Тематические утренние гимнастики в старшей группе

(Осень)

 

Дошкольное детство - особый период в жизни ребенка. Именно в это время закладывается фундамент здоровья будущего взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Основными задачами дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее, своевременное и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма. Немаловажную роль в системе физического воспитания играет утренняя гимнастика.

Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, всесторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоническому развитию, повышению жизненного тонуса. Путем гимнастических упражнений формируются жизненно-необходимые двигательные навыки. Красота и точность движений, развиваются основные двигательные качества – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость.

В связи с последними требованиями и инновациями в развитии дошкольного образования, на наш взгляд, следует обратить внимание не просто на упражнения, а на комплексы упражнений, соединённых общим тематическим смыслом или сюжетом. В нашем дошкольном учреждении разработано комплексно - тематическое планирование на весь учебный год. В соответствие с ним мною были разработаны комплексы утренних гимнастик по темам, где идет закрепления пройденного материала.

Комплекс утренней гимнастики включает в себя различные виды ходьбы и бега в первой части, перестроения, общеразвивающие (ОРУ), дыхательные упражнения во второй части, и заключительную ходьбу в третьей части. В начале комплекса  есть небольшое стихотворение, соответствующее теме, это помогает мобилизации внимания детей, настройке их восприятия на определенную тему.

При проведении ОРУ использую различные способы организации детей и виды построений (круг, шеренга, колонны), которые соответствуют их возрастным способностям. Каждое упражнение имеет своё название, сопровождается стихотворным текстом (художественным словом), выполняется с гимнастическим оборудованием. Утренняя гимнастика идёт под музыкальное сопровождение.

Комплексы направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической и динамической выносливости, упорядоченного темпа движения, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запомин.ание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие координации и так далее.

Одежда детей для утренней гимнастики соответствует требованиям гигиены: она чистая, легкая и не стесняет движения.

Комплексы ОРУ можно использовать на вечерней прогулке, на физкультурных на занятиях, а также включать их отдельными фрагментами в разные виды деятельности детей в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Методическая разработка адресована воспитателям старших групп, руководителям физического воспитания и инструкторам физической культуры.

 

Тема недели: «Неделя детской безопасности»

Комплекс «По дороге в детский сад» (на скамейке)

Содержание Дозировка
1 часть Построение в шеренгу, равнение.

Ходьба обычная, мелким и широким шагом.                            

 «Наши ребята идут в детский сад,
наши ребята очень спешат»

Бег обычный, мелким и широким шагом.                        

«Маленькие домики по улице бегут,
мальчиков и девочек домики везут»                                                            
 1 мин.
2 часть Построение в две колонны около скамеек (садимся в автобус, трамвай, троллейбус).  
     1.

 

Светофор. И.п.: сидя верхом, ноги согнуты, руки в стороны.

В.: «Если свет зажёгся красный – значит двигаться опасно» поднять руки вверх, скрестить их над головой, в и.п.

И.п.: сидя верхом на скамейке, руки на плечах впереди сидящего.

6-8 раз

 

     2.

 

В.: «Свет зелёный говорит – проходите, путь открыт» поворот вправо, отводя правую руку через сторону назад, в и.п. То же влево. по 3-4 раза
     3.

 

Велосипед. И.п.: то же.

В.: «На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу»

поднимать вверх обе ноги попеременно 3-4 раза, имитируя езду на велосипеде, в и.п.

3 раза

 

     4.

 

Троллейбус. И.п.: сидя верхом, руки вверх (рожки у троллейбуса).

В.: наклон вправо (влево), в и.п. (крутые повороты).

по 3-4 раза
     5.

 

Мост. И.п.: стоя лицом к скамейке, ноги на ш.п., руки вниз.

В.: наклониться вперед, опустить руки на скамейку, в и.п.

И.п.: ноги на ш.с., руки на пояс.

6 раз

 

     6.  Пешеходный переход. В.: прыжки на двух ногах вокруг скамейки

(один круг) и ходьба в обратную сторону.

Дыхательное упражнение “Машина”.

Дети выполняют вращения кистями рук с одновременным произнесением звука [p] на выдохе.

(Упражнение способствует крупной вибрации тканей организма, стимулирует обменные процессы, повышает энергетику, улучшает кровоток в организме и отхождение мокроты.)

2х20

 

4 раза

 

 

 
3 часть Перестроение в одну колонну, спокойная ходьба.

«Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья!»
30 сек.

 

Тема недели: «Золотая осень»

Комплекс «Осенний урожай» (с малым мячом)

Содержание Дозировка
1 часть Построение в колонну, ходьба обычная, высоко поднимая колени, приставным шагом.
«Вырос в поле урожай, поскорее собирай.

Едут детки маленькие по дорожке ладненькой,

По кочкам, по кочкам, по пням и пенечкам.»

Бег обычный, боковым галопом, змейкой.                        

«По дорожке по прямой полетели мы стрелой!»
 1 мин.
2 часть Дети берут мяч из корзины и строятся в 2-3 колонны.  
     1.

 

Фрукты. И.п.: стоя ноги вместе, руки вниз.

В.: поднять руки вверх, опустить мяч за голову

«Мы с деревьев фрукты рвали», поднять руки вверх, опустить вниз    «И корзины наполняли».

6 раз

 

     2.

 

Горох. И.п.: стоя на коленях, мяч в обеих руках вверху.

В.: наклон туловища вправо, влево.

«Лук собрали и горох — урожай у нас неплох!»
по 3-4 раза

 

     3.

 

Репа. И.п.: стоя ноги на ш.п., руки вверх.

В.: наклон туловища вниз, задеть мячом пол,  

«Репу круглую достали, чуть на землю не упали», в и.п.

6-8 раз

 

     4.

 

Помидоры. И.п.: стоя (сидя) на коленях, мяч прижат к груди.

В.: поворот вправо (влево), руки вперёд «Помидоры дружно рвали и по вёдрам рассыпали», в и.п.

по 3-4 раза

 

     5.

 

Кабачок. И.п.: сидя, ноги вместе, мяч зажат между ступнями, руки в упоре назад.

В.: поднять ноги вверх, опустить. «Вот пузатый кабачок —

отлежал себе бочок».

6 раз

 

     6.

 

Арбузы. И.п.: сидя по-турецки.

В.: подбрасывать и ловить мяч. «Мы арбузы собирали

и в машину их кидали».

10 раз

 

7. И.п.: мяч в правой руке внизу, левая на поясе.

В.: 5 прыжков на правой ноге, 5 -  на левой, 5 – на двух ногах, «Тут горка, там овраг — покороче сделай шаг!» чередовать с ходьбой на месте (15).

2-3 раза
  Дыхательное упражнение “Подуй на ягодку”. 4 раза
3 часть

Перестроение в одну колонну, спокойная ходьба.

«Едем, едем мы домой на машине грузовой.

Ворота отворяй, едет с поля урожай!»

30 сек.

 

Тема недели: «Мир животных» (дикие животные)

Комплекс «Дикие животные»

Содержание Дозировка
1 часть Построение в колонну, ходьба обычная, мелким «пауки» и широким «крокодилы» шагом.

Бег обычный, боковым галопом, змейкой.                        

 1 мин.
2 часть Дети строятся в 2-3 колонны.  
     1.

 

«Крокодил». И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.            В.: Плавно поднять правую (левую) руку вверх, левую (правую) назад, слегка прогнуться, в и. п.                                                                  «Щелкнул пастью крокодил, чуть он нас не проглотил». 6-8 раз

 

     2.

 

«Обезьяны». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс.                          В.: Наклон туловища вправо (влево), руки согнуть в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко раздвинуть, в и. п.                       «Расшалились обезьяны, раскачали все лианы». по 3-4 раза

 

     3.

 

«Черепаха».И. п. - присед, ладони на полу.                                                 В.: Шагая руками вперед выпрямить ноги, голову прямо; в и. п.   «Ползет, не зная страха, большая черепаха». 6 раз

 

     4.

 

«Паук». И. п. – о. с., руки вниз.                                                                     В.: 1 — руки вверх, хлопок над головой; 2 – наклон туловища вперед, хлопок за ногами; 3 — в и.п.                                                                   «Сеть плетёт большой паук, зацепил её за сук». 6 раз

 

     5.

 

«Попугай». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс.                             В.: Поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, оттягивая носок; хлопнуть ладонями по колену, в и. п.                                                «Попугай не знает лени – поднимает он колени». по 3-4 раза

 

     6.

 

«Удав». И. п. – ноги на ш.п., руки в «замок» на затылке.                           В.: Поднять руки вверх, ладонями наружу, повернуться вправо (влево) в и. п.                     «Длинный удав свои кольца расправил, спрятаться нас за кустами заставил». по 3-4 раза

 

7. «Колибри». И. п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе.

В.: Прыжки на двух ногах «Колибри летают, над нами порхают», чередовать с ходьбой на месте «В джунглях нет ни дорог, ни пути, людям трудно сквозь джунгли пройти».

3 х 20
 

Дыхательное упражнение «Слон»

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. В.: Сделать вдох носом, на выдохе поднять руку вверх (хобот) протяжно тянуть: «У-у-у».
4 раза
3 часть Перестроение в одну колонну, спокойная ходьба.

 

30 сек.

 

Тема недели: «Дом, мебель, посуда»

Комплекс «Идём в гости» (в парах)

Содержание Дозировка
1 часть. Построение в шеренгу, равнение. Ходьба обычная. «Мы идём сегодня с вами в гости к Оле, в гости к Ване», приставным шагом «Долго-долго мы идём. Лужи все перешагнём». Бег обычный, парами врассыпную «На автобус сядем все и помчимся по шоссе».  1,5 мин.
2 часть. Построение парами врассыпную.  
1.

 

«Высокий дом».
И.п.: стоя лицом друг к другу, взяться за руки.

В.: поднять руки в стороны, вверх, в и.п.

6-8 раз
2.

 

«Открываем двери».   И.п.: стоя спиной друг к другу, близко, ноги на ш.п., руки вниз.

В.: поворот один ребёнок вправо, другой влево, хлопнуть по ладошке друга, посмотреть на друга, сказать «Здравствуй!», в и.п. Сменить направление.

по 3-4 раза

 

3.

 

«Едем на лифте».И.п.: стоя лицом к друг другу, ноги на ш.п., держась за руки.

В.: приседает один ребёнок вниз, другой стоит. Первый ребёнок встаёт, второй приседает.

6 раз

 

4.

 

«Садимся за стол».
И.п.: сидя лицом друг к другу, ноги широко раздвинуты, ступни соединены, держать за руки друга.

В.: по очереди дети тянут друг друга к себе, наклоняясь назад.

по 4 раза
5.

 

«Кресло-качалка».
И.п.: сидя прижавшись спиной друг к другу, держась за руки, руки в стороны.

В.: наклоны в стороны, задевая ладонями пол.

по 4 раза
6.

 

«Помаши в окошко другу».
И.п.: то же, руки в стороны.

В.: наклон вперёд-вниз, приблизить голову к ногам, посмотреть на товарища, помахать ладошкой, сказать «Привет!», в и.п.

«Прыжки».
6-8 раз

 

7. И.п.: стоя лицом друг к другу, держась за руки.

В.: прыжки на двух ногах, двигаясь по кругу, чередовать с ходьбой парой врассыпную.

3 х 20

 

  Дыхательное упражнение «Ветер».

Стоя лицом друг к другу, дети делают вдох носом и на выдохе дуют друг на друга.

    4 раза
3 часть. Спокойная ходьба парами.

 

  30 сек.

 

Тема недели: «Игрушки».

Комплекс «Игрушки» (с гимнастической палкой)

Содержание

 

Дозировка
1 часть.

 

Построение в шеренгу, равнение.  Ходьба обычная. Ходьба высоко поднимая колени.

Бег врассыпную. Бег змейкой.

1 мин.
2 часть. Построение в 3 колонны.

 

 
1.

 

«Ракета полетела»
И.п.: стоя ноги вместе, палка в прямых руках внизу.

В.: поднять руки вверх, одновременно отставляя ногу назад на носок, в и.п.

6-8 раз

 

2.

 

«Куклу покачаем»
И.п.: стоя ноги на ш.с., палка горизонтально в обеих руках внизу.

В.: поднимать руки вправо (влево) вверх, в и.п.

3-4 раза
3.

 

«Ванька-встанька»
И.п.: стоять ноги на ш.п., палка за головой, на плечах.

В.: наклон вправо-влево.

3-4 раза
4.

 

«Машина едет»
И.п.: сидя ноги врозь, палка перед грудью.

В.: повороты туловища вправо-влево.

3-4 раза
5.

 

«Гусеница ползёт»
И.п.: Сидя ноги согнуты в коленях, ступни стоят на палке, руки в упоре назад.

В.: Ноги «шагают» по палке вперёд, в и.п.

6 раз
6.

 

«Лодочка плывёт»
И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки с палкой вытянуты вперёд.

В.: поочерёдно поднимать вверх сначала руки, потом ноги (качаться на животе) 3-4 раза.            

4 раза
7.
«Лошарик»
И.п.: Стоя ноги на ш.с., руки внизу, палка на полу.

В.: Прыжки на двух ногах через палку вперёд-назад, чередовать с ходьбой на месте.

3х20
  «Паровоз гудит» Дыхательное упражнение. 4 раза
3 часть. Спокойная ходьба.
«Зарядку делаем с утра –
Здоровы будем мы всегда!»
30 сек..


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины»

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины» (Подготовительная группа) Задачи: познакомить с понятием «витамины», «лекарства», закрепить знания о необходимости наличия витаминов...

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Читайте также

Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»

Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ Метод обучения - это способ взаимодействия педагога с обучающимися, в результате которого...

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...