Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


Взаимодействие учителя – логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в логопедической группе детского сада

(Из опыта работы)

 

Одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя – логопеда ДОО - работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса.

Родители – первые педагоги. С этим утверждением нельзя не согласиться. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главные воспитатели дошкольников – родители. Именно они помогают детям делать первые шаги.

Родители часто отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют определенными навыками и умениями и педагогическими знаниями. Они испытывают сложности от того, что в силу своей занятости не могут найти свободного времени для занятий дома с детьми.

Именно поэтому так важно повышать родительскую компетентность в коррекционно – педагогическом процессе, основные задачи которого – вовлекать родителей в педагогическую деятельность, создавать условия для речевой активности ребенка, распространять логопедические знания в среде родителей. Приобщение к коррекционной работе поможет родителям увидеть проблему ребенка и убедит в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.

Практический опыт работы в ДОО позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития детей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя – логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя – логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей – основа полноценного развития ребенка. Важно, чтобы родители грамотно занимались с детьми, а для этого необходимо иметь определенный запас знаний, умений.

При работе с родителями я использовала различные виды работы. Традиционные формы информации (стенды, ширмы, папки...) оказались не совсем удобными для родителей, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними, а родители после работы спешат домой. Также не хватает времени и на индивидуальные консультации со специалистами. Появилась необходимость найти актуальный способ сотрудничества с родителями, помочь им вникнуть в суть работы логопедической группы, научить их помогать детям выполнять домашние задания, разучивать правильно артикуляционные упражнения, закреплять поставленные звуки, работать над связной речью.

Родителям трудно самостоятельно подобрать литературу по этим вопросам (в продаже ее слишком много теперь, трудно сориентироваться).

Изучая различную литературу в журнале «Логопед», я нашла статью «Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями». Опыт работы педагогов детского сада я перенесла в логопедическую группу и решила использовать в своей работе. Я подобрала материал по темам, который считала необходимым довести до родителей, дети которых начали посещать логопедическую группу. Это:

- «Рекомендации для родителей детей, посещающих логопедическую группу»;

- «Сказки о Веселом Язычке»;

- «Организация работы по закреплению у детей правильных речевых навыков» (Как скучное сделать интересным);

- «Не хочу заниматься дома» (рекомендации);

- «Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников» ... и т. д.

Я распечатала по 5 мини – журналов на каждую тему и, в течение 2,5 месяцев (октябрь – декабрь), посылала их родителям вместе с тетрадями для домашних заданий. Когда все родители прочитали это, некоторые даже перепечатывали для себя, я провела анкетирование, где задала ряд вопросов о нужности такого вида работы. Все родители единогласно выразили одобрение, и, даже, благодарность. Работу по издательской деятельности веду уже более пяти лет.

Еще один вид работы с родителями я веду несколько лет.

У детей с ОНР недостаточно развита связная речь, бедный словарный запас, снижено внимание, работоспособность, память. Все это ведет к затруднению при составлении рассказов, пересказов, запоминанию их.

Рассказы детей с ОНР недостаточно полны, развернуты, непоследовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Рассказы

этих детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные изложения, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное

рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Если мы на занятии занимались пересказом, то на следующий день многие дети забывали, о чем говорили на занятии. Поэтому я стала выставлять в приемной планшет «Вспомни и расскажи дома», где указаны цели этого вида работы и размещается текст рассказа, который пересказывали на занятии. Цели: 1. Развитие связной речи и памяти. 2. Дома ребенок должен вспомнить и рассказать рассказ, который рассказывали в детском саду на занятии.

 

1

 

Обычно, в начале занятия, как положено, даю установку: «Слушайте внимательно, запоминайте, а дома расскажите рассказ маме, бабушке...».

Родителям в тетради для домашних заданий пишу задание: «Вспомнить и рассказать рассказ..., который рассказывали на занятии». Первое время прошу родителей записывать рассказ за ребенком так, как он говорит, не исправлять его. При повторном пересказывании проводится работа над ошибками.

Таким образом, и я, и родители получили возможность проверить, как дети запоминают текст, как пересказывают, строят предложения, выражают свои мысли.

Каждую пятницу, утром, я выставляю планшет с текстом рассказа, чтобы родители заранее познакомились с содержанием. Они записывают или фотографируют текст.

Настрой детей на внимательное прослушивание, предложение рассказать рассказ дома, требования родителей быть внимательными и все хорошо запоминать привели к положительным результатам. Дети стараются запоминать и хорошо рассказать дома. Воспитывается чувство ответственности. Родители всегда в курсе того, чем мы занимаемся на занятии по развитию связной речи, имеют возможность помочь ребенку научиться правильно выражать свои мысли при пересказе. Таким образом, родители включаются в коррекционную работу.

Этот вид работы, моя исследовательская работа по «издательской деятельности» в логопедической группе показывают, что мы, логопеды и педагоги должны идти навстречу родителям, помогать получать нужную информацию по обучению и воспитанию детей. А это, в свою очередь, ведет к тому, что родители будут больше общаться, заниматься с детьми.

 

Литература.

  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Москва. Издательство ГНОМ и Д. 2001.
  2. Иванова М.А. Соколова С.А. Досуг для детей и родителей. Ж. «Логопед», №1 2015.
  3. Морозова Л.Н. Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Ж. «Логопед», №7 2015.


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Татьяна
    Спасибо! Очень понравилось,инт ересно!!!

    Подробнее...

     
  • Инна
    Интересный сценарий. Понравилось.Отл ично!

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Очень интересный материал. Особенно понравилась сценка "Разговор". Взяла в свой репертуар, дети ...

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...