Из опыта работы кружка «Волшебная мастерская»
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через разные виды продуктивной деятельностью»

 

«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

(В. А. Сухомлинский)

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я как педагог со стажем, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие моторики рук с самого раннего возраста. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении работ по аппликации, лепке, рисованию. На занятиях дети испытывают затруднения при работе с ножницами, медленно вырезают полоски, фигуры по контуру.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка просто необходимо, мною был организован кружок художественной направленности “Волшебная мастерская ”- основной идеей которой является разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с природным материалом, а также работа с разными видами круп. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Работа по дополнительному образованию проходит как фронтально, так и коллективно. При разработке данной программы отбирала наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Постоянно подбирала соответствующие игры с движением, пальчиковую гимнастику, разминку для рук. Наконец был составлен перспективный план кружка на год.

Основная цель кружка:

- развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;

- развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

- создать условия для детского творчества;

- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т.д.;

- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

- провести мониторинг развития мелкой моторики.

Для организации работы кружка была проведена работа с родителями:

1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на 2013-2014 учебный год;

2. Приглашение родителей на выставки детских работ;

3. Привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал т.д.).

Были соблюдены и условия для занятий кружка, что немало важно для детей дошкольного возраста.

Занятия кружка проводились во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий данного перспективного плана могло изменяться, дополняться различными видами деятельности, которые, на мой взгляд, могли более способствовать реализации задач содержания.

Работу по данному направлению строила на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, я руководствуюсь программой «Истоки". За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами. В качестве пособий широко использую репродукции известных картин художников, слайды, видеофильмы, публикующие различные рассказы, сказки, стихотворения, игры-поделки.

В группе для кружка созданы условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, работа с крупами и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись. А также, разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи.

Работа в кружке способствовала нетрадиционным видам техники продуктивного труда созданию таких работ как:

«Осенний лес» - раскрашенной крупы - пшена;

«Сказочная жар птица» - техникой выполнения работы из осенних листьев;

«Люблю берёзку русскую» - совершенствование у детей техники «печать»;

«Иней на деревьях» - мозаика из круп и семян;

«Львенок в густой траве», «Жираф» - аппликация из семян и косточек, природный материал.

Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики стала работа с крупами. Разнообразие круп: гречка, пшено, манка, способствовала ручной умелости. Сначала, не буду скрывать было трудно и мне и детям, так как работа очень кропотливая и требовала терпения не только от детей, но и от меня… Далее со временем стало всё получаться. Работа с крупами, эксперименты с раскрашиванием круп, вызывало у детей желание мастерить. Дети создавали необычные для них картины, дарили их близким, сверстникам, малышам

Технические приемы декоративного рисования помогали в развитие двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходилось прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, сложные детали росписи.
Рисуя узор, дети учились держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в моей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

В заключение отмечу, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

- продолжить работу над развитием мелкой моторики в следующем году;

-продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей;

- продолжить работу кружка «Волшебная мастерская».

 

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста на конец 2013-14 учебного года кружка «Волшебная мастерская»

 

Фами-

лия, имя ребён-

ка

Воз-

раст детей

 

Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Кисти

рук имеют хоро-

шую подви-жность, гиб-

кость, исчез-

ла скован-

ность движе-

ний

руки

Владеет навы-

ками и умени-

ями работы с инстру-ментами (в рисо-

вании – каран-

даш и кисть, в аппли-

кации – ножни-

цы и кисть, в лепке – стека).

Развита коорди-

нация обеих рук, коорди-

нация дейс-

твий руки и глаза, зритель-

ный конт-

роль

Прояв-

ляет интерес к практи-ческой деятель-ности, совер-шенст-

вует техни-ческие умения и навыки работы (разви-

тия мото-

рики)

Имеет предста-вление о матери-

але, из кото-

рого сде-

лана подел-

ка

Владеет прие-

мами работы с различ-

ными матери-

алами

Самос-

тоя-

тельно опреде-

ляет последо-ватель-

ность выпол-

нения работы.

 

 

Исполь-

зует свои констру-ктивные реше-

ния в проце-

ссе работы.

Умеет выбирать материал, соответ-ствую-

щий данной конст-рукции и способы скреп-ления, соеди-

нения дета-

лей.

Пока-

зывает уровень вообра-

жения и фанта-

зии. Выпол-

няет работу по замыслу

итог

1

 

5

5

4

5

4

4

5

4

4

4

4

2

 

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

 

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

 

5

5

5

5

5

5

4

4

5

4

5

5

 

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

6

 

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

7

 

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

8

 

4

5

4

5

5

4

5

4

4

4

4

9

 

4

5

4

5

5

4

5

4

4

4

4

 

итог

1-низкий,

2- не достаточно,

3-средний,

4-достаточно,

5-высокий

уровень

развития.

3/3р=33%

4/2р=22%

5 /4р=45%

3=33%

4=0%

5/6д=67%

3=33%

4=33%

5=33%

3-0%

4=33%

5=67%

33%

4=11%

5=56%

3=33%

4=33%

5=33%

33%

11%

56%

33%

44%

22%

33%

33%

33%

33%

44%

22%

3/3р=33%

4/3р=33%

5/3р=33%

3=25%

4=22%

5=53%

3=33%

4=29%

5=37%

3=29%

4=26%

5=45%


 

Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Волшебная мастерская»

Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Срок диагностики: от 15.05.14 до 22.05.14 г.

В диагностике принимало участие: 9 детей.

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

- беседы, игры, художественное слово;

- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- выставки, изготовление подарков.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелостидетей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.

 

Таблица результатов за 2013-2014 учебный год

 

Уровень

«1»

низкий

«2»

недостаточный

«3»

средний

«4»

достаточный

«5»

высокий

2013-2014 уч.г.

0%

0%

33%

33%

34%

 

Из таблицы видны следующие результаты уровня развития: Средний уровень имеют 3детей -33% (И.Ф. детей). Достаточный уровень развития имеют 3 детей – 33% (И.Ф. детей) и Высокий уровень - 3 детей -33% (И.Ф. детей).

Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:

По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:

Низкого уровня нет, не достаточно - 0%.

Средний уровень - 25% (И.Ф. детей испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук).

Достаточный - 22% (И.Ф. детей,затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль);

Высокий уровень- 53%, Владеют навыками и умениями работы с инструментами, проявляют интерес к практической деятельности.

По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельностиНизкого уровня нет, не достаточно - 0%.

Средний уровень - 33% (И.Ф. детей испытывают затруднения по всем критериям качества освоения продуктивной деятельности (И.Ф. детей из-за возраста: не сформированы навыки, ему 4 года), И.Ф. детей из- за пропусков д/с по болезни, без причины.)

Достаточного уровня - 29%Дети имеют затруднения в работы с различными материалами, а именно в работе с мелкой крупой.

Высокий уровень- 37%, Имеют представление о материале, из которого сделана поделка, самостоятельно определяют последовательность выполнения работы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

Читайте также

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных...

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...