План - конспект комплексного занятия по физической культуре с элементами экологии для подготовительной к школе группы
Тема: «Роль пчелы в жизни человека»

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения пчеловодства, с пчелой-плотником, занесённую в Красную книгу России, с продуктами пчеловодства и их пользой, закрепить и обобщить знания детей о пчеле.

Упражнять детей в беге змейкой, лазании по гимнастической лестнице, прыжках на одной ноге. Развивать быстроту, ловкость.

Воспитывать интерес к жизни насекомых (пчёл), бережное отношение к редким видам.

Оборудование: 2 дуги, обручи, гимнастическая лестница, картинки с изображением медоносных растений, слайды «Пчела среднерусская», «Пчелиные соты», «Пчела-плотник», «Улей», «Пасека», «Пчеловод» ; искусственные цветы, продукты пчеловодства (мёд, прополис, воск), восковая свеча, зубная паста с прополисом, пряник медовый, торт «Медовик».

Место проведения: спортивный зал.

 

Ход занятия

I часть

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В цветок опустит хоботок-

Сосёт душистый сладкий сок.

А после в улей принесёт

Прозрачный, ароматный мёд,

Хоть и не зла, но как игла

Кольнёт обидчика … (пчела)

Предлагаю отправиться на луг в гости к пчеле и узнать о её жизни более подробно, а также поиграть в игры, провести эстафеты и послушать стихи. А сейчас - разминка.

Ходьба в колонне по одному, на носочках, бег с высоким подниманием колена, с остановкой по сигналу, врассыпную. Ходьба, упражнения на восстановление дыхания.

Комплекс ритмической гимнастики

1 Круговые вращения головой в правую и левую стороны.

2 Поочерёдное вытягивание рук вперёд, коснуться правой рукой,   согнутой в локте, левого плеча, левой рукой- правого плеча.

3 Выпады вперёд, руки вытянуть в стороны.

4 Лёжа на правом боку, махи левой ногой вверх, затем, лёжа на левом боку- махи правой ногой.

5 Стоя на четвереньках, вытянуть правую руку вперёд, затем левую

6 Сидя на полу, наклоны туловища вперёд, руками коснуться пола.

7 Прыжки на двух ногах вправо-влево.

8 Ходьба на месте.

9 Упражнения на дыхание.

Все упражнения выполняются по 8 раз.

 

II часть

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о пчеле? (ответы детей) Показ слайда «Пчела среднерусская»

Вопросы к детям: Это птица или насекомое? Чем питается? Какую пользу приносит? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает).

 

I Эстафета «Сбор пыльцы»: пролезть под дугу (вылететь из улья), пробежать змейкой между кеглями, взять картинку с изображением медоносного растения и бегом вернуться обратно.

Рассматривание картинок, выбранных детьми и беседа о них.

Воспитатель: Ребята, как называется домик, где живёт пчела? (ответы детей) Показ слайда «Улей»

- Пчёлы не всегда жили в ульях. Давным-давно дикие пчёлы жили в дуплах деревьев, оттягивали соты из воска и заполняли их мёдом (показ слайда «Пчелиные соты»). Дикие пчёлы и сейчас живут в природе. Так, в нашем районе обитает пчела- плотник. Она занесена в Красную книгу Волгоградской области как редкий вид, поэтому пчелу-плотника надо охранять.

Слайд «Пчела - плотник». – Тело у пчелы чёрное, усики красноватые, крылья тёмные, с фиолетовым отливом. Живёт в сухостойных или старых деревьях, выгрызает в древесине удлинённые полости. Летает с мая по сентябрь. Питается нектаром и пыльцой цветущих растений.    

В старину люди находили в лесу дупла с пчёлами, залезали на дерево и срезали соты с мёдом. Человека, который занимался добычей мёда диких пчёл, называли бортником.

 

II Эстафета «Кто быстрее влезет на дерево за мёдом» (залезть на гимнастическую стенку, коснуться картинки с изображением дупла)

Воспитатель: Позднее человек стал строить домики для пчёл (ульи), ухаживать за ними, разводить. Ведь чем больше пчёл- тем больше они дадут мёда.

Пчёлы живут семьями. В каждой семье есть пчела- матка (царица), рабочие пчёлы, пчёлы-папы (трутни). Рабочая пчела занята разной работой: чистит соты, кормит молодых пчёлок, охраняет улей, приносит   цветочную пыльцу, из которой получается мёд.    

Мёд бывает подсолнечный, липовый, гречишный. Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)

Пчелиный мёд очень полезный и вкусный продукт, в нём много витаминов и других веществ, необходимых человеку. Мёд добавляют в кондитерские изделия( торты, пряники). Кроме мёда человек получает от пчелы воск. Он используется в медицине, в косметике (добавляют в крем), делают из воска свечи. Ещё один продукт пчеловодства – прополис - клейкое душистое вещество, которым пчёлы заделывают щели в улье. Прополис убивает бактерии, обладает лечебными свойствами, используется в медицине. Его добавляют в зубную пасту.

 

III Эстафета «Найди продукты пчеловодства»: из различных предметов выбрать восковые свечи, зубную пасту с прополисом, медовый пряник, бочонок с мёдом, торт- медовик, прополис, воск.

Воспитатель: Место, где находятся много ульев с пчёлами, называется пасека, а человек, разводящий пчёл - пчеловод. (показ слайда «Пчеловод»).

Он надевает специальную одежду: халат, сетку, чтобы пчёлы не ужалили.

А где, кроме луга, вы можете увидеть пчелу? ( На клумбе, в саду, на огороде- на цветущих растениях, которые пчела опыляет).

Чем опасна пчела для человека? ( может ужалить)

 

- Ребята, послушайте два стихотворения:

1. Села в полдень искристый пчёлка в клевер душистый.

Снял шалун колпачок и накрыл им цветок.

«Ж-ж!» - пчёлка мальчонку укусила в ручонку.

«Не ломай мой цветок, дай собрать мне медок,

Им ведь всех и тебя угощать буду я!»

 

2. Залетела к нам пчела,

У оконного стекла

Кружится, старается, Улететь пытается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду!

Беседа о стихотворениях.

Воспитатель: Если вас ужалила пчела надо сказать об этом взрослому. Он вынет жало. Место укуса может распухнуть, но через несколько дней это пройдёт. Если человека укусит много пчёл сразу, это может быть опасно для жизни. Поэтому рядом с пчёлами надо быть осторожным:

- Не брать пчелу в руки.

- Не подходить близко к пчелиным ульям.

- Не махать руками.

- Осматривать одежду после прогулки по саду.

Подвижная игра «Цветы и пчёлы»: дети изображают пчёл, которые под музыку бегают врассыпную. Когда музыка заканчивается, дети становятся в обручи, где лежат искусственные цветы( пчела прилетела на цветок). Обручей меньше, чем детей. Оставшиеся без цветка(обруча) пчёлки из игры выбывают.

 

III часть

Словесная игра «Продолжи предложение»: воспитатель бросает ребёнку мяч, говорит начало предложения, а ребёнок продолжает предложение и бросает мяч обратно.

Пчела- это…

Улей- это…

Бортник –это…

Пасека- это…

Семья пчелы состоит из …

Пчела даёт человеку…

Итог: Вопросы к детям:

Что узнали нового о пчеле?

Какие новые слова запомнили?

Что вам понравилось сегодня делать?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Для чего нужны банки?

Для чего нужны банки? Не каждый родитель сможет объяснить своему ребенку, что такое финансы и как ими управлять. Взрослые знают, что...

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь»

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь» Средняя группа Дети под музыку входят в зал. Вед. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если...

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...

Читайте также

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного…

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...