План кружка «Развивайка» по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А. Сухомлинский.)
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Дети с косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Плохо развитые двигательные функции руки и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у детей трудности.
Кружок «Развивайка» помогает более углубленно и систематически решать важную проблему по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 минут. Форма организации образовательного процесса – подгруппа по 5 – 6 детей.
Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику руки, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
- Формировать более точные и координированные зрительно-моторные координации.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать графические умения, ориентироваться в ограниченной плоскости.
- Развивать произвольное внимание, зрительную память.
- Воспитывать в детях аккуратность, самостоятельность.
Перспективное планирование кружка «Развивайка»
Тема занятий | Цель занятий | Содержание |
Диагностика
(1-я и 2-я неделя) |
Определение уровня развития точности движений, степени подготовленности руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными движениями. | |
Сентябрь | ||
Детский сад
и игрушки
(3-я неделя) |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».
2. Игровое упражнение «Привет». 3. Попади карандашом в точку. |
Семья
(4-я неделя) |
|
1. Пальчиковое упражнение «Привет».
2. Катание ребристого карандаша между ладонями – массаж. 3. Раскрашивание игрушек. |
Октябрь | ||
Осень
1-я неделя. |
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности, проводить линии разной конфигурации (прямая, волнистая) в разных направлениях. | 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
2. «Листопад» - зрительный анализ линии, рисование в воздухе. 3. «Красивый листочек» - штриховка различными линиями. |
Осень
2-я неделя.
|
Развивать координацию движений, графические навыки, умение видеть отдельный элемент на заштрихованном поле. | 1. Игровое упражнение «Привет».
2. Игровое упражнение «Штриховка. Осенние листья». 3. Игра с карандашом «Удержи карандаш разными пальчиками». |
Овощи
3-я неделя.
|
|
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (выбрать только овощи).
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3. Работа с трафаретом. «Обведи овощи», «Выдели овощи разным цветом» |
Фрукты
4-я неделя.
|
Развивать мелкую моторику пальцев, зрительную моторную координацию. | 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
2. «Сушим фрукты» - нанизывание на веревку изображений фруктов из картона с дырочкой посередине. 3. Трафареты «Обведи и раскрась фрукты». |
Ноябрь | ||
Ягоды
1-я неделя.
|
|
1. Пальчиковая игра «Ягоды на ветке» (прищипывание прищепок).
2. Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение с карандашом «Собираем ягоды». |
Лес
2-я неделя.
|
|
1. «Составь узор» - работа с магнитным конструктором под углом 45º.
2. «Большие и маленькие деревья» - выкладывание из палочек деревьев разной высоты. 3. Игровое упражнение с карандашом «Посадим дерево». |
Дом, семья
3-я неделя. |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
2. Массаж ребристым карандашом ладоней и пальцев рук. 3. Игровое упражнение «Гонки» (движение машины – указательного пальца – по «трассе». |
Декабрь | ||
Зима
1-я неделя. |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Солнце утром рано встало».
2. Графический диктант «Красивые снежинки». 3. Игровое упражнение с карандашом «Падает снежинка» (скольжение по карандашу вверх-вниз). |
Зимующие птицы
2-я неделя. |
|
1. «Покормим птиц» (сортировка семян).
2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели птички». 3. Графический диктант «Птица». |
Зимние забавы
3-я неделя. |
|
1. Самомассаж пальцев карандашом.
2. Игра-лабиринт «Прокати снежный ком» 3. Графический диктант «Снежная горка». |
Новый год
4-я неделя. |
|
1. Самомассаж пальцев руки мячиком.
2. Пальчиковая гимнастика «Хоровод». 3. Упражнение «Волшебник Штрих». |
Январь | ||
1-я, 2-я неделя | Продолжать развивать мелкую моторику пальцев. | Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе занятий. |
Бытовые приборы
3-я неделя. |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Ножницы».
2. Графический диктант «Часы бывают разными». 3. Игровое упражнение «Привет».
|
Посуда
4-я неделя.
|
Развитие умения штриховать в разных направлениях и конфигурациях. | 1. Массаж кистей рук резиновыми шариками.
2. Упражнение «Волшебник Штрих». 3. Пальчиковая игра «Угощение». |
Февраль | ||
Одежда
1-я неделя.
|
|
1. Пальчиковая гимнастика «Человечек».
2. Пальчиковая игра «Красивое платье, костюм». 3. Графомоторное упражнение через кальку «Кукла в красивом платье».
|
Обувь
2-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Привет».
2. Пальчиковая гимнастика «Веселый пешеход» (игра с пробками). 3. Упражнение «Волшебник Штрих». |
Животные средней полосы
3-я неделя.
|
|
1. Самомассаж трехгранными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «Белка». 3. Графический диктант «Волк в лесу». |
Животные жарких стран
4-я неделя.
|
|
1. Графический диктант «Озорная мартышка резвится среди пальм».
2. Пальчиковое упражнение «Солнце». 3. Самомассаж пальцев руки резиновыми шариками. |
Март | ||
Весна
1-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Кто скорее свернет ленту».
2. Графический диктант «Пришла весна». 3. Самомассаж пальцев рук шестигранным карандашом. |
Перелетные птицы
2-я неделя.
|
|
1. Пальчиковая гимнастика «Птички», «Солнечные лучики».
2. Графомоторное упражнение «Птицы». 3. Самомассаж пальцев массажными мячиками. |
Домашние животные
3-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение « Что спрятано – найди на ощупь».
2. Графический диктант «В деревне» (рисуем по клеточкам). 3. Выкладывание магнитной мозаикой «Домашние животные». |
Домашние птицы
4-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Накормим птиц».
2. Графический диктант «Кто появился из яйца?». 3. Игровое упражнение «Волшебник Штрих» (рисунки домашних птиц). |
Апрель | ||
Транспорт
1-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Метро».
2. Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога». 3. Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом. 4. Игровое упражнение с карандашом «Едет поезд». |
Правила дорожного движения
2-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Пешеходный переход».
2. Игровое упражнение «Светофор» (пластилинография). 3. Игровое упражнение «Дорисуй узор». 4. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «Обвести транспорт по трафарету, вырезать». |
Космос
3-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение «Привет».
2. Игровое упражнение «Звездное небо» (расположение звезд в разных частях листа). 3. Самомассаж пальцев рук резиновыми мячиками. |
Хлеб
4-я неделя.
|
|
1. Игровое упражнение с карандашом «Колосок».
2. Игровое упражнение «Дует ветер в поле». 3. Графомоторное упражнение «Различные узоры». 4. Игровое упражнение «Различные крупы». 5. Сортировка круп (рис, фасоль, горох). |
Май | ||
Насекомые
1-я неделя.
|
|
1. Пальчиковая гимнастика «Бабочка».
2. «Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках). 3. Графический диктант «А вот беззаботные бабочки порхают на лугу». |
Цветы
2-я неделя.
|
|
1. Игровые упражнения с карандашом «Распустились цветы». |
3-я, 4-я неделя. | Обследование мелкой моторики пальцев рук. |
Литература.
- Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. «Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения». Санкт-Петербург, «Детство-ПРЕСС», 2004 г.
- А. Зарин. «Волшебные рисунки». СПб, издательство RAPO, 2004 г.
- О. Узорова, Е. Нефедова. «1000 упражнений для подготовки к школе». Издательство «Астрель», 2004 г.
- И. Васильева. «Графические диктанты для мальчиков». ООО «Стрекоза», 2012 г.
- И. Васильева. «Графические диктанты для девочек». ООО «Стрекоза», 2012 г.
Читайте также |
---|
Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье…
Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье новоселье» Ведущий: Мы с вами собрались на птичье новоселье. Есть у русского...
Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй…
Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй группе раннего возраста Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обогащение пассивной...
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов по…
Конспект занятия по развитию речи Тема: Составление описательных рассказов по теме «Дары осени» Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в...