Конспект опытно – экспериментальной деятельности по теме: «Север» 

 

Цель: Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Развитие  представлений о явлениях неживой природы.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приемы

- Показ;

- Художественное слово;

- Вопросно-ответные приемы;

- Поисково-познавательные.

Словарная работа: Поземка, вьюга, буран, студеная, лютая, «мороз щиплет».

Дидактический наглядный материал:

Иллюстрации северного пейзажа, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца, пищевые красители, молоко 2,5 % жирности, пипетки, палитра, моющее средство.

 

Ход занятия

Воспитатель спрашивает: уже несколько недель мы с вами знакомились с регионом нашей страны, каким?

Ответ детей: о севере.

Воспитатель: молодцы.

А сейчас послушайте стихотворение «Все покрыто серебром».

Как вы думаете, что за тройка скакунов в санях?

Назовите зимние месяцы?

Ребята, какие вы зимние явления знаете?

Как вы думаете, что такое позёмка?

Посмотрите я сегодня вам принесла волшебную коробку, которую нам прислал профессор с севера, для того что бы мы с вами могли лучше узнать о сказочной стране.

Я сейчас каждому из вас положу немного снега, посмотрите какой он?

(Белый, пушистый, мягкий, холодный.)

Молодцы! А теперь  вам раздам по несколько кусочков льда, опишите какой он?

(Гладкий, твердый, холодный, прозрачный.)

1 опыт. Что тяжелее лед или снег

Перед детьми стоят емкости с водой, снег и лед.

Ребята возьмите ложкой снег и положите его в тарелку с водой.

Что произошло со снегом?

Ответы детей:

Снег постепенно тает и тонет.

Воспитатель:

Правильно, значит, какой вывод можно сделать?

Дети:

Снег – это вода, он превратился в воду и он тяжелее воды.

Воспитатель:

А сейчас положите в воду лед. Что с ним происходит?

Дети: лед постепенно тает, но не тонет.

Воспитатель: смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а ещё у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.

Упражнение «Назови действие»

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать снежок, и говорить предложение, а вы должны назвать как можно – больше слов – действий.

Зимой метель что делает? (Метет.)

Из снежной тучи снежинки что делают? (Падают, летят, кружатся.)

Мороз щёки и нос …

Зимой снег всё вокруг….

Иней на ветвях деревьев…

Молодцы, вы все хорошо справились.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Льдинки, ветер и мороз».

Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, а другой – вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь – динь!» по моему сигналу «Ветер!» все разбегаются в рассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построится в круг вокруг своей снежинки, и взяться за руки.

Опыт № 2 «Северное сияние»

Мы много с вами читали о севере. И всем вам больше всего понравилось северное сияние. Но мало кто знает, что северное сияние можно получить в домашних условия. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние.

Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.

Воспитатель:

Молодцы ребята, у вас на столе стоят емкости с пищевым красителем, но фиолетовый краситель я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет?

Рассуждения детей.

Воспитатель: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью пипетки те цвета, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового  цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.

Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета?

Ответы детей: красный и синий.

Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно пипеткой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии

И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня.

Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.

Далее идет наблюдение детей за реакцией.

Итог занятия

Дети высказывают свои мысли, свои эмоции, подходят к друг другу смотрят, что получилось у других детей. Делаю вывод, что все северные сияния разные, не похожи друг на друга. Повторяют и зарисовывают последовательность опыта.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке» (Первая младшая группа) Цель: формирование умения узнавать и называть домашнее животное, выделяя характерные особенности: пушистый...

Читайте также

Театрализованная деятельность в ДОУ

Театрализованная деятельность в ДОУ Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство...

Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего возраста №13…

Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего возраста №13 общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год

Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию

Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию Название уголка: «Весёлые кляксы». Название группы, возрастная категория детей: Группа раннего возраста №2 «Светлячки». Цель: формирование творческого потенциала...