Конспект занятия в старшей логопедической группе
Тема: звуки [Ы] - [И]
Цели:
- уточнить артикуляцию данных звуков;
- учить различать звуки [ы-и] в слогах, словах, предложениях;
- различать звуки [ы-и] в окончаниях родительного падежа множественного числа;
- упражнять в звуковом анализе и синтезе односложных слов;
- развивать артикуляторную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, память.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Отгадайте загадки.
Четыре копытца,
Пестры все бока,
Похож на корову,
Но нет молока!
(Бык.)
Выглядит огромной глыбой.
Плавает, хоть и не рыба.
Воздух с силой выдыхает –
Вверх фонтанчики пускает. (Кит.)
- Какой гласный звук прячется в этих словах?
2. Введение в тему.
Поиграем в игру «Один-много»:
- Назовите эти слова, когда этих животных много.
Утка –
дятел –
заяц –
олень –
волк –
медведь –
лиса –
лось –
оса –
- Какой последний звук слышим в этих словах.
- Сегодня мы будем учиться различать эти звуки ([И] – [Ы]).
- Артикуляционная гимнастика по музыку («Чунга-чунга»).
Чередование «заборчик» - «окошечко» - «заборчик» - «хоботок»
«часики» - «лопата копает».
- Сравнение звуков (сравнение по артикуляции).
Дети произносят звуки, наблюдая в зеркала за артикуляцией.
При произнесении звука [ы] губы не напряжены, язык отодвинут вглубь рта. При произнесении звука [и] губы растянуты в улыбку.
- Чем похожи звуки? – Чем отличаются?
- Для звуков [ы], [и] выбираются соответствующие артикуляции символы звуков.
- Игра «Разведчики»
Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.
И – И - И – Ы – И –Ы-Ы –И – Ы – И –И
- Развитие фонематического восприятия.
Теперь давайте поиграем в игру «Попугай»: я называю слоги, вы повторите, не ошибитесь:
Бы-бы-би ти-ти-ты ки-кы-ки ди-ды-ды.
- А теперь сыграем в игру «УПРЯМЕЦ».
Я называю твердый слог – вы мягкий, и наоборот: я мягкий , а вы наоборот твердый:
ВЫ - ….., СЫ - ……, МЫ - ….., ГЫ - ….
ЗИ - ….., НИ - ….., ТИ - …..
- Закончите предложение:
Под полом скребется…… . В цирке выступает мохнатый….. .
- Каким гласными отличаются эти слова?
- Какую букву держит мишка? (И.) Какую - мышка? (Ы.)
10. Физминутка.
Мышка съела сыр и пышку,
Тыкву, рыбу, дыню, вишню,
Съела сливы, сухари
И сушеные грибы,
Целый день она жевала,
Но все мышке было мало.
Дети загибают пальцы, перечисляя все, что съела мышка.
- Теперь назовите все слова из этого стихотворения, в которых есть звук [Ы]. Отдайте мышке те карточки, на которых нарисованы эти предметы.
- А теперь среди карточек выберите те, в названии которых есть звук [И] и отдайте их мишке.
Слова-карточки: тыква, тигр, малина, сухари, рысь, киви, дыня, конфеты, огурцы, рыба, коты, вишни, торты, грибы, сыр, пышка.
Карточку с изображением грибов можно отдать и мышке, и мишке.
- Найдите место звука [Ы], [И] в словах, которые обозначают диких животных, и поставьте эти буквы в схемы этих слов.
- Мишка и мышка очень любят игру «Хвастуны». Давайте и мы поиграем вместе с ними. Игра с мячом.
Образование сравнительной степени прилагательных:
Измени слова (слова из упражнения 11.) по образцу:
У меня малина сладкая, а у меня еще …слаще.
У меня огурцы крепкие, а у меня еще …. крепче.
У меня рыба крупная, а у меня еще… крупнее.
У меня вишни сочные, а у меня…. сочнее.
У меня дыня большая , а у меня …. больше.
У меня сыр свежий, а у меняя … свежее.
- Итог занятия.
- Характеристика звуков.
- Припоминание картинок на звуки [И], [Ы].
- Какое задание было самым интересным для тебя?
- Что у тебя получилось лучше?
Читайте также |
---|
Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…
Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро...
Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»
Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...