Методическая разработка раздела программы
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Физическое воспитание 2 младшая группа
Раздел «Физкультурно-оздоровительная работа»

Содержание:

I. Пояснительная записка.

II. Психолого-педагогическое обоснование

III. Цели и задачи раздела.

IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

V. Используемые методы, приемы, формы организации деятельности детей. Система знаний при освоении раздела.

VI. Создание условий для реализации раздела программы.

VII. Контроль и коррекция результатов.

VIII. Планирование работы.

IX. Разработка занятия (мероприятия), наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой воспитателем.

X. Список литературы.

XI. Приложения.

 

I. Пояснительная записка.

Раздел "Физическое воспитание" составлен на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с современной научной "Концепцией дошкольного воспитания" (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровская и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Раздел состоит из трех частей:

1. Физкультурно-оздоровительная работа.

2. Физическая культура.

3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Большое внимание уделяется выработке у ребенка правильной осанки. Программа ориентирует на создание условий, способствующей формированию навыков личной гигиены; способствует умению осознавать ценности здорового образа жизни, содействует воспитанию у детей потребности бережно относиться к своему здоровью, способствует ознакомлению с элементарными правилами безопасного поведения.

В процессе физического воспитания и обучения применяются дидактические педагогические принципы: систематичности, сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации и прогрессирования.

1. Принцип системности - является ведущим, пронизывающим весь комплекс мероприятий, используемых в целях физического воспитания и обучения (режим закаливания, формирование двигательных навыков). Вся эта система заключает в себя взаимосвязанные части: последовательность, периодичность, ритмичность, а также повторение вырабатываемых двигательных навыков.

2. Принцип сознательности и активности - в процессе физического воспитания и обучения важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Для успешного достижения той или иной цели необходимо представить, что и как надо выполнять - собственная мысль о том, как выполнено движение, или слово, произнесенное вслух. В результате у ребенка возникает представление движения, аналогичное тому, которое он выполняет практически.

3. Принцип наглядности - формирование движений, их изучение осуществляется с помощью органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, мышц, суставов, связок. Если вначале при демонстрации нового упражнения главную роль играет зрительный анализатор, то в заключительной стадии эта роль будет принадлежать двигательному, когда вся система движений автоматизируется.

4. Принцип доступности и индивидуализации - оптимальная мера доступности определяется соответствием возможностей ребенка и степенью трудности заданий. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Преемственность выражается во взаимосвязи различных форм движений, их взаимодействия и структурной общности, а также соблюдение постепенности при переходе к более трудным задачам.

Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей ребенка при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий.

5. Принцип прогрессирования (постепенное повышение требований) - условия этого принципа

заключается в постановке и выполнении более новых трудных заданий и в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок. Не обновляя упражнений, нельзя

достичь широкого круга жизненно важных умений навыков. По мере обновления упражнений запас двигательных умений делается богаче, а это способствует более легкому освоению новых форм двигательной деятельности и совершенствованию уже имеющихся.

В связи с экологической обстановкой в стране, неправильным питанием, нездоровым образом жизни некоторых родителей - дети дошкольного возраста часто болеют. Поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более остро. Словосочетания "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового образа жизни" заняли прочное место в беседах с родителями и детьми. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самих ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Давным-давно еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своим наблюдением:

"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям, также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься". Сегодня, очень важно, нам взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и актуального развития личности ребенка в младенческом возрасте" (п.1 ст.18 Закона РФ "Об образовании"). Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

 

II. Психолого - педагогическое обоснование.

На четвертом году жизни продолжается интенсивный физический рост, повышается двигательная активность, более разнообразными и координированными становятся движения, усиливается их целенаправленность. Поведение ребенка приобретает более осознанный характер. Основной формой мышления остается наглядно- действенное. Возрастающие самосознание, самостоятельность, активность ведут к изменению места ребенка в системе отношений ребенок- взрослый, ребенок- сверстник. Отсюда его нежелание подчиняться требованиям взрослых. Данное явление получило название "кризиса трех лет". Поведение трехлетних детей становится непредсказуемым и непрогнозируемым. У трехлетнего малыша складывается потребность самоутверждения, появляется гордость за свои достижения, в результате чего его не устраивает постоянный контроль, опека, ограничения, запреты. Развитие движений, осуществляемое с дошкольного возраста, обеспечивает правильное нервно-психическое развитие ребенка и укрепляет его здоровье. У ребенка, находящегося в сфере заботливого воспитательного влияния взрослого, физическое и психическое развитие идет в быстром темпе. Усиливается рост ног, постепенно изменяются пропорции частей тела. Ребенок вытягивается, происходит нарастание веса, интенсивно развиваются функции всех органов- это сопутствует развитию психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощущения, восприятия, память, мышление, речь. На рост и развитие оказывает состояние здоровья ребенка, его эмоционально-положительный тонус, двигательный режим, воздушные и водные процедуры, питание, сон -все это в целом обеспечивает нормальное нервно-психическое состояние, положительные эмоции, развитие жизненно-важных движении. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы у ребенка четвертого года жизни, работоспособность невелика, быстро наступает утомление. Поэтому условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться.

В возрасте 3 - 4 лет у детей преобладают процессы возбуждения над тормозными реакциями. Это затрудняет выработку устойчивого сосредоточения, т.е. длительного и концентрированного внимания. Развитие внимания достигается организацией различных занятий, игр с правилами и т.д. Восприятие у ребенка наглядно - образное. Это позволяет решать задачи без участия практических действий, оперируя лишь образами. Способность к мышлению в образах выступает как представление о конкретных предметах и их свойствах- это дает ребенку возможность выйти за пределы непосредственного восприятия. Поэтому у ребенка проявляются разные стили психического развития - овладение предметными действиями, речью, усложнению игры, подражание.

На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков; способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).

Ребенок 3 - 4 лет может:

— Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться.

— Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.

— Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.

 

III. Цели и задачи раздела.

Цель физкультурно-оздоровительной работы:

- способствовать укреплению и охране здоровья детей, созданию условий для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.

Задачи воспитания и обучения:

1. Способствовать вырабатыванию правильной осанки, совершенствованию культурно-гигиенических навыков, пространственных ориентировок.

2. Поощрать участие детей в совместных играх и физических упражнениях.

3. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.

Оздоровительные задачи.

1. Способствовать осуществлению под руководством медицинского персонала комплекса закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).

2. Содействовать обучению детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на свежем воздухе в соответствии с режимом дня.

3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.

4. Способствовать обучению детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнениях.

 

IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Исходя из поставленных задач раздела, физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно - оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающей ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса. Она имеет оздоровительное и организующее значение. Упражнения утренней гимнастики развивают мускулы. Гибкость, подвижность суставов, влияет на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Бег, прыжки в заключение гимнастики тренируют сердце и лёгкие, приучая их к относительной выносливости. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе даёт наиболее оздоровительный результат. Закаливание (солнце, воздух, вода) - укрепляет и закаляет организм, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, лёгкости, радости. Опыт работы подтверждает результат систематических оздоровительных мероприятий: укрепляется здоровье, организм закаляется, вырабатывается выносливость , снижаются простудные и инфекционные заболевания.

 

V. Используемые методы, приемы, формы организации деятельности детей.

Система знаний при освоении раздела.

Используемые методы: наглядный, словесный, практический.

1. Наглядно-методический прием- показ, зрительный ориентир, наглядные пособия, помощь воспитателя, слуховая наглядность.

2. Словесный прием- беседа, вопросы, команды, сигналы, сюжетный рассказ, объяснение, пояснение, указание, похвала.

3. Практический прием - наглядный, словесный, игровой, задания, элементы соревнования.

Методы реализации программы:

 

Практический.

Словесный.

Наглядный.

1. Создание здоровье сберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

1. Беседы.

2. Чтение. художественной литературы.

3. Заучивание стихов.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

1. Сбор фотоматериалов.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Организация выставок, конкурсов.

4. Театрализованная деятельность.

5. Личный пример взрослых.

2. Организация режима двигательной активности.

6. Подвижные игры.

7. Развлечение.

8. Консультации.

 

3. Закаливание.

9. Наблюдение.

 

 

На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.

 

Формы организации.

1. Физкультурные занятия.

Во второй младшей группе важной задачей является формирование у детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Мы учим слушать объяснения педагога, следить за показом, выполнять движения согласованно с другими детьми после соответствующего указания воспитателя, находить свое место в групповых построениях. В соответствии с "Программой" физкультурные занятия проводится три раза в неделю. В занятии участвуют все дети. Третье занятие проводится на воздухе. Во второй младшей группе приходят дети, не посещавшие дошкольное учреждение, поэтому в первом квартале необходимо повторять материал предыдущего года: это даст новичкам возможность овладеть нужными навыками. Упражнения, уже освоенные детьми (ходьба, бег, общеразвивающие упражнения ) могут сопровождаться музыкой. Ведущими способами организации детей при выполнении основных движений остаются фронтальный и поточный, при обучении наиболее сложным движениям (метание в вертикальную цель, лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту, длину) используется индивидуальный способ.

Во втором полугодии (3 квартал) упражнять в основных видах движений можно по подгруппам: при этом воспитатель должен видеть всех детей, но основное внимание уделять тем, кто выполняет новое для него или наиболее трудное движение, требующее страховки. Например, одна подгруппа прокатывает мяч друг другу, другая под руководством воспитателя упражняется в прыжках в длину с места. На данном возрастном этапе в обучении в обучении детей применяются игровые приемы, выполнение упражнений педагогом вместе с детьми (показ, сопровождаемый объяснением). Большое значение имеет многократное активное повторение движений. Оценка деятельности детей преимущественно направлена на анализ их активности, умение действовать сообща, а также на правильность выполнения движений. В содержание занятий включается 5 - 6 общеразвивающих упражнений, которое выполняется в разных исходных положениях и повторяется 4 - 6 раз, темп выполнения средний. Для разучивания новых упражнений их сначала показываем и объясняем последовательность выполнения, после чего дети вместе с воспитателем приступают к выполнению, которое сопровождается словами: «Высоко поднимаем флажок, помашем им. Отпустим руки вниз». Широко используются игровой прием, зрительные ориентиры, предметы (погремушки, кубики, султанчики и т. п.).

Подвижная игра - проводится в основной части занятия, содержит движения, уже освоенные детьми. Одна и та же игра может повторяться на разных занятиях. Для поддержания интереса детей, воспитатель вносит изменения и дополнения (в сюжете, атрибутах, правилах, движениях). Способствовать обучению детей действовать совместно, в соответствии с сигналом, исполнять роль ведущего, соблюдать правила.

Утренняя гимнастика - продолжительность 5 - 6 минут, входят 5 - 6 общеразвивающих упражнения с предметами и без них, строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, упражнения на внимание, танцевальные движения, повторять их 5 - 6 раз. Воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, используя показ, объяснения, напоминание, имитацию, что улучшает качество выполнения движений.

Подвижные игры вне занятий - проводятся ежедневно и в группе и на прогулке. Участие в играх воспитателя повышает интерес к ним, способствует развитию дружеских взаимоотношений. Для развития активности и самостоятельности роль ведущего поручают кому-нибудь из детей. Особое внимание уделять выполнению действий по сигналу ("Беги","Лови" и т.д.) и правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занять свое место при построении и т.д.). Подвижные игры включают: хороводы, игры с музыкальным сопровождением, песнями, рифмованными текстами. С расширением кругозора ребенка и его двигательного опыта становятся разнообразными. Основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей ("Кот и мыши", "Поезд", "Наседка и цыплята" и др.). В играх появляются задания, связанные с узнаванием и заполнением предметов, форм (кубы, кружки, квадраты) с различием основных цветов ("Найди свой цвет"), звуков ("Угадай, кто кричит"). Необходимо, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей - это повышает их активность, придает детям яркую, эмоциональную окраску.

Самостоятельная деятельность-воспитатель продумывает и рационально размещает оборудование, которое побуждает к их движениям. Приемы - личный пример поощрения детей за самостоятельность выполнения упражнений, помощь воспитателя ребенку, подсказка, своевременная подсказка, смена видов деятельности.

Физкультурные досуги - проводятся раз в месяц. Включают знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, игры - забавы, аттракционы, игры с пением, хороводы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ребенку радость от ощущения красоты собственных движений в играх, забавах, аттракционах, танцах, хороводах, играх с пением.

Содержание досуга:

1. красочное оформление помещения;

2. подбор ярких игрушек, пособий;

3. выразительные костюмы персонажей;

4. со вкусом подобранная и исполненная музыка;

5. не следует перегружать восприятие детей чрезмерным насыщенным содержанием досуга, слишком ярким оформлением;

Физкультминутка - это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Цель проведения - повысить или удержать умственную работоспособность на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха; мышцы туловища, спины, кисти руки. Выполняется она в течении 1,5 - 2 минуты.

Гимнастика после сна - проводится во второй половине дня в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопие. Длительность проведения 7 - 15 минут

1

1 ч. Разминка в постели - упражнения на дыхание, самомассаж, корректирующие движения в положении лежа, сидя.

2 ч. Ходьба по ребристой дорожке (профилактика плоскостопия, полоса препятствий), 5 - 6 упражнений общеразвивающего игрового характера, имитация движений птиц, животных и т.д.

3 ч. Произвольная ритмическая гимнастика и игра малой подвижности (на внимание, осанку, дыхание).

Пальчиковая гимнастика - проводится для развития мелкой моторики рук.

 

VI. Создание условий для реализации раздела программы.

Физическое воспитание, которому в дошкольных образовательных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость), овладение физическими и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой и творческой личности.

Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор и размещение мебели, физкультурного инвентаря с учетом педагогических, гигиенических, эстетических требований, предъявляемых к ним, а также нормативных правовых актов.

Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психического и гармоничного развития детей, является организация режима дня. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей. В него входят условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Также учитывается продолжительность частей занятия, их особенности (труд, физическая культура и др.); используемые методы (активный, пассивный, наглядный и т. п.), плотность занятия, возможность обеспечить двигательную активность.

Следующим условием является организация правильного питания. Меню представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка. При составлении меню исходят из физиологических потребностей детей в различных пищевых веществах.

Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном использовании. Закаливание солнцем осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности. Начинают со свето - воздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к солнечным ваннам оголяют руки и ноги (на голове должна быть светлая шапочка).

Формирование культурно-гигиенических навыков. Детей учат чистить зубы, мыть руки и лицо, причесываться, самостоятельно и аккуратно есть, одеваться и т.д.

Физические занятия - это одна из форм систематического обучения детей физическим упражнениям, которые проводятся 3 раза в неделю. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Утренняя гимнастика - включает в себя упражнения, разученные на физкультурных занятиях и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки, как на месте, так и с продвижением, общеразвивающие и танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Физкультминутка используется на занятиях для снятия напряжения.

Подвижная игра - сознательная и активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, связанные с правилами игры.

Физкультурные досуги и праздники - включают в себя знакомые подвижные игры, физические упражнения, аттракционы, элементы танцев, игры с пением, хороводы, ритмическую гимнастику.

Помещения для занятий должны содержаться в чистоте и порядке. Они тщательно проветриваются: форточки остаются открытыми во время занятий. Температура в зале +16, +18. Перед каждым занятием делается влажная уборка. Пособия и игрушки должны соответствовать по своему устройству, размером и массе возрасту детей, их подготовленности, обеспечивать безопасность. Для занятий физической культурой дети переодеваются в специальную форму. Их обуви рекомендуются чешки (в помещении), можно заниматься и босиком (в помещении с теплым полом). Физкультурные уголки с разными пособиями и атрибутами. Таким образом, создавая для ребенка условия, способствующие функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким, выносливым, обладающим высокими защитными способностям.

 

VII. Контроль и коррекция результатов.

 

Период дошкольного детства - наиболее важный, в становлении двигательных функций ребенка. Поэтому необходима система контроля физического развития физической подготовленности и работоспособности детей. Детям следует создавать такие условия в которых его физические способности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, критерий его состояния здоровья, уровни физической подготовленности и двигательной активности.

Показатели физического развития детей 3 - 4 лет.

 

Показатели физического развития.

Возраст

3

Возраст

4

Масса тела (кг);

Длина тела (см);

Окружность грудной клетки (см);

девочки

 

Масса тела (кг);

Длина тела (см);

Окружность грудной клетки(см)

мальчики

 

 

О пропорциональности можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов:

ИТ = масса : рост2

Оценка здоровья детей.

 

№ п\п

Ф.И. ребенка

Группа здоровья

Физкультурная группа

Плоскостопие

Нарушение

осанки

Прочие

заболевания

 

 

 

 

 

 

 

 

Для характеристики физического развития и состояния здоровья детей ДОУ используют основные показатели:

Показатели здоровья детей (ПЗ).

ПЗ = число детей I группы здоровья: число детей III, IV, V группы здоровья × 100%.

Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО)

ПЭО = [(п1-п2) : п1] × 100% ; где п1 - число часто болеющих детей, взятых на учет; п 2 - их число через год после оздоровления.

 

Содержание контроля.

 

Виды текстов.

Содержание исследования.

Специалист.

1. Антропометрические исследования.

2. Стоматоспотические показатели.

3. Физические качества.

4. Двигательные умения и навыки.

 

5. Волевые качества.

Длина, масса тела, окружность головы, грудной клетки;

Стопа, осанка, жироотложение;

Сила, ловкость, гибкость, выносливость,

быстрота;

Сформированность двигательных навыков при выполнении основных

движений.

Смелость, решительность, настойчивость,

проявляемые в подвижных играх, физических упражнениях.

Медицинский работник;

Хирург;

Воспитатель;

 

 

Воспитатель;

 

Воспитатель;

 

Медико-педагогический контроль осуществляется не только на физкультурных занятиях, о и при проведении игр или упражнений, выполняемых на прогулке.

Внешние признаки утомления.

 

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка.

Степень утомления.

Степень утомления.

 

1. Окраска кожи лица, шеи.

 

2. Потливость.

 

3. Дыхание.

4. Движения.

 

 

 

 

5. Самочувствие.

Небольшая

Незначительное покраснение лица, выражение спокойное.

Незначительная.

 

Несколько учащенное, ровное.

Бодрые, задания выполняются четко.

 

 

 

Хорошее, жалоб нет.

 

Средняя

Значительное покраснение лица, выражение напряженности.

 

 

Выраженная потливость лица.

 

Резко учащенное.

 

Появляются

дополнительные движения.

Жалобы на усталость, отказ на дальнейшее выполнение заданий.

 

Коррекционная или профилактическая физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с детьми 3 - 4 лет.

 

Формы.

Содержание.

1. Физические упражнения.

 

 

 

 

2. Гигиенические и водные процедуры.

 

3. Свето - воздушные ванны.

 

4. Активный отдых.

 

5. Обеспечение здорового ритма жизни.

6. Профилактика заболеваний.

 

Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультминутка элементы дыхательной гимнастики, упражнения на профилактику плоскостопия и улучшения осанки; пальчиковая гимнастика.

Умывание, мытье рук, обеспечение чистоты помещения, мытье ног летом;

Проветривание помещений (в том числе и сквозное), сон при открытых форточках (в теплое время года);

Прогулки на свежем воздухе, развлечения, праздники, дни здоровья, каникулы;

Режим дня;

Витаминотерапия (ревит), витаминные чаи, луко и чесноко-терапия, кварцевание, чесночный "медальон", прививка против гриппа;

 

В конце года проводятся итоги оздоровительной работы с детьми 2 младшей группы и сравнивается с показателями прошлых лет.

Анализ заболеваемости детей 2 младшей группы.

 

Группы.

2008 г.

2009 г.

1. ЧБД

2. Длительно болеющие дети.

3. Неболеющие дети.

4. Эпизодические болеющие дети.

Кол-во детей. %

Кол-во детей. %

 

Необходимое условие успешной работы по оздоровлению детей 3-4 лет является взаимодействие с семьей.

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование.

2. Памятки (в родительском уголке).

3. Родительские собрания.

4. Групповые и индивидуальные беседы.

5. Дни открытых дверей (с показом физкультурных занятий).

6. Совместные мероприятия (праздники, развлечения).

7. Консультации.

8. Семинары- практикумы.

 

VIII. Планирование работы.

Оздоровительная работа с детьми 3 - 4 лет.

 

Виды оздоровительных мероприятий.

Система работы во II младшей группе.

1. Утренняя гимнастика.

 

 

 

2. Физкультурные занятия.

 

3. Прогулка.

 

 

4. Проветривание.

 

5. Воздушные ванны после сна.

 

6. Обширное умывание.

7. Ходьба босиком по ребристой доске.

8. Самомассаж.

 

 

9. Пальчиковая гимнастика.

 

10. Профилактика заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, грипп).

Ежедневно, продолжительность 5-6 минут, с использованием показа педагога, имитационными движениями, с элементами коррегирующей и дыхательной гимнастики.

2 занятия в неделю в зале, 1 на воздухе, продолжительностью 15 минут.

Ежедневно не менее 2,5 - 3 ч, прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -150C и скорости ветра более 15 м/с.

Ежедневно, понижение температуры до 18-200C в группе, до 16-170C в спальне.

t воздуха снижается путем проветривания до +160C.

Ежедневно, руки до локтя, лицо.

Ежедневно 2-3 раза.

Ежедневно, поглаживание и постукивание ступней, поглаживание рук, шеи, живота.

 

Ежедневно.

 

Ноябрь-февраль, витаминотерапия, луко-чесноко терапия, чесночный "медальон".

 

Перспективное планирование физкультурных досугов.

 

Месяц.

Тема досуга.

Цель.

Содержание и приёмы организации работы.

Январь.

"Веселые зайчишки"

Активизировать детей на игры. Создать радостное настроение.

1. Игровая ситуация. В гости приходит Зайчик.

2. Мотивация. Прогулка в лес.

3.Подвижные игры:

а) "Зайка беленький сидит".

б) " Пробежим по дорожке".

в) "Кто быстрее".

г) "Лиса и зайцы".

Февраль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март.

В гостях у сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультурный досуг с Петрушкой.

Создать у детей интерес и желание играть с персонажами знакомых сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заинтересовать детей и вызвать желание играть с Петрушкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Игровая ситуация.

2. Мотивация. В гости к персонажам сказки "Теремок."

а) Разные виды ходьбы и бега.

б) П/и"Теремок".

В) П/и"Лиса и зайцы."

Г) П/и"Волк и зайцы."

3. Сюрпризный момент.

 

 

 

1. Игровая ситуация.

2.

* Игровое задание.

* Ритмические движения.

* Эстафета"Докати мяч до обруча."

* П/и"Кто быстрее возьмёт погремушку." *Игровое упражнение"Кто быстрее соберёт ягоды."

* П\и "Зайка". 3. Сюрпризный момент.

 

X. Список литературы.

1. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг в ДОУ компенсирующего вида. М.-2007.

2. //Детский сад и семья – под редакцией Т.А. Марковой М ., -1986.

3. //Инструктор по физкультуре в ДОУ- 2008.

4. Кенеман А.В, Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.,-1972.

5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М., -2008.

6. Кулик Г.И., Сергиенко Н.И. Школа здорового человека- ТЦ Сфера -2006

7. Лысова В.Я. Яковлева Т.С. Зацепина, М.Б. Воробьева О.Ч. Спортивные праздники и развлечения- М.,-2000.

8. //Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Гербовой В.В. Комаровой Т.С.,М., -2005.

9. Махачева М. Д. Воспитание здорового ребенка. - М., -2000.

10. Островская Л.Ф.Пусть ребенок растет здоровым! М., -1979

11. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду -. М., -1986.

12. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду-. М.,-2009

13. //Программа воспитания и обучения в детском саду- под редакцией Васильевой М.А. Гербовой В.В. Комаровой Т.С.

14. Прищепа С.С. - Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.,-2009

15. Рунова М.А. - Двигательная активность ребенка в детском саду-. М., -2007

16. Сундукова А.К., Калайтанова Г.Н., Майчурова Е.В. - Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ АРКТ-, - 2008

17. Тарасова Т.А. -Контроль физического состояния детей дошкольного возраста- М.,-2005

18. Тонкова Р.В. Яшпольская, Черток Т.Я. -Воспитателю о ребенке дошкольного возраста- М.,-1986

19. //Физкультурный досуг-2006-№2.-с.123

20. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье- М.,-2005.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ Метод обучения - это способ взаимодействия педагога с обучающимися, в результате которого...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Методическая разработка «Киноплёнка» по развитию связной речи детей среднего дошкольного…

Методическая разработка «Киноплёнка» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с элементами технологии «Сторителлинг» В современном мире к человеку предъявляются...

Читайте также

Люби и знай свой край!

Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Вред интернета для детей

Вред интернета для детей Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего...