План работы кружка «Колесо истории»
(старший дошкольный возраст)
Сентябрь
Тема |
Разделы |
Литература |
«Происхождение Земли» Задачи: - познакомить детей с историей происхождения Земли; - дать представление о первых растениях и животных. |
1. Рождение Земли. Жизнь зародилась в океане (первые растения и животные). |
Стр. 8-14 (№1) Стр. 16-32 (№1) |
2. Эра динозавров. |
Стр. 40-64 (№1) |
- Рассматривание макета Земли (в разрезе);
- Рассматривание альбомов, атласов, книг из серии «Что было до нашей эры»;
- Игра «Живая – неживая природа» (например: цветок – живая природа, камень – неживая природа).
Октябрь
Тема |
Разделы |
Литература |
«Первобытный человек» Задачи: - продолжать формировать представления о первобытном человеке, его образе жизни, жилище, орудиях труда и их совершенствовании: - совершенствовать связную речь в процессе активных действий по установлению причинно-следственных связей. |
1. Первобытный человек (образ жизни, внешность, поведение). |
Стр. 130-138 (№1) См. №3 |
2. Инструменты и их совершенствование. Роль огня в жизни человека. |
Стр. 142-144 (№1) Стр. 148-150 (№1)
См. №3 |
- Игра «Что нам рассказал бивень мамонта?»;
- Рассматривание макета «Стоянка первобытных людей»;
- Игра «От пещеры до небоскребов»;
- Игра «Разложи по порядку» (орудия труда – от древних до современных).
Ноябрь
Тема |
Разделы |
Литература |
Продолжение темы: «Первобытный человек» Задачи: - дать представление об охоте первобытных людей, охотничьих принадлежностях, о развитии пещерного искусства, возникновении религиозных предпосылок; приручение животных.
|
1. Охота. Использование продуктов охоты: шкуры, кости, мясо, жир. |
Стр. 152 (№1) Стр. 160-161 (№1) См. №3 |
2. Пещерное искусство. Религия. |
Стр. 154-155 (№1) Стр. 160-164 (№1) См. №3 |
- Творческая деятельность (рисование в технике ТРИЗ «свеча») «Наскальные рисунки»;
- Рассматривание с детьми изображений древних орудий труда;
- Игра «Что сначала – что потом?» (орудия труда);
- Изготовление украшений древних людей с использованием природного и бросового материала.
Декабрь
Тема |
Разделы |
Литература |
«Древний Египет. Греция. Мифы и легенды древней Греции » Задачи: - познакомить с Древним Египтом, дать представление о развитии труда, о возникновении профессий, письменности, книгоиздания; - знакомить с легендами и мифами Древней Греции.
|
1. Древний Египет. Профессии древних египтян. Воины. Письменность, книгопечатание, иероглифы. |
Стр. 39-40 (№4) Стр. 62 (№4) Стр. 41-45 (№4) Стр. 80 (№4) См. №3 |
2. Религия (фараоны, храмы, гробницы). Мифы и легенды Древней Греции. |
Стр. 43-45 (№4) См. №3 Стр. 102 (№5) Стр. 14 (№5)
|
Примечание: знакомство с мифами и легендами Древней Греции проходит в течение декабря.
- Рассматривание иллюстраций книги «Чудеса древнего мира»;
- Настольная игра «Олимпийские игры»;
- Задания «Расшифруй слово» (иероглифы заменяются соответствующими буквами, прочтение полученных слов);
- Лабиринт «Пройди к фараону».
Январь
Тема |
Разделы |
Литература |
«История Отечества » Задачи: - формировать у детей представления об истории Отечества; - древние славяне – их религия, ремесла; - дать представления о возникновении первых городов.
|
1. Древние славяне – наши предки. Верования древних славян |
Стр. 5-11 (№2) Стр. 17-31 (№2)
|
2. Славяне – ремесленники и творцы. От поселков к славянским городам. |
Стр. 31-41 (№2) Стр. 41-45 (№2)
|
-
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, где в традициях древних славян изображены предметы быта («По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и др.);
-
Раскрашивание контурных изображений нарядов древних славян:
- Головные уборы
- Сарафаны;
- Обувь и т.д. (самостоятельно или по предложенному образцу);
-
Задание «Сравни бабушек» (№15 стр. 4, 9);
- «2 колобка» (стр. 5, 13);
- «Куда спрятался колобок?» (стр.6, 19);
-
Изготовление изображений древнеславянских божеств («Солнце», «Леший» и т.д.).
Февраль
Тема |
Разделы |
Литература |
Продолжение темы: «История Отечества » Задачи: - формировать у детей основы нравственно-патриотического воспитания, любовь и уважение к истории своего города, его героическому прошлому; - Великая Отечественная война: «Сталинградская битва». |
1. Великая Отечественная война. |
Стр. 8-14 (№2) Стр. 166-168 (№10)
|
2. Сталинградская битва |
Стр. 15 (№11) Стр. 339-347 (№2)
|
- Рассматривание альбома «Волгоград – город-герой»;
- Дидактические игры из серии «Люби и знай свой край»;
- Авторские игры «Прогулка по Волгограду», «Царицын-Сталинград-Волгоград» и др.;
- Разрезные картинки «Мой город»;
- Рисование на тему: «Волгоград – город-красавец», «Дети на войне», «Мир на земле» и т.д.;
- Разучивание стихов волгоградских авторов о городе, о мире и войне;
- Изготовление поделок ко 2 февраля, к 23 февраля.
Март
Тема |
Разделы |
Литература |
«Технический прогресс » Задачи: - развивать представления детей о техническом прогрессе: развитие мореплавания, строительство, возникновение электричества.
|
1. От лодок до кораблей.
2. От пещер до небоскребов. |
Стр. 195 (№12) Стр. 95-97 (№6) Стр. 37 (№11) Стр. 166-168 (№10) См. №3 Стр. 120-123 (№6) Стр. 58 (№11) См. №3
|
3. Электричество было не всегда. |
Стр. 56-57 (№6) Стр. 128-130 (№10) Стр. 74-76 (№2) Стр. 42 (№10) См. №3
|
Примечание: знакомство с достижениями технического прогресса идет во взаимосвязи с профессиями
- Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение изображений жилищ, плавательных средств);
- Разрезные картинки «Что было раньше»;
- Раскрашивание контурных изображений из серии «История мореплавания»;
- Игра «Что не так?» (нарушение хронологии событий).
Апрель
Тема |
Разделы |
Литература |
Продолжение темы: «Технический прогресс » Задачи: - продолжать знакомить детей с письменностью, книгами, искусством, профессиями и современными достижениями.
|
1. Письменность и книги. Искусство (музыка, театр, танцы и др.)
|
Стр. 113-116 (№6) Стр. 80-82 (№6) Стр. 183 (№12) Стр. 185 (№12) Стр. 82-88 (№3) Стр. 75-77 (№3) Стр.77-78 ( №3)
|
2. Современные профессии и достижения (радио, компьютер, телевидение и т.д.). |
Стр. 100-122 (№6) Стр. 97-103 (№6) Стр. 12(№11) Стр. 26 (№11) См. №3
|
- Рассматривание иллюстраций «Древнегреческий театр»;
- Игра «Угадай выражение лица» (№16, стр. 20);
- Игра «Гладиаторы» (Древний Рим) (№16, стр. 21);
- Игра «Угадай знак» (Древний Египет - иероглифы);
- Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение первых книг, папирус и т.д.);
Рассматривание иллюстраций «Современные достижения» - энциклопедия «РОСМЭН»;
- Игра «Угадай профессию» (№16, стр. 3);
- Рассматривание альбома «История одежды».
Май
Тема |
Разделы |
Литература |
« История в литературе» Задачи: - продолжать знакомить детей с историей на основе художественного слова; посредством литературы расширять представления детей об истории развития человека и человеческого общества: былины, мифы, сказки.
|
1. Устное народное творчество – былины: «Илья Муромец» «Илья Муромец и соловей разбойник» «Добрыня Никитич» и др.
|
См. №8
|
2. Сказки народов мира. |
См. №9
|
Примечание: при ознакомлении детей с былинами, сказками и их героями, для наглядности, рекомендуется использовать репродукции картин Васнецова («Богатыри», «Алёнушка» и др.).
Чтение былин, сказок можно использовать в течение всего года, а также в летний период.
Используемая литература:
1. Энциклопедия «Что было до нашей эры».
2. Справочник дошкольника «История».
3. Детская энциклопедия «РОСМЭН».
4. «Русский праздничный народный костюм» (раскраски).
5. В.В. Успенский «Легенды м мифы Древней Греции».
6. О.В. Дыбина «Что было до…».
7. «Вчера и сегодня» (журнал).
8. Л.Н. Толстой «Былины».
9. Сказки народов мира.
10. Г.Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России».
11. Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».
12. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст).
13. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
14. Л.Н. Галигузова «Чудеса древнего мира».
Читайте также |
---|
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»
Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»
Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»
Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...