Рабочая программа кружка «Юный художник»

 

Программа кружка «Юный художник», знакомит детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Программа рекомендуется для педагогов дошкольного образования.

Пояснительная записка

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обращено внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Можно отметить, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы возникла необходимость создание программы кружка по изобразительной деятельности.

Программа «Юный художник» имеет художественно эстетическую направленность и создаёт условия для развития у детей интеллекта, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

Актуальность проблемы воспитания гармонично-развитой личности, предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему реализоваться в различных видах и формах художественной и творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что специфика искусства, особенности языка различных его видов придают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом.

С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Отличительные особенности данной образовательной программы:

комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности);

возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).

При составлении программы опирались на следующие материалы: программы «Природа и художник» Т.А.Копцевой; «Радуга красок» Н.С.Прокопьевой, «Радуга» Т.Н..Дороновой.

Цель:

- ознакомление детей со способами нестандартного рисования.

Задачи:

- познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;

- учить детей сочетать их с элементами лепки и аппликации, используя природный и бросовый материал;

- вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;

- развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;

- воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца.

Программа составлена для детей 5-6 лет.

Занятия кружка отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Структура занятий

1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года («Осень», «Метель», «Птицы» и т.д.), а также с сопутствующими праздниками («Валентинка», «Ёлочка», «Открытка для мамы» и т.д.)

2. Подготовительная работа к занятию.

а) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей.

3. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя.

4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем было замечено, что некоторые дети предлагают свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.

К концу учебного года дети овладевают следующими

умениями:

- смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;

- владение способами нестандартного раскрашивания;

- умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;

- композиционные умения;

- проявление фантазии, художественного творчества;

- умение передавать личное отношение к объекту изображения;

- использование навыков в самостоятельной деятельности;

- умение декоративно оформлять готовую работу;

- интерес к изобразительной деятельности.

Знаниями:

- называть названия цветов;

- элементарные правила смешивания красок;

- знать несколько способов нестандартного рисования;

- знать правила безопасности при работе с инструментами аппликации, рисовании;

- знать основную терминологию (искусство, аппликация, акварель, набрызг, трафарет, кляксография, тонирование, фон, шаблон, оттиск).

Ожидаемые педагогические результаты

  Эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время.

Стремление детей экспериментировать в сочетании техник нестандартного рисования с аппликацией из доступного материала или лепкой.

Появление новых идей и желаний пополнить мир детей интересным и увлекательным.

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема Количество часов
всего теория практика
(Диагностика) «Цветные кляксы» 1 1  
«Цветные кляксы» 1   1
Бабочки 1   1
Бабочки 1   1
Космос 1 1  
Космос 1   1
Деревья для воробышков 1 1  
Деревья для воробышков 1   1
«Осенний пейзаж» 1 1  
«Осенний пейзаж» 1   1
В гости к солнышку 1   1
В гости к солнышку 1   1
Метель 1   1
Метель 1   1
Новогодняя ёлка 1   1
Новогодняя ёлка 1   1
Новогоднее веселье 1   1
Накормите птиц зимой 1 1  
Накормите птиц зимой 1   1
Валентинка 1   1
Валентинка 1   1
Поздравительная открытка для папы 1   1
Поздравительная открытка для папы 1   1
Весенние цветы для мамы 1   1
Сказочные рыбки 1   1
Сказочные рыбки 1   1
Ожившие предметы 1   1
Дорисуйте акварель 1   1
Рисуем ручками 1   1
Тайна подводного царства 1   1
Тайна подводного царства 1   1
(Диагностика) Лоскутное одеяло 1   1
Лоскутное одеяло 1   1
По дорожке красоты 1 1  
По дорожке красоты 1   1
Всего 35 6 29

Содержание образовательной программы «Юный художник»

«Цветные кляксы» Рисование

Путешествие по сказкам «Клякса». Знакомство со способом изображения – пятнокляксография. Показ образцов. Показ техники рисования. Порядок и организация рабочего места.

«Цветные кляксы» (Завершение.)

Практическая работа

Бумага, краски, трубочка от коктейля. Технология выполнения работы. Игровой момент «Подуть на каплю». Создание удивительных образов, сходство с растениями, животными, человеком.

«Бабочки» Рисование

Практическая работа

Подготовка поверхности листа. Тонирование бумаги, с помощью губки. Смешивание нескольких цветов. Показ образцов.

«Бабочки» (Завершение.)

Загадывание загадки о бабочке. Рассматривание и выбор засушенных растений.

Практическая работа

Оттиск осенних листьев на тонированной бумаге. Создание композиций (дорисовывание букета, вазы, полянки и другое).

«Космос» Рисование

Чтение стихов, беседа о космосе.

Практическая работа

Показ воспитателем нового способа рисования нанесение густой краской цветовых пятен красного, желтого, оранжевого цветов. Оттиск газетой и посыпание работы крупной солью.

«Космос» (Завершение.)

Практическая работа

Поэтапный показ работы воспитателем и самостоятельная деятельность детей.

1. Распыление краски на лист бумаги с применением трафаретов.

2. Применение техники кляксографии при рисовании звёзд.

3. Оформление рамки работы.

Выставка детских работ.

«Деревья для воробышков» Рисование

Рассказ воспитателя о воробье, который хочет спрятаться от кошки на высоком дереве, а деревьев нет”. Задача: нужно сделать дерево для воробья.

Показ приёма: обрывная аппликация. Придать форму стволу дерева (ствол толстый), затем форму веток (ветки тонкие).

«Деревья для воробышков» (Завершение.)

Практическая работа

Прием обыгрывание аппликации. Приклеивание из картона кошки и воробышков. Пополнение работы разными элементами (облако, листочки, дождик, трава и т.д.).

«Осенний пейзаж» Рисование

Беседа об осени. Рассматривание репродукции И.Левитана «Золотая осень» Передача настроения.

Практическая работа

Рисование губкой, смешивание двух, трёх цветов (неба, земли, деревьев).

«Осенний пейзаж» (Завершение.)

Чтение стихов. Использование метода – рисование губкой (приложить, оторвать) прорисовывание коры берёзы (точки, пятна). Оформление рисунка в рамку.

«В гости к солнышку» Рисование

Основные и производные цвета. Чтение стихов, загадок.

Практическая работа

Смешивание красок на палитре (красный, желтый, синий). Раскрашивание радуги. Рисование пальчиком деревьев, мятой бумагой и поролоном, пока рисуют звучит музыка П.И. Чайковского.

«В гости к солнышку» (Завершение.)

Порядок и подготовка рабочего места.

Практическая работа

Рисование цветов по сырому листу. Работа с бумагой. Аппликация. Наклеивание цветов на ветку.

«Метель» Рисование

Беседа по сказке «Метелица». Нетрадиционные техники рисования: крупными бусинами и силуэтное рисование.

Технология выполнения работы.

1. Обвести трафареты простым карандашом на тёмном фоне.

2. Заливка предметов акварелью одного цвета.

«Метель» (Завершение.)

Практическая работа

1. Рисование вьюги, используя крупные бусины.

2. Оформление рамки. (Любимой техникой рисования)

Оформление выставки.

«Новогодняя ёлка»

Беседа о традициях новогоднего праздника. Показ иллюстраций.

Чтение стихотворения Раиса Кудашева «Ёлка». Пальчиковая игра.

Практическая работа

Силуэтное рисование. Пластелинография.

«Новогодняя ёлка» (Завершение)

Активизация воображения посредством работы с различным материалом: бисером, блёстками и бусинами. Пальчиковая гимнастика. Подарок для бабушки.

«Новогоднее веселье» Аппликация

Беседа о новогоднем празднике. Порядок и подготовка рабочего места. Техника безопасности при работе с ножницами.

Практическая работа

Вырезывание симметричной формы, путём складывания бумаги пополам. Создание декоративных композиций: «Клоун», «Снежинка», «Снеговик».

«Накормите птиц зимой» Рисование

Чтение стихотворения «Покормите птиц». Беседа о снегирях.

Практическая работа

Тонирование бумаги. Рисование штампом снегиря, веток рябины.

«Накормите птиц зимой» (Завершение.)

Раскрашивание снегиря красками. Использование метода тычка. Выставка работ.

«Валентинка» Рисование

Беседа о празднике «День святого Валентина».

Практическая работа

Знакомство с новым способом рисования- оттиск цветными мыльными пузырями.

«Валентинка» (Завершение.)

Практическая работа

Аппликации с использованием бросового и природного материала. Оформление декоративной рамки. Пальчиковая гимнастика.

«Поздравительная открытка для папы»

Рассказ воспитателя о предстоящем празднике. Показ открыток.

Практическая работа

Тонирование бумаги при помощи губки по сырому слою.

Аппликация «Дома высокие и низкие».

«Поздравительная открытка для папы» (Завершение.)

Практическая работа

Аппликация. Работа с мятой бумагой. Использование техники: сминание бумаги в маленькие комочки-шарики (салют) и приклеивание.

Уборка рабочего места.

Весенние цветы для мамы» Рисование

Беседа о первых весенних цветах. Рассматривание иллюстраций. Порядок выполнения работы.

Практическая работа

Нетрадиционная техника рисования: трафарет (весенние цветы, ваза) и набрызг. Прорисовывание веток и листьев.

«Сказочные рыбки» Рисование

Беседа о сказочных рыбках. Загадка.

Практическая работа

Тонирование бумаги с помощью акварели и целлофанового пакета.

Рисование рыбок и растений карандашом.

«Сказочные рыбки» (Завершение)

Выполнение работы ватными палочками. Сначала контур рисунка, затем весь рисунок.

«Ожившие предметы» Игра

Игра – рисунок. Оживление окружающих вещей (телефон, лампочка, часы, дом и другое). Чтение стихотворения К.Чуковского «Были б у ёлочки ножки…»

Практическая работа

Использование любимой техники рисования.

«Дорисуйте акварель» Рисование

Практическая работа

Нетрадиционный способ: тонирование сырой бумаги при помощи краски и крупной соли.

«Рисуем ручками» Рисование

Коллективное рисование. Нетрадиционный способ рисования: Ручками, пальчиками, сапогом. Активизация воображения детей. Приём «оживления».

«Тайна подводного царства» Рисование

Знакомство с подводным пейзажем (рыбы, осьминоги, водоросли, раковины).

Практическая работа

Рисование по сырой бумаге, создание фона.

«Тайна подводного царства» (Завершение.)

Практическая работа

Применение различных способов: кисточкой (примакивание, концом кисти), пальцем, выдувание. Рисование рыб, медуз, улиток, морских звёзд.

Выставка детских работ.

«Лоскутное одеяло» Рисование

Мотивационный момент: Воспитатель предлагает побыть детям художниками- фантазёрами и нарисовать своё настроение на маленьких листах бумаги.

Практическая работа

Воспитатель поэтапно показывает ход действий:

  1. Рисование способом неравномерного наложения целлофана на густой слой краски.
  2. Рисование способом распыления краски на лист бумаги и силуэтного трафарета.
  3. Техника рисования ладошковая живопись.
  4. Рисование красками для мармарирования.

Выставка заготовок для следующего занятия, рассказы детей о своих работах.

«Лоскутное одеяло» (Завершение.)

Нетрадиционная техника: аппликация с использованием тесьмы.

Порядок выполнения работы.

Физминутка. Выставка работ.

«По дорожке красоты» Рисование

Игровая ситуация. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что красивого он видел дома, в гостях, в детском саду или в другом месте. Проводится дидактическая игра «Красота вокруг меня».

«По дорожке красоты» (Завершение.)

Практическая работа

Игровая ситуация. Превращение серых камней в красивые цветы. Прием и последовательность изображения с помощью трубочек, гуаши и мыльной пены. Дорисовывание стеблей и листьев пальчиком. Пальчиковая гимнастика «Пробуждение цветов»:

 

КляксографияКляксография

 

Отпечатки листьевОтпечатки листьев

 

НабрызгНабрызг

 

Список литературы.

1. ВолчковаВ.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. \ -ВоронежТЦ «Учитель», -2004.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста \ — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 496 с, ил. — Прил.: 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв.; 12 см. —- С.317, 329, 337, 350, 354, 370, 395, 400, 424.

3. Доронова, Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. \ - М.: Просвещение,- 2003. - 80 с.

4. Доронова, Т.Н. Гризик Т.И. На пороге школы: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга». \ - М.: Просвещение,- 2004. - 160 с.

5. Доронова, Т.Н. Сделаю сам: дидакт. альбом для занятий по ручному труду с детьми ст. дошк. возраста. \ - М.: Просвещение, - 2006. — 39 с.: ил., 5-е изд., переработанное.

6. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга». - 6-е изд. \- М.: Просвещение,- 2006.

7. Коротеева, Е.И.Искусство иты. \ -М.,Просвещение, -2000.

8. Неменский, Б.М.Искусство вокруг нас. \ -М., Просвещение,- 2000.

9. Неменская, Л.А.Каждый народ- художник. \ – М., Просвещение, - 2000.

10.Фатеева, А.А.Рисуем без кисточки. \ - Ярославль:Академия развития, - 2004.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе…

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «День космонавтики» Беседа о времени года. Какое время года наступило? (Весна.) Весна какая?...

«Теоретические основы организации обучения»

«Теоретические основы организации обучения» Введение Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном...

Читайте также

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья»

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья» Атрибуты: фонограмма «Здравствуй мир», видеоролик «Мультзарядка», 4 конуса, 2 градусника из картона, 2 большие...

Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления...

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...