План кружка «Развивайка» по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А. Сухомлинский.)
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Дети с косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Плохо развитые двигательные функции руки и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у детей трудности.
Кружок «Развивайка» помогает более углубленно и систематически решать важную проблему по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 минут. Форма организации образовательного процесса – подгруппа по 5 – 6 детей.
Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику руки, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
- Формировать более точные и координированные зрительно-моторные координации.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать графические умения, ориентироваться в ограниченной плоскости.
- Развивать произвольное внимание, зрительную память.
- Воспитывать в детях аккуратность, самостоятельность.
Перспективное планирование кружка «Развивайка»
Тема занятий | Цель занятий | Содержание |
Диагностика
(1-я и 2-я неделя) |
Определение уровня развития точности движений, степени подготовленности руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными движениями. | |
Сентябрь | ||
Детский сад
и игрушки
(3-я неделя) |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».
2. Игровое упражнение «Привет». 3. Попади карандашом в точку. |
Семья
(4-я неделя) |
|
1. Пальчиковое упражнение «Привет».
2. Катание ребристого карандаша между ладонями – массаж. 3. Раскрашивание игрушек. |
Октябрь | ||
Осень
1-я неделя. |
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности, проводить линии разной конфигурации (прямая, волнистая) в разных направлениях. | 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
2. «Листопад» - зрительный анализ линии, рисование в воздухе. 3. «Красивый листочек» - штриховка различными линиями. |
Осень
2-я неделя.
|
Развивать координацию движений, графические навыки, умение видеть отдельный элемент на заштрихованном поле. | 1. Игровое упражнение «Привет».
2. Игровое упражнение «Штриховка. Осенние листья». 3. Игра с карандашом «Удержи карандаш разными пальчиками». |
Овощи
3-я неделя.
|
|
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (выбрать только овощи).
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3. Работа с трафаретом. «Обведи овощи», «Выдели овощи разным цветом» |
Фрукты
4-я неделя.
|
Развивать мелкую моторику пальцев, зрительную моторную координацию. | 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
2. «Сушим фрукты» - нанизывание на веревку изображений фруктов из картона с дырочкой посередине. 3. Трафареты «Обведи и раскрась фрукты». |
Ноябрь | ||
Ягоды
1-я неделя.
|
|
1. Пальчиковая игра «Ягоды на ветке» (прищипывание прищепок).
2. Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение с карандашом «Собираем ягоды». |
Лес
2-я неделя.
|
|
1. «Составь узор» - работа с магнитным конструктором под углом 45º.
2. «Большие и маленькие деревья» - выкладывание из палочек деревьев разной высоты. 3. Игровое упражнение с карандашом «Посадим дерево». |
Дом, семья
3-я неделя. |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
2. Массаж ребристым карандашом ладоней и пальцев рук. 3. Игровое упражнение «Гонки» (движение машины – указательного пальца – по «трассе». |
Декабрь | ||
Зима
1-я неделя. |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Солнце утром рано встало».
2. Графический диктант «Красивые снежинки». 3. Игровое упражнение с карандашом «Падает снежинка» (скольжение по карандашу вверх-вниз). |
Зимующие птицы
2-я неделя. |
|
1. «Покормим птиц» (сортировка семян).
2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели птички». 3. Графический диктант «Птица». |
Зимние забавы
3-я неделя. |
|
1. Самомассаж пальцев карандашом.
2. Игра-лабиринт «Прокати снежный ком» 3. Графический диктант «Снежная горка». |
Новый год
4-я неделя. |
|
1. Самомассаж пальцев руки мячиком.
2. Пальчиковая гимнастика «Хоровод». 3. Упражнение «Волшебник Штрих». |
Январь | ||
1-я, 2-я неделя | Продолжать развивать мелкую моторику пальцев. | Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе занятий. |
Бытовые приборы
3-я неделя. |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Ножницы».
2. Графический диктант «Часы бывают разными». 3. Игровое упражнение «Привет».
|
Посуда
4-я неделя.
|
Развитие умения штриховать в разных направлениях и конфигурациях. | 1. Массаж кистей рук резиновыми шариками.
2. Упражнение «Волшебник Штрих». 3. Пальчиковая игра «Угощение». |
Февраль | ||
Одежда
1-я неделя.
|
|
1. Пальчиковая гимнастика «Человечек».
2. Пальчиковая игра «Красивое платье, костюм». 3. Графомоторное упражнение через кальку «Кукла в красивом платье».
|
Обувь
2-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Привет».
2. Пальчиковая гимнастика «Веселый пешеход» (игра с пробками). 3. Упражнение «Волшебник Штрих». |
Животные средней полосы
3-я неделя.
|
|
1. Самомассаж трехгранными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «Белка». 3. Графический диктант «Волк в лесу». |
Животные жарких стран
4-я неделя.
|
|
1. Графический диктант «Озорная мартышка резвится среди пальм».
2. Пальчиковое упражнение «Солнце». 3. Самомассаж пальцев руки резиновыми шариками. |
Март | ||
Весна
1-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Кто скорее свернет ленту».
2. Графический диктант «Пришла весна». 3. Самомассаж пальцев рук шестигранным карандашом. |
Перелетные птицы
2-я неделя.
|
|
1. Пальчиковая гимнастика «Птички», «Солнечные лучики».
2. Графомоторное упражнение «Птицы». 3. Самомассаж пальцев массажными мячиками. |
Домашние животные
3-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение « Что спрятано – найди на ощупь».
2. Графический диктант «В деревне» (рисуем по клеточкам). 3. Выкладывание магнитной мозаикой «Домашние животные». |
Домашние птицы
4-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Накормим птиц».
2. Графический диктант «Кто появился из яйца?». 3. Игровое упражнение «Волшебник Штрих» (рисунки домашних птиц). |
Апрель | ||
Транспорт
1-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Метро».
2. Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога». 3. Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом. 4. Игровое упражнение с карандашом «Едет поезд». |
Правила дорожного движения
2-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Пешеходный переход».
2. Игровое упражнение «Светофор» (пластилинография). 3. Игровое упражнение «Дорисуй узор». 4. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «Обвести транспорт по трафарету, вырезать». |
Космос
3-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Привет».
2. Игровое упражнение «Звездное небо» (расположение звезд в разных частях листа). 3. Самомассаж пальцев рук резиновыми мячиками. |
Хлеб
4-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение с карандашом «Колосок».
2. Игровое упражнение «Дует ветер в поле». 3. Графомоторное упражнение «Различные узоры». 4. Игровое упражнение «Различные крупы». 5. Сортировка круп (рис, фасоль, горох). |
Май | ||
Насекомые
1-я неделя.
|
|
1. Пальчиковая гимнастика «Бабочка».
2. «Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках). 3. Графический диктант «А вот беззаботные бабочки порхают на лугу». |
Цветы
2-я неделя.
|
|
1. Игровые упражнения с карандашом «Распустились цветы». |
3-я, 4-я неделя. | Обследование мелкой моторики пальцев рук. |
Литература.
- Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. «Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения». Санкт-Петербург, «Детство-ПРЕСС», 2004 г.
- А. Зарин. «Волшебные рисунки». СПб, издательство RAPO, 2004 г.
- О. Узорова, Е. Нефедова. «1000 упражнений для подготовки к школе». Издательство «Астрель», 2004 г.
- И. Васильева. «Графические диктанты для мальчиков». ООО «Стрекоза», 2012 г.
- И. Васильева. «Графические диктанты для девочек». ООО «Стрекоза», 2012 г.
Читайте также |
---|
Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…
Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...
Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи
Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Здравствуйте. Я Свиридова Любовь Николаевна - музыкальный руководитель, реализую в детском саду...
Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в…
Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в...