц, на сосиску, на половину бублика.

 

7. Развитие фонематического слуха.

Ребята, мы уже с вами знаем, что все звуки любят прятаться. Где они от нас прячутся, ребята?

Они от нас прячутся в слогах и в словах.

Правильно. Вот и звук С очень любит прятаться.

Поймайте звук С, я буду называть звуки, а вы если услышите звук С - хлопните в ладоши.

Сейчас я буду называть слоги и слова, а вы, если в слове есть звук С, поднимете синий кружочек. Если нет – то кружок поднимать не надо.

Ам, ош, ос, та, зы, су, ус, ыш, ес; дом, нос, сок, рот, тапки, сын, майка, маска, сахар, пирог, кашка, ковер, каска, шутки, сутки, одеяло, сундук, олени, мальчик, кресло, помидор, капуста, морковь, сапоги, подснежник  

Дети хлопают в ладоши когда слышат звук С.

 

8. Закрепление звука в слогах.

Дети прочитываются слоги:

обратные – АС, УС,ОС, ЫС, ИС;

прямые – СА, СО, СУ, СЫ.

Дети отраженно, сопряжено и индивидуально произносят слоги с изучаемым звуком с опорой на слоговые дорожки.

Проводится звуко-буквенный анализ слога СА и УС и графическая запись слогов.

Дети выкладывают фишками слоги, выделяя первый звук в слоге, потом последний звук в слоге.

 

9. Закрепление звука в словах.

Детям предлагаются слова по лексической теме «Посуда»: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.

Проводится звуко-слоговой анализ и графическое отображение слова: стакан.

Дети проводят звуко-слоговой анализ и выполняют графическое отображение слова: стакан.

 

10. Закрепление звука в предложении.

Составьте предложение со словом стакан с использованием предлогов: на, под, с, со.

Дети составляют предложения со словом и анализируют его.

 

11. Закрепление звука в тексте.

Давайте поможем Незнайке разобраться с посудой. Он говорит: Я сначала буду варить суп в сковороде. Потом его из сахарницы посолю. Положу его в салатник. Справа от него поставлю салфетницу с сухарями.

Дети, исправляют предложения и составляют правильный рассказ. Затем выделяют слова со звуком С из текста.

 

12. Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились. Дайте характеристику звука С. Какие слова со звуком С запомнили.

Дети характеризуют звук, анализируют артикуляцию, произносится звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.

 

13. Оценка деятельности детей.

Молодцы ребята. Все были внимательные и поэтому справились с заданиями хорошо.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста

Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Очевидно, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наши имена…

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Наши имена и фамилии» Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть...

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...