Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему:
«Ветер, ветер, ты могуч...»

 

Цель: Закрепить знания детей о ветре, причинах его возникновения, роли в жизни человека.

Предварительная работа :

– Изготовление небольших корабликов с парусами (использовать бумагу, природный и бросовый материал);

– На прогулках обращать внимание детей на то почему качаются деревья, шелестят листья, поднимается в воздухе пыль и т. д. (ход прогулки смотрите ниже).

Чтение: отрывок из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», А.С.Пушкин «Сказки о царе Салтане...», отрывки из сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

Оборудование и материалы: вентилятор, тележка игрушечная, бумажные полоски, воздушные шарики.

 

Ход занятия

I. Дети сидят в круге . Приветствие, традиционные вопросы, пожелание хорошего настроения.

Влетает Карлсон:

- Привет, ребята! (садится к детям на ковер).

- Я вам шарик принес (протягивает детям не завязанный шарик, отпускает его, шарик улетает). Ну да ладно, пусть летит.

- Я слышал, вы сегодня о ветре будете говорить. Ветер - мой лучший друг, я только что с ним расстался. Еле долетел к вам, он мне прямо в лицо дул. А как вы думаете, я умею ветер делать? (ответы детей.)

- Правильно. На спине у меня есть замечательная штука... пропеллер называется. И моторчик есть, я моторчик включаю, пропеллер вертится, воздух движется, ветер дует.

- А это что? (Подходит к вентилятору.) Может это пропеллер вашей воспитательницы? Наверное, она от вас улетает отдохнуть на крышу, когда вы плохо себя ведете?

Давайте посмотрим, как он работает.

 

Эксперимент 1.

Включает вентилятор.

- Подставьте свои полоски, что происходит? Почему полоски двигаются? (ветер) - А если выключить? (предположения детей). Давайте проверим.

Выключает вентилятор.

Почему полоски перестали двигаться? (ветра нет.)

- Откуда же вдруг у нас тут появился ветер? (вентилятор крутится, воздух движется, получается ветер.) А как еще можно ветер сделать? (подуть, помахать веером, руками, платочками и т.д.)

Давайте в игру сыграем:

Когда я говорю: «Воздух двигайся, ветер приходи», вы дружно делаете ветер, когда говорю: «Воздух стой, ветер уходи!», все замирают. А получился ли у вас ветер, я буду проверять вот этим предметом – флюгер называется, у меня такой на крыше есть. Может кто-нибудь знает, для чего он нужен? (ответы.) Когда дует ветер, он поворачивается, и показывает, откуда ветер дует. Если ветра нет, флюгер не движется, и я спокойно могу долететь туда, куда мне нужно.

Проводится игра «Ветер приходи и уходи»

А это что за замечательная машина у вас? А она умеет двигаться?

- А что будет, если на эту машину поставить вентилятор? (ответы и предположения детей.)

 

Эксперимент 2.

Вентилятор крутится, толкает воздух назад, но и воздух в долгу не остается, он в свою очередь толкает вентилятор и машину вперед. Так же работает и пропеллер у самолета. Так же двигался и шарик, который я вам принес.

Воспитатель: Послушай, Карлсон, у нас сегодня работает много центров активности, где дети смогут больше узнать о твоем лучшем друге - ветре, оставайся с нами и помоги, если сможешь.

 

II. Работа детей в центрах активности

Центр математики (оборудование):

– математические карточки по теме ветер, море, корабли (соединить по цифрам, по точкам, закрасить и получить изображение).

Игры: «Колумбово яйцо», «Танграмм», схемы

Центр грамоты (оборудование):

– слова (ветер, буря, вентилятор, флюгер, воздух, воздушный шар и др.);

– буквы пластмассовые, магнитные;

– газеты (для вырезания букв), ножницы, клей, ½ листа А4.

Игры: «Четвертый лишний со словами».

Центр искусства (оборудование):

– схемы изготовления вертушек, веера, корабликов;

– цветная бумага, белая бумага, картон, клей, природный материал, краски, кисточки и др.

Центр экспериментирования (оборудование):

– пустые бутылки, трубочки, вата, перья, вода, листы А4, простые карандаши (для зарисовки опытов).

Центр воды и песка (оборудование):

– три таза с водой, краски по цвету морей, кораблики из различных материалов (можно использовать уже сделанные, или использовать бросовый материал).

Центр кулинарии (оборудование, продукты)

– нож, доски, фартуки;

– булка, масло, сыр, помидор, вареные яйца;

«Рецепт изготовления бутербродов «съедобные кораблики».

Центр строительства:

– схемы построек домов, кораблей, крупный строитель, флюгер.

Центр книги (оборудование):

– «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен — чтение отрывков:

– иллюстрации к сказкам по теме.

Центр настольных игр (оборудование):

–  пазлы, мозаики, разрезные картинки по теме.

 

III. Подведение итогов (второй круг)

Дети рассказывают Карлсону, что делали в центрах, показывают свои работы, рассказывают о проведенных опытах, как они делали моря. И рассказывают, как без флюгера можно увидеть — есть ветер на улице или нет.

Карлсон: «Вот здорово вы мне все рассказали, а у меня для вас подарочки (дарит всем детям воздушные шарики).

Во время работы в центрах можно использовать музыку для фона.

 

Ход прогулки

(предварительная работа)

– Дети, сейчас я загадываю вам загадку об одном невидимке, а вы постараетесь отгадать:

«Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можете отгадать?»

– Правильно, ветер.

– Дети, а что ветер умеет делать? (ответы детей.) Правильно! Ветер может шуметь, гудеть, свистеть, качатьдеревья, шелестетьлистьями, завывать, унестишапку, налететь, освежить, закружить, подниматьпыль, песок, кружитьснежинки, гнатьволны. Да, дети, ветер многое умеет делать.

– Может ли он навредить человеку (ответы детей). Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает машины.

–  А как ветер помогает нам? (ответы детей.) Надувает паруса, вертит крылья мельниц, переносит семена деревьев и цветов, из них вырастают новые цветы и деревья.

– Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Ветер, ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого! ( А. Пушкин.)

– А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер (обсуждаем вместе с детьми) - сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, жаркий, незаметный.

Прислушайтесь! Услышали его, да? Посмотрите вверх, вот он на макушках деревьев. Поднимитесь на носки, посмотрите, как от ветра зашелестели листья. Увидели его? Еще раз поднимитесь на носки, руки вверх, подождите. Почувствовали руками ветер, да? Продолжаем разговаривать с ветром. Поднимаем руки вверх, ладони внутрь держим ветерок внутри ладошки и прикладываем руки к щекам. Поворачиваем голову вправо, влево. Чувствуете, как ветер гладит ваши щечки? Машем руками вправо, влево, вперед, назад. Прислушайтесь, как ветер разговаривает с каждым из вас. Махи ногами вперед, назад, в сторону. Слышите, как ветер пробежал по ногам. Посильнее взмахиваем — и ветер побежал быстрее. Присядем, и опять ветер с нами приседает. Что-то он нам нашептывает. Прислушайтесь! Он нам принес красивую коробочку, хочет с нами поиграть (из красивой коробочки достаем колечки с полоской тонкой ткани). Приглашает ветер побегать с колечками — медленно, быстро.

– Дети давайте теперь мы предложим ветерку поиграть с нами. П\и «Пилоты». Вот кто постоянно разговаривает с ветром — пилоты, которые водят самолеты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Конспект досуга по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе…

Конспект досуга по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе Тема: «Мое родное Подмосковье» Цель: Формировать у детей чувства любви и гордости...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к школе группы на основе сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда» Цель: развитие эмоциональной...

Конспект занятия по познавательному развитию (младшая группа). Тема: Приключения в…

Конспект занятия по познавательному развитию (младшая группа) Тема: Приключения в лесу Программное содержание: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг...