Использование кругов Луллия в работе учителя - логопеда
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач:
- закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- формирование структуры предложений;
- совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.
Игровые задания:
|
|
- На одном круге символ звука (например змея), на другом - предметные картинки с автоматизируемым звуком | Колесо крути, слова со звуком Ш произноси. |
- На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом - предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы) | «Называй предметы парами т.о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет»
«Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.) |
- На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков | «Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: слон – снежинка (Слон поймал снежинку.) |
|
|
- На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом - предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные | «Объедини картинки с символами первых звуков».
|
- На кругах предметные картинки
|
«Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками» |
- На обоих кругах предметные картинки – паронимы
|
«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д. |
- На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки
|
«Объедини картинки с подходящими схемами»
|
|
|
- На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки | «Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов». |
- На обоих кругах предметные картинки | «Объедини картинки с одинаковым количеством слогов».
Например: шап-ка – ча-сы, са-мо-вар – мо-ло-ток. «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: шап-ка – ча-сы Шапку надел на часы.
|
- На одном круге слоги, на другом – слоги | «Прочитай получившееся слово»
Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА «Сложи названное мной слово». Например: КА, ША - КАША, РО, ЗА – РОЗА. «Придумай предложение с получившимся словом»
|
|
|
- На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки | «Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.) |
- На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки | «Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: Буратино выглядывает из-за берёзы. |
В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.
Литература:
- Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.
- Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. - Ульяновск, 2014.
Читайте также |
---|
Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе
Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...
Проект профориентация «Пожарные – МЧС»
Проект профориентация «Пожарные – МЧС»
Программа профессионального развития педагогов
Программа профессионального развития педагогов