Тематический план кружковой работы «Край мой Волжский» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка к тематическому плану кружковой работы «Край мой Волжский»
В настоящее время предлагается много путей и способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Однако прежде, чем составлять план кружковой работы, воспитатель должен сам, знать историю малой Родины, её роли в истории России, знать культурное наследие, природные, социальные и экономические особенности, а потом уже передавать свои знания воспитанникам, чтобы помочь им узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.
В 2008 году в целях актуализации воспитания у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своему Отечеству и своей малой Родине мною была начата работа по разработке тематического плана кружковой работы для старших дошкольников «Край мой Волжский», который хочу представить.
Старшая группа 5-6 лет |
Подготовительная группа 6-7 лет |
1 |
2 |
1 раздел «Ознакомление с городом» |
|
Беседа на тему: «Место работы родителей». Экскурсия в музей им. П. Алабина. Целевая прогулка: «Улицы города: название и расположение»; проектная деятельность. Беседа «Места отдыха горожан: парки, скверы». Беседа, рассматривание иллюстраций, целевая прогулка с родителями на тему: «Детская художественная школа: Как и чем работают художники». Экскурсия «Театры города: кукольный, драматический, оперный». Беседа, рассматривание иллюстраций на тему «Площади города». Проектная деятельность на тему «Родной город». Непосредственно образовательная деятельность (с включением продуктивной деятельности) на тему: «Архитектура города Самары». |
Целевая прогулка к школе «Знакомство сошколой». Посещение библиотеки. Экскурсия на станцию юных техников. Посещение краеведческого музея. Посещение художественного музея. Непосредственно образовательная деятельность на тему «История возникновениякрепости Самара»; оформление выставки детских работ. Непосредственно образовательная деятельность на тему «Самара космическая» с последующим оформлением выставки. Игра-викторина «Край мой Волжский». |
2 раздел «Природа Самарского края» |
|
1 квартал |
|
Экскурсия вБотанический сад. Беседы о жизни животных и птиц осенью влесу. Праздник «Самарская осень». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Великая русская рекаВолга»; оформление выставки. Непосредственно образовательная деятельность на тему «Реки Самарского края». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Красная книга животных, обитающих в Жигулевском заповеднике». |
Осенняя экскурсия в Ботанический сад. Беседа на тему: «Жигули в осеннем уборе»; оформление выставки детских рисунков. Беседа на тему: « Труд хлеборобов и животноводовосенью». Сравнительная беседа о подготовке к зимедомашних и диких животных. Непосредственно образовательная деятельность на тему «Жигулевские горы». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Названия Жигулёвских гор», легенды,предания. Непосредственно образовательная деятельность на тему «Жигули – жемчужинаРоссии». Праздник осени. |
2 квартал |
|
Беседа на тему: «Кто как зимует в лесу». Целевая прогулка в зимний сквер им. Фадеева. Рассматривание иллюстраций о зиме. Беседа на тему: «Помощь зимующим птицам» иизготовление кормушек с родителями воспитанников. Непосредственно образовательная деятельность на тему «Животные Жигулевскогозаповедника». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Насекомые Жигулевскогозаповедника». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Экологический десант», обэкологии Самарского края. |
Беседа на тему: «Кто как зимует в лесу» о животных Жигулевского заповедника. Целевая прогулка в сквер им. Фадеева зимой. Рассматривание картин-постеров русских художников о зиме; продуктивная деятельность. Подкармливание птиц на участке детского сада. Экскурсия в клуб экологов; беседа «Как зимуют животные в Жигулевском заповеднике». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Матушка Волга». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Растения Жигулевского заповедника»; оформление выставки детских работ. Занятие на тему «Откуда появились Жигулевские горы». |
3 квартал |
|
Беседа на тему: «Жизнь животных и птиц весной». Целевая прогулка в весенний сквер им. Фадеева. Беседа на тему: «Первоцветы Самарского края». Беседа на тему: «Труд людей в полях весной». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Жизнь животных Жигулевского заповедника весной». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Волжские просторы»; оформление выставки. |
Беседа на тему: «Весной на озере» о жизни озерных и речных птиц Самарского края. Сравнительная экскурсия в весенний сквер им Фадеева. Беседа на тему: «Хоровод весенних цветов». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Полезные ископаемые Самарского края». Непосредственно образовательная деятельность на тему «Климат Самарского края». |
4 квартал |
|
Целевая прогулка на набережную реки Волги с родителями воспитанников. Беседа на тему: о жизни животных и птиц летом. Беседа на тему: «Летом на озере», о речных и озерныхрыбах. Беседа на тему: «Берегите лес»; продуктивная деятельность, оформление выставки. Беседа на тему: «Лекарственные растения Самарского края». Сравнение хвойных и лиственных деревьев; оформление выставки. |
Сравнительная беседа «Бабочки и жуки». Беседа на тему: «Летом на озере», рыбы и речные насекомые; оформление выставки. Беседа на тему: «Лес - многоэтажный дом». Беседа на тему: «Опасные двойники», полезные и вредные ягоды и грибы. |
3 раздел «Народы, живущие в Самарском крае» |
|
Беседы на тему: «Быт и традиции русского народа»: - убранство русской избы; - русский костюм (женский, мужской); - русские народные игрушки (деревянные и - народные праздники (Святки, Масленица, - русские народные сказки о животных, - знакомство с народным фольклором - русские народные песни и хороводы; - русская кухня. |
Беседа на тему: «Знакомство с бытом чувашского народа»: - убранство дома; сюжетно-ролевая игра, - костюм; беседа, рассматривание иллюстраций - кухня; сюжетно-ролевая игра; - сказы и легенды; - национальная музыка (песни и танцы); - чувашские игры и праздники. Знакомство с бытом и традициями - убранство жилища; - костюм; - мордовские песни и танцы; развлечение; - народные игры; развлечение. - кухня. Викторина на тему: «Быт и традиции русского народа»: |
4 раздел «Культура и искусство» |
|
Писатели и поэты Самарского края |
|
Литературная гостиная: «Знакомство с творчеством Самарского поэта Б.Соколова», Чтение и обсуждение произведений Т. Тезикова «Книга, которой триста миллионовлет», рассказы о Жигулях. Чтение и обсуждение произведений С. Кузменко «Легенды и были Жигулей» с родителями воспитанников. Экскурсия в музей А.Толстого, тема: «Приключения Буратино». Литературная гостиная: «Знакомство с поэзией Н.Некрасова», чтение и обсуждение произведений поэта. |
Вечер поэзии: заучивание стихов Самарского поэтаБ.Соколова, «На Волге живу». Чтениепроизведений и обсуждение произведений А.Толстого. Чтение и обсуждение произведений С.Кузменко «Легенды и были Жигулей». Чтение и обсуждение произведений Л.Храмков «Есть на Волге утес». Вечер поэзии: чтение стихов поэта М.Дудина. Вечер поэзии: заучивание стихотворения Н.Некрасова, «О, Волга!»
|
Народно-декоративноеискусство Самарского края |
|
Работа в художественной мастерской: - хохломская роспись; - гжель; - жестовская роспись; - художники Самарского края. Оформление выставки народного творчества. |
Работа в художественной мастерской: Беседа на тему: «Знакомство с русским узором». Знакомство с промыслами Самарских Умельцев; беседа, рассматривание изделий. Работа в художественной мастерской: - хохломская роспись; - гжель; - жестовская роспись; - мордовский орнамент; - чувашский орнамент. Оформление выставки народного творчества. |
Музыкальное воспитание |
|
Беседа на тему: «Знакомство с русским народным оркестром». Развлечение «Научи меня играть» (русскиенародные инструменты). Развлечение «Голоса народныхинструментов». Разучивание русских хороводов. Слушание русских народных песен. Развлечение «Знакомство с колядками». Развлечение «Святки». Праздник Масленицы. Разучивание весенних закличек. Праздник пап. Праздник мам. Праздник «Виват Победа». |
Знакомство с песнями о Самаре и о реке Волге, творческая гостиная с родителями воспитанников. Знакомство с русскими хороводнымииграми; развлечение. Знакомство с творчеством П.И.Чайковского,слушание его музыки «Времена года», «Утренняя молитва»; музыкальная гостиная. Праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленица. Праздник пап. Праздник мам. Праздник «Этот день Победы». |
Используемые источники:
1) Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2) Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Читайте также |
---|
Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка)
Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область: Физическое развитие. Аннотация Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека...
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...
Аппликация «Божья коровка»
Аппликация «Божья коровка» 2 младшая группа Организационный момент: Дети встают в круг. Воспитатель. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в одну интересную страну...