Экспериментально-образовательная совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Гранит – вопросы и ответы»

 

Цель: дать детям знания о граните, провести ряд опытов с этим камнем;

Образовательные задачи:

- познакомить детей с камнем «гранит», с его названием;

- познакомить детей с историей возникновения и разрушения гранита;

- познакомить детей с областями применения гранита – в строительстве, культуре, медицине;

- учить детей обобщать полученный опыт и делать выводы;

- формировать у детей представления о свойствах гранита;

Развивающие задачи:

- формировать устойчивый интерес и любознательность ко всему, что нас окружает;

- развивать сенсорные чувства: зрительные, тактильные;

- развивать пассивный и активный словарь детей: земная кора, магма, вулкан, горная порода, памятник;

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание участвовать в опытах, фиксировать результаты своих наблюдений;

- воспитывать чувство коллективизма, умение действовать сообща;

Предварительная работа:

- собирание камней детьми вместе с родителями;

- создание коллекции гранитов;

- оформление в группе «Музея гранита»;

- подготовка фотоматериалов;

- создание презентации о граните;

Материалы и оборудование:

- увеличительные стекла на каждого ребенка;

- емкости для воды;

- кусочки поролона;

- известняк или кирпич;

- деревянные бруски;

- молоток;

- альбом для фиксирования опытов.

 

Ход экспериментально-образовательной деятельности:

1. Вводная часть

- Загадка

Мы нашли их на дороге,

Там их было очень много.

Сейчас музей их наш хранит –

Гордый камень под названием … /гранит/.

- Показ презентации.

- Рассматривание камней.

2. Основная часть

Объяснение названия «гранит»

Гранит получил свое название от латинского слова - granitio, буквально - зернистый. Есть еще одно слово, похожее на «гранит». Это фрукт – гранат. Русское название «гранат» произошло от латинского granatus (зернистый).

Как рождается гранит?

Среди многих горных пород основную группу составляют породы, рожденные в результате мощнейших извержений вулканов. Потом эти породы застывали в земной коре и на поверхности под воздействием воды, ветра, дождя, снега и т.д.

а) Горячая магма поднимается из глубин Земли.

б) Застывшая магма появляется на поверхности Земли.

- Какие минералы входят в состав гранита?

Гранит состоит из трех главных минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Они входят в состав гранита в равных количествах.

Разные цвета гранита

Самый распространенный – серый гранит, однако встречается и красный, розовый, оранжевый, голубовато-серый, голубовато-зеленый.

Свойства гранита

- Долговечность.

Гранит начинает разрушаться не ранее, чем через 500 лет, поэтому его нередко называют «вечным» камнем;

- Как же все-таки разрушается гранит?

Днём гранитные скалы сильно нагреваются лучами солнца, а ночью быстро остывают. От этого на граните образуются трещины. После дождя или при таянии снега вода проникает в трещины и постепенно размывает их. Зимой вода, попавшая в трещины гранита, замерзает и раздвигает трещины. И вот от гранитных гор начинают откалываться куски. Они скатываются один за другим вниз. Потоки и ледники измельчают куски гранита, они становятся всё меньше. Перетираясь, крупинки кварца образуют кварцевый песок. Полевой шпат и слюда превращаются в глину. Отсюда появляются огромные массы песка и глины, которые мы всюду встречаем в природе. В течение миллионов лет песок и глина образуются при разрушении гранита.

- Прочность.

Гранит очень плотный и прочный камень.

- Устойчивость к воздействию дождя, снега и ветра.

Гранит — идеальный камень для отделки зданий.

- Устойчивость к воде.

Гранит не впитывает воду. Поэтому гранит прекрасно подходит для набережных рек.

Применение гранита

- Строительство.

Гранит — очень красивый материал. Разные цвета гранита могут создать удивительный узор.

- Полы, лестницы.

Гранит очень долго не стирается. Даже если по лестнице за год пройдет 1 миллион человек, то ступени останутся целыми.

- Брусчатка для мостовых.

Гранит применяется в местах, где необходима большая «выносливость».

- Памятники – древние и современные

- Метро.

Многие станции метро украшают разными видами гранита.

- Лечебные свойства гранита.

В старину из гранита строились бани для царской семьи. Сейчас тоже используют нагретые камни для лечения.

3. Практическая часть

- Опыт первый «Почему «гранит» назвали «гранитом»?»

Взять образец гранита, рассмотреть его в лупу, потрогать на ощупь, определить зернистую поверхность камня; потрогать поверхность стола, заметить разницу; предложить детям определить с закрытыми глазами, где гранит, а где деревянные бруски.

Вывод: гранит имеет зернистую поверхность.

Фиксирование опыта: зарисовка в альбом.

- Опыт второй «Бывает ли разноцветный гранит?»

Взять несколько образцов гранита, рассмотреть поверхность, найти одинаковые черты, определить сходство, найти различия по цвету.

Вывод: гранит имеет разную окраску.

Фиксирование опыта: зарисовка в альбом.

- Опыт третий «Плавает ли гранит?»

Погрузить образец гранита в воду; гранит сразу опускается на дно.

Вывод: гранит не держится на воде, значит он тяжелее воды.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт четвертый «Впитывает ли гранит воду?»

В емкость с водой положить кусочек поролона, посмотреть, как он впитывает воду и погрузится в воду. Потом достать гранит и поролон, положить их на салфетку, подождать, когда стечет вода с гранита.

Вывод: гранит быстро высох, а с поролона еще долго будет стекать вода, значит, гранит не впитывает воду.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт пятый «Можно ли расколоть гранит?» (опыт проводится на улице, во время прогулки).

Берем наиболее крупные экспонаты гранита, фиксируем, и педагог стучит по граниту молотком; гранит не раскалывается. Берем известняк или образцы кирпича, тоже фиксируем, и педагог стучит по образцам молотком; от образцов начинают откалываться куски.

Вывод: гранит очень прочный камень.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт шестой «Нагревается ли гранит?»

Опыт состоит из 2-х частей:

I. Положить образец гранита на подоконник под солнечные лучи. Через некоторое время потрогать образец. Та часть гранита, которая была обращена к солнцу, нагрелась, другая же часть, которая оставалась в тени, осталась прохладной.

II. Положить образец на батарею. Через некоторое время потрогать образец. Гранит оказался более теплым той стороной, которая была ближе к батареи.

Вывод: гранит нагревается и от солнца, и от других источников тепла

Фиксирование 2-х частей опыта: схематичная зарисовка.

4. Заключительная часть

- Показ презентации о граните (дети рассказывают, что они узнали о граните);

- Рассматривания альбома наблюдений и опытов. Дети рассказывают о том, как проводились опыты и что они узнали в результате этих опытов;

- Экскурс по «Музею гранита». Проводят экскурсию дети. Экскурсию можно провести как для детей параллельных групп, так и для родителей.

 

Список источников:

  1. http://byaki.net/eto_interesno/44245-istoriya-grom-kamnya.html
  2. http://profgranit.ru/materials/granit/
  3. http://granitpro.com.ua/plitka.html
  4. http://transmaister.ru/granitland.php
  5. http://граниты.рф/
  6. http://hphsc.narod.ru/minerals/tainy/tainy002.html
  7. Атлас динозавров, минералов и ископаемых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004. – 96 с.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем…

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем права» Актуальность реализации проекта: «Я имею право быть черным и белым. Я имею...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика»

Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика» (Средняя группа) Содержание рабочей программы кружка «Математическая сенсорика» Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Весёлый колобок

Весёлый колобок Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Младшая группа. Тема: «Весёлый колобок». Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных...

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...