Программа кружка «Лукоморье»

 

Направленность: познавательно-речевое развитие.

Продолжительность освоения: 1 год.

Возраст обучающихся: 6 лет.

 

Пояснительная записка.

Познавательно-речевое воспитание ребенка включает в себя формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты и умение рассказать все это. Для речевого развития ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Художественное творчество развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Особенностью программы является то, что в содержание включены разделы (артикуляция звука, техника речи, речевое дыхание, творческие задания, инсценирование песен и стихов), направленные на развитие речи, речевого общения – важные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Цель программы: развитие речи детей средствами литературного творчества.

Задачи Обучающие:

1. Обучать детей правилам передачи текста.

2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях.

3. Расширять кругозор.

4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен.

5. Учить детей понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта.

Развивающие:

1. Развивать речь и коммуникативные навыки.

2. Снимать мышечные зажимы, скованность.

3. Развивать мелкую моторику руки.

4. Развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.

Воспитательные:

1. Активизировать интерес к стихотворному искусству.

2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.

3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях.

4. Воспитывать эстетический, художественный вкус.

Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. На занятиях создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления художественной творческой деятельности, творческие и музыкальные способности, координацию движений.

Сентябрь

Общие задачи:

- знакомство с речевым аппаратом;

- постепенное овладение навыками правильного дыхания;

- работа над четкостью произношения каждого отдельного звука, слова и фразы в целом.

 

Неделя Задачи Содержание
2 Вводное занятие

Знакомство с речевым аппаратом;

Развитие дыхания;

Развитие дикции;

Игра «Можно – нельзя»

«Сказка о Веселом язычке»;

Игра «Ах! Как пахнет»;

Игра «Рифмовки» (простые, короткие);

3 Знакомство с основными артикуляционными упражнениями, для развития подвижности органов речевого аппарата;

Развитие дыхания;

Театральная игра

«Зоопарк» - общий комплекс артикуляционных упражнений;

Игра «Задуй свечу»;

Игра «Наряжай-ка»

Октябрь

Общие задачи:

- знакомство с силой голоса, звучностью, полноценностью, умением управлять им;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Развитие культурных навыков речи и техники высказывания.

Игры на снятие психологического напряжения;

Привлечение внимания детей к мелодике: основному тону голоса (повествовательный, вопросительный, восклицательный);

Формирование навыка восприятия фразы с переломом мелодического рисунка;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Чтение скороговорок, потешек.

Игры-драматизации

Игра «Что нам сделать?»

Игра «Позовём вместе»

Игра «Инопланетянин»

Игра «Шар лопнул»;

2. Формирование навыка восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавание предложений, выражающих просьбу, совет, приказ;

Развитие дикции

Развитие дыхания Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания.

Игра «Просьба» по С.Михалкову «Просчитался»);

Игра «Веселые Картинки»

Игра «Насос»;

3. Работа со сценарием Правила: выход, уход, встреча персонажей, диалоги.

Инсценирование знакомых стихов.

Развитие умения отражать настроение, состояние в звучании голоса чтеца;

Развитие дикции

Развитие дыхания

Работа над стихотворением Баратынской Е.А. «Весна» и Кольцовой А.В. «Лес»;

А. Б. Барто «Наша Таня громко плачет»

Игра «Скороговорки» (простые, короткие);

Игра «Лыжники»;

4. Работа над спектаклями, инсценировками заучивание текста.

Учить правильно определять и использовать соответствующую силу голоса при чтении стихотворения;

Развитие дикции

Развитие дыхания

На материале стихотворения С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Игра «Найди и назови парочки»

Игра «Дует ветер»;

Ноябрь

Общие задачи:

- знакомство с интонационной окраской художественного произведения;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Творческие задания Изменения концовок знакомых сказок.

Знакомство с интонационной окраской художественного произведения;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Развитие силы голоса;

Русско-народная сказка «Репка», «Колобок»

Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весна»;

Игра «В гостях у робота»;

Игра «Петя - Петушок»;

Игра «Поезд»;

2. Продолжать знакомство с интонационной окраской художественного произведения на материале народной речи;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Русск. народная сказка «Лиса и козел», «Девочка и лиса»;

Игра «Рифмовки - трудноговорки»;

Игра «Паровозик»;

3. Развитие умения менять интонационную окраску фразы (подражая образам (хитрой лисы, злого волка, испуганного зайца, смелого льва);

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Игра – драматизация;

Игра «Найди и повтори парочки»;

Игра «Партизаны»;

4. Психодрама

Развитие умения осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер;

Определять отношение автора к ним;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Знакомство с элементами психодрамы. Восприятие цвета. Настроение. Выражение чувств, настроений, эмоций. Драматизация настроений. Пантомима.

Работа над стихотворением

А. Барто «Любочка»;

Игра «Веселые картинки»;

Игра «Дровосеки»;

Декабрь

Общие задачи:

- знакомство с ролью логического ударения во фразе;

- Работа над дыханием;

- Работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Учить определять ударные слова в предложении;

Развитие дикции, голоса;

Развитие дыхания;

Игра «Наши ребята были вчера в театре»;

Игра «Тихо – громко» (скороговорки);

Игра «Лови мяч»;

2. Разбор пьес

Обучение нахождению ударных слов на материале народных пословиц;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Определение главной мысли пьесы, главных героев, персонажей. Отличительные особенности персонажей: движения, тембр голоса, характер, темп речи.

Работа с народными пословицами;

Игра «Веселые картинки»

Игра «Маятник»;

3. Работа над логическим ударением как средством смысловой выразительности произведения;

Развитие дикции;

Развитие высоты и тембра голоса

На материале стихотворения А.С.Пушкина «Мороз и солнце»

Игра «рифмовки - трудноговорки»

Игра - драматизация «Теремок»;

4. Развитие памяти;

Закрепление пройденного материала;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Разучивание стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце»;

Игра «Лягушка – болтушка»;

Игра «К нам приехал паровоз»;

Январь

Общие задачи:

- обучение порядку расстановки логических пауз в предложении.

- Работа над дыханием;

- Работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
2. Распределение ролей, чтение по ролям: Драматизация пьес. Песни персонажей. Репетиция с декорациями и музыкальным сопровождением.

Учить правильному использованию пауз при чтении текста;

Развитие дыхания;

Игра – драматизация «Три медведя»;

Смысловые ударения, тембр, темп речи, дыхание Игра «Простить нельзя выгнать из группы»;

Игра «Волшебная палочка»;

3. Развитие умения использования психологической паузы как средства эмоционального воздействия на слушателей;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Игра «Красноречивое молчание»

По басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»;

Игра «Скороговорки»;

Игра «Неделька»;

4. Учить детей держать строку, т.е. ставить стиховую паузу;

Учить быть изобретательными в использовании всех видов пауз;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Работа над отрывком из стихотворения К.Я.Чуковского «Мойдодыр»;

Игра «Наше радио»;

Игра «Корова и телята»;

Февраль

Общие задачи:

- обучение использования разнообразных оттенков темпа, соответствующих содержанию текста;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Знакомство детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно»;

Учить соотносить темп речи и движений темпу, заданным речевым образцом;

Развитие дыхания;

Развитие силы и тембра голоса;

Игра «Карусель»;

Игра «Этажи»;

Игра «В зоопарке»

2. Учить соотносить темп движений и темп речи;

Развитие высоты и тембра голоса;

Развитие дыхания;

Игра «Курочка и Цыплята»;

Игра – драматизация «Колобок»;

Игра «Времена года»;

3. Учить детей движениями воспроизводить темп, заданный педагогом в речи;

Развитие дыхания и тембра голоса;

Игра «Барабанщики»;

Игра «Позовем животных;

4. Учить детей прослушав речевой образец сказать, в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно»;

Развитие дыхания;

Развитие высоты и силы голоса;

Игра «Осенние Листочки»;

Игра «Кто за кем?»;

Игра «Лесенка»;

Март

Общие задачи:

- знакомство с основным тоном литературно – художественного произведения (торжественный, спокойный, грустный, радостный);

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Знакомство детей с использованием торжественного тона при чтении произведения;

Развитие дыхания;

Развитие дикции;

Чтение и обсуждение отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз – Красный нос»;

Игра «Цветы»;

Игра «Скороговорки»;

2. Знакомство с радостным и грустным тоном произведения;

Развитие дыхания;

Развитие голоса;

Работа над отрывком из стихотворения Чуковского «Муха – Цокотуха»;

Игра «Что за чем?»;

Игра «Кто кричит?»;

3. Знакомство со спокойным тоном произведения;

Развитие дыхания;

Развитие дикции;

Работа над стихотворением Е.А. Благиной «Посидим в тишине»;

Игра «Этажи»;

Игра «Инопланетянин»;

4. Учить детей менять разные виды основного тона произведения;

Развитие дыхания, силы и высоты голоса;

Работа над стихотворением

И.С. Никитина «Полюбуйся, весна наступает…»;

Игра «Волшебная палочка»;

Апрель

Общие задачи:

- учить детей понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Учить детей использовать все средства выразительной передачи произведения;

Развитие дыхания;

Развитие голоса;

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»;

Игра «Какой сегодня день?»;

Игра «Лесенка»;

2. Учить детей соблюдать правила чтения стихотворных текстов;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Продолжить работу над стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»;

Игра «Найди и повтори парочки»;

Игра «Партизаны»;

3. Продолжать учить детей соблюдать правила чтения стихотворных текстов;

Развитие дыхания;

Развитие высоты и силы голоса;

Работа над стихотворением З.Н. Александровой «Подснежник»;

Игра «Чаепитие»;

4. Развитие памяти;

Закрепление пройденного материала;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Разучивание стихотворения З.Н. Александровой «Подснежник»;

Игра «Лягушка – болтушка»;

Игра «Волшебная палочка»;

Май

Общие задачи:

- закрепление пройденного материала;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Закреплять умение детей использовать все средства выразительной передачи произведения;

Развитие дыхания;

Развитие голоса;

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»;

 

2. Развивать навык быть изобретательными в использовании всех видов пауз;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Продолжить работу над стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима не даром злится»;

Игра «Найди и повтори парочки»;

Игра «Собирали мы цветочки»;

3. закреплять умение осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер;

Развитие дыхания;

Развитие высоты и силы голоса;

Работа над стихотворением З.Н. Александровой «Подснежник»;

Игра «Три медведя»;

4. Итоговое занятие Подведение итогов работы. Награждение лучших исполнителей, чаепитие с родителями.

Развитие памяти;

Закрепление пройденного материала;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Разучивание стихотворения З.Н. Александровой «Подснежник»;

Игра «Мышата »;

Игра «Волшебная палочка»;

 

Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности.

Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.

Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.

Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках, концертах.

Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, привлечение в подготовке к выступлениям, участие в праздниках.

Методики и технологии, используемые на занятиях: образовательная кинезиология, сказкотерапия, элементы психодрамы, технология игровой деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Уроки дикции»; М.: 2006г.
  2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»; М.; 1998г.
  3. Хватцев М.Е. «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей». - М., 1962 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме: «Домашние птицы»…

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме: «Домашние птицы»«Экскурсия на птичий двор» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература». Цель:...

Использование ИКТ в детском саду

Использование ИКТ в детском саду Ребята группы "Умка" очень любят мультфильмы. Мы решили поэкспериментировать и посмотреть мультфильмы на потолке. Детям комфортно...

Читайте также

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц

Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц Тема: «Сказка по щучьему велению» Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет). Цель: обогатить речевой...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Зазеркалье» Цель: развивать творческое воображение посредством нетрадиционного рисования...