Краткосрочный образовательный курс для детей старшего дошкольного возраста
«Чудо по имени Театр»

 

Пояснительная записка

Согласно пункту 2.11.2 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • выбор, разработка тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • сложившиеся традиции Организации или Группы.

Под краткосрочными образовательными практиками (курсами) понимается практико-ориентированная законченная образовательная деятельность продолжительностью до 12 академических часов, выбираемых участниками образовательных отношений в соответствии со своими интересами и которая, может быть реализована в формате:

  • культурных практик;
  • различных способов и направлений поддержки детской инициативы;
  • различных взаимодействий педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • практико-ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определенной деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта деятельности;
  • краткосрочных образовательных интенсивов;
  • разновозрастных практик, реализуемых в разновозрастных группах наполняемости не более 12 человек;
  • иных малых образовательных форм, наиболее существенные с точки зрения участников образовательных отношений конкретной дошкольной образовательной организации.

Цель внедрения краткосрочных образовательных практики по выбору создание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной действительности, как из основного источника развития [1].

Использование с этой целью практико-ориентированных курсов по созданию в конечном итоге собственного продукта является наиболее востребованной как со стороны дошкольников, так и их законных представителей.

Театрализованная деятельность является одной из самых интересной для детей старшего дошкольного возраста.

Кроме этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях. Из всего выше сказанного, следует вывод о том, что театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать весь спектр задач, на которые направлен ФГОС ДО [2].

Направленность курсов предполагает:

1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.

2. Речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие детей.

Цель: всесторонняя поддержка творческих проявлений детей.

Задачи:

  1. Создать условия для проявления возможностей детей в движении, в выразительном слове.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  5. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  6. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

Программа курсов предполагает проведение 2 занятий в неделю во второй половине дня в музыкальном зале. Данный курс рассчитан на 12 человек в возрасте 5-6 лет. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа. Общее количество занятий – 12 часов.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудио проигрыватель, костюмы для спектакля.

Формой подведения итогов и конечным продуктом реализации краткосрочной образовательной практики является спектакль «Чудеса в лесу» [3]. По итогам прохождения курсов все участники получат сертификат о прохождении краткосрочных образовательных практик (Приложение).

 

Тематический план

 

Неделя / Тема

Название занятия

Количество

часов

1 неделя

Основы театральной культуры

Вторник

Четверг

«Закулисье»

«Разные театры»

1

1

2 неделя

Театральная игра

Вторник

Четверг

«Игры с бабушкой Забавушкой »

«Поиграй со мной дружок»

1

1

3 неделя

Культура и техника речи

Вторник

Четверг

«Говорили, говорили да не выговорили»

«Чудеса в лесу»

1

1

4 неделя

Мимика и ритмопластика

Вторник

Четверг

«Пойми меня»

«Герои чудесного леса»

1

1

5 неделя

Работа над спектаклем

Вторник

Четверг

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

«Читай как я!»

1

1

6 неделя

Работа над спектаклем

Вторник

Четверг

«Генеральная репетиция!»

«Премьера»

1

1

   

12 часов

 

Методическое обеспечение

1 занятие «Закулисье»

Задачи: познакомить детей с понятием театр, театральные профессии; пополнять словарный запас; вызвать эмоционально – положительное отношение к театру; способствовать развитию силы голоса.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.

Ход

Беседа с детьми о том, что такое театра, люди каких профессий работают в театре. Просмотр мультимедийной презентации с включением видеороликов. Артикуляционная гимнастика. Чтение с разной силой голоса отрывков из спектакля.

2 занятие «Разные театры»

Задачи: познакомить детей с видами театров, отметив их характерные особенности; рассказать о правилах поведения в театре, способствовать активизации мышц губ.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.

Ход

Занятие проходит в форме беседы- путешествия, с использованием мультимедийной презентации. Решение игровых обучающих ситуаций «Как вести себя в театре». Артикуляционная гимнастика. Чтение отрывков спектакля от лица персонажа. Театральные игры «Веселые обезьянки», «Угадай, что я делаю».

3 занятие «Игры с бабушкой Забавушкой»

Задачи: расширять интерес детей к активному участию в театральных играх; способствовать развитию силы голоса и речевого дыхания; развивать воображение, фантазию детей.

Оборудование: мяч.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Театральные игры «Одно и тоже по разному», «Горячая картошка». Этюды «Гадкий утенок», «Медведь в лесу».

4 занятие «Поиграй со мной дружок»

Задачи: развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.

Оборудование: стулья по количеству детей.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Театральные игры «Цирковое представление», «Музыкальный стул», «Метелица». Обыгрывание этюдов «Знакомство», «Встреча с другом», «Где мы были».

5 занятие «Говорили, говорили да не выговорили»

Задачи: продолжать знакомство детей с малыми фольклорными формами; добиваться четкого произнесения слов и фраз; развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь детей, расширять образный строй речи.

Оборудование: атрибуты кукольного театра, для разыгрывания диалогов.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чистоговорки. Пальчиковые игры. Игра «Давай поговорим», с разыгрыванием и придумыванием диалогов между различными героями.

6 занятие «Чудеса в лесу»

Задачи: познакомить детей со спектаклем «Чудеса в лесу»; вызвать желание разыграть его и показать зрителям; способствовать развитию диалоговой речи; обратить внимание на дикцию детей.

Ход

Знакомство со спектаклем «Чудеса в лесу», посредством выразительного чтения педагогом. Чтение детьми отдельных эпизодов. Распределение ролей.

7 занятие «Пойми меня»

Задачи:формировать у детей простейшие образно-выразительные умения; учить имитировать характерные движения различных героев.

Оборудование: карточки с иллюстрациями разного настроения, игрушками.

Ход

Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала», «Изобрази настроение», «Игрушки». Театральная игра «Угадайте, кто я». Работа над текстом спектакля. Разыгрывание эпизодов.

8 занятие «Герои чудесного леса»

Задачи: развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение; воспитывать интерес к театральной деятельности.

Оборудование: стулья, мяч.

Ход

Упражнения на ритмопластику и мимику. Разыгрывание эпизодов спектакля.

9 занятие «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»

Задачи:продолжать учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма; развивать интонационную выразительность речи и пластику движений.

Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля.

Ход

Примерка костюмов и атрибутов для артистов, подгонка. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на ритмопластику и мимику. Разыгрывание эпизодов.

10 занятие «Читай как я!»

Задачи: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства; учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию; продолжать работу над четким произношением слов и предложений с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).

Оборудование: аудио проигрыватель.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Чтение скороговорок и чистоговорок. Разыгрывание сцен спектакля.

11 занятие «Генеральная репетиция!»

Задачи: эмоционально и психологически настроить детей на выступление; обратить внимание на важность и значимость предстоящего действия.

Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля, декорации, подготовленная афиша, пригласительные билеты на спектакль для родителей участников.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на ритмопластику и мимику. Прогон спектакля. Психологический настрой.

12 занятие «Премьера!»

Задачи:поддерживать активное желание активно участвовать в спектакле; совершенствовать способность к импровизации; воспитывать желание доводить начатое дело до конца, получать удовольствие от результата.

Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля, декорации, сертификаты о прохождении краткосрочных курсов для детей.

Ход

Зрители заранее рассаживаются в зале, артисты готовятся к выступлению. Выступление артистов. Вручение детям сертификатов.

 

Список литературы:

  1. ФГОС ДО // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Концепция муниципальной модели дошкольного образования г. Перми // http://www.docme.ru/doc/255772/koncepciya-doshkol._nogo-obrazovaniya-g.permi.
  3. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой //http://www.firo.ru/?page_id=11684
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2008 год.
  5. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - ТЦ Сфера, 2009 год.
  6. Сценарий для детского театра: "Чудеса в лесу" автор Наумова Наиля Хафизулловна http://festival.1september.ru/articles/210044/ .
  7. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2008 год.

 


[1] Концепция муниципальной модели дошкольного образования г. Перми

[2] Общие положения ФГОС ДО / 17.10.2013 г.

[3] Сценарий для детского театра: "Чудеса в лесу" автор Наумова Наиля Хафизулловна http://festival.1september.ru/articles/210044/



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей в средней…

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей в средней группеТема: Выполнение аппликации из бумаги «Синичка» Цель: формировать умение работать ножницами:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней группе Тема: Музыка и настроение Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости посредством музыкального...

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...

Читайте также

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей Ведущий: Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте!Мы рады приветствовать вас!Как много светлых улыбокМы видим на лицах сейчас.Сегодня праздник нас...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...