Опытно - экспериментальная совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
«Свойства магнита»

Образовательная область: «Познание».

Цель: Расширение кругозора дошкольников по теме «Магнетизм».

Задачи.

Образовательные:
1. Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм». Обратитьвнимание на понятия магнитные силы, магнитное поле, магнит. Дать детям представление об основных видах магнитов, а также о ферромагнитах, диамагнитах и парамагнитах.

2. Формировать у детей представление о свойствах магнита. Создать условия для отбора детьми информации о магнитах, помочь детям заметить уникальность его свойств. Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации путём проведения опытов и экспериментов с магнитами.

5. Познакомить с историей открытия магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнитов человеком.

6. Учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.

7. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.

8. Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.

9. Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания:

притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле, северный полюс магнита, южный полюс магнита, постоянный магнит, временный магнит, электричество, электромагнит, компас.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

2. Развивать грамотную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствоватьвоспитанию уважительного отношения к сверстникам во время работы групповой и подгрупповой форм работы.

2. Воспитывать чувство коллективизма.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа.

1. Беседа о явлении магнетизма, видах и свойствах магнита, истории открытия магнита, способах его добычи и использовании в жизни человека.

2. Чтение. М. Константиновский. Почему Земля магнит. Журнал «Смешарики». Магнетизм.

3. Просмотр видеоматериалов на интерактивной доске. Документальный фильм. Прозрачный магнит. Мультсериал«Фиксики». Магнит. Мультсериал «Компас и будильник». Магнит. Мультжурнал «Светлячок». Выпуск 2.

Оборудование и материалы. Магниты разной формы.Варежки с вшитыми магнитами для организационного момента.Металлические предметы: скрепки, булавки, кнопки, гвозди. Набор предметов из разных материалов. Железный порошок. Пластиковые крышки. Тазик с чечевицей. Стакан с водой. Картон. Деревянные фигурки. Металлические шарики. Карточки с лабиринтами. Заготовки для схем.

 

Ход занятия.

 

п/п

 

Этапы работы.

 

Содержание этапа

Образовательные

области

Формы организации

НОД

1

Организационный момент.

Обратить внимание детей на варежки, лежащие на столе в раздевалке.

Воспитатель примеряет варежки, проводит руками над столом и замечает, что скрепки, лежащие на столе, притянулись к рукам.

Обсуждение сложившейся ситуации.

Рассматривание и обследование варежки.

Варианты ответов детей.

Вместе с воспитателем дети приходят к выводу, что причина в магните, зашитом в варежку.

 

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Беседа.

Экспериментирование.

2

Постановка

целей и задач опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, с какими фильмами и книгами о магните они познакомились на прошлой неделе.

Воспитатель предлагает детям провести эксперименты с магнитами и проверить его свойства.

 

Речевое развитие.

Беседа.

3

Опытно-экспериментальная деятельность с целью определения свойств магнита.

Дети с воспитателем подходят к столу, где на подносе лежат разные виды магнитов и рассматривают их. Обращают внимание на то, что у некоторых магнитов концы окрашены в синий и красный цвета и подписаны буквами Nи S. Это северный и южный полюса. Учёные условились, что линии магнитного поля выходят из северного конца магнита и входят в южный конец магнита. У каждого магнита два полюса. Невозможно найти магнит с одним полюсом.

 

ОПЫТ№ 1

Убегающий магнит. Взять два магнита и соединить их. Если соединять концами с разными полюсами, они притянутся. Если соединять концами с одинаковыми полюсами, они оттолкнутся.

Индивидуальная работа за столом. Схема 1.

 

ОПЫТ№ 2

Сортировка предметов. На подносе разложены предметы из разных материалов. При помощи магнита разделить их на две группы: те, которые притягиваются магнитом, и те, которые не притягиваются магнитом. На схеме отметить материалы знаками «минус» и «плюс».

Притягиваются к магниту железо, кобальт и никель. Это явление хорошо заметно. Слабо притягиваются к магниту алюминий и жидкий кислород. Это явление не так заметно.

Отталкиваются от магнитов металлы (золото, серебро, медь, свинец); неметаллы (графит, вода); живые существа (растения, животные). Это явление заметить сложнее и только при действии очень сильного магнита.

Групповая работа за столом. Схема 2.

 

ОПЫТ№ 3

Магнитное поле. На пластиковой крышке рассыпан железный порошок. Под крышкой размещается магнит. Дети наблюдают за изменениями с порошком. Эти изменения показывают магнитное поле вокруг магнита.

Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается действие магнита на предметы.

Индивидуальная работа за столом. Схема 3.

 

ОПЫТ№ 4

Золушка. В тазике с чечевицей спрятаны булавки. При помощи магнита дети достают их из тазика.

Магнитные силы проходят через чечевицу.

Групповая работа за столом.Схема 4.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Воспитатель – «магнит». Дети – «предметы из разных материалов». Воспитатель называет материал, из которого сделаны дети. В зависимости от этого дети или «притягиваются», или «отталкиваются».

Групповая и индивидуальная работа.

 

ОПЫТ№ 5

Сухие руки. В стакане с водой находятся скрепки и гвозди. При помощи магнита их извлекают из воды, не замочив рук. Мокрые предметы кладут на салфетку.

Магнитные силы проходят сквозь воду.

Групповая работа.Схема 5.

 

ОПЫТ№ 6

Танец кнопок. На картоне расположены кнопки. Под картоном размещается магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопки.

Магнитные силы проходят через картон.

Подгруппы. Схема 6.

 

ОПЫТ№ 7

Силачи. На столе стоят деревянные фигуры. У детей в руках по два магнита. Один магнит находится под столешницей, другой – на ней. Движения нижнего магнита заставляют двигаться верхний магнит, сдвигая с места фигурку.

Магнитные силы действуют через дерево.

Индивидуальная работа.Схема 7.

 

ОПЫТ№ 8

Цепочка. К магниту прикрепляется скрепка. Через некоторое время к скрепке осторожно присоединяется вторая скрепка. Они примагничиваются.

Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Индивидуальная работа. Схема 8.

 

ОПЫТ№ 9

Кто сильнее? На подносе три вида магнитов: подкова, брусок, круглый магнит. На столе лежит линейка. Около линейки – металлический шарик. Магниты по очереди ведут вдоль линейки по направлению к шарику. Фиксируется с какого расстояния начинает работать магнит.

Самый сильный магнит в форме подковы. Его полюса расположены на разных концах и достаточно близко друг от друга. На втором месте – брусок. Его полюса чётко расположены по разным концам. Самый слабый – круглый магнит. Его полюса самые нечёткие, они рассеяны по окружности.

Групповая работа. Схема 9.

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

Просмотр опытов по магнетизму на интерактивной доске.

 

ОПЫТ № 10

Игра «Лабиринт».Лабиринт на карточках. Магнит под карточкой заставляет двигаться металлический шарик.

Подгруппы.

 

Познавательное развитие.

Экспериментирование.

4

Подведение итогов.

Работа со схемами.

С какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?

Дети схематически отмечают свойства магнита на заранее приготовленных листах.

1. Магниты могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от полюсов в месте соединения.

2. Магнит притягивает железные предметы.

3. Магнит имеет магнитное поле.

4. Магнитные силы проходят через разные материалы: чечевица, вода, картон, дерево.

5. При помощи постоянного магнита можно сделать временный магнит.

6. Самый сильный магнит – подкова. На втором месте – брусок. Самый слабый – круглый.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Беседа.

Работа со схемами.

 

Всё о магнитах.

Использование магнитов.

Магниты используют для удержания предметов; разделения предметов; контроля над предметами; транспортировки предметов; поднятия предметов; преобразования электрической энергии в механическую энергию; преобразования механической энергии в электрическую энергию. При этом можно обнаружить сотни способов использования магнитов. Примерный список использования магнитов.

Внутри жилища. Наушники; стереоколонки; телефонная трубка; электрический звонок; держатель дверцы холодильника; дисковод и жёсткий диск компьютера; аудиоаппаратура; видеоаппаратура; магнитная полоска на банковской карте; магнитные системы телевизора; вентиляторы; трансформаторы; магнитные замки.

Внутри двигателей. Двигатели для вращения CD и DVD дисков; двигатели для аудиоаппаратуры; двигатели для видеоаппаратуры; насос и таймер в посудомоечной машине; насос и таймер в стиральной машине; компрессор в холодильнике; электрическая зубная щётка; двигатель для вибратора в сотовом телефоне.

В автомобиле. Двигатель стартера и реле стартера; внутренний вентилятор двигателя; блокираторы двери; стеклоподъёмники; регулятор бокового зеркала; насос для очищающей жидкости; датчики скорости; генератор переменного тока.

 

Магнетизм и магниты.

Магнетизм. Это сила, которая действует на расстоянии и вызывается магнитными полями. Магнетизм тесно связан с электричеством, поэтому чаще можно услышать электромагнетизм.

Магнит. Это тело, сделанное из определённого материала, которое создаёт магнитное поле и умеет притягивать другие тела. Магниты состоят из миллионов молекул, объединённых в группы, которые называют доменами. Если домены могут быть сориентированными в одном направлении, предмет будет намагничиваться. Если домены находятся в беспорядочном состоянии, их магнитные поля разнонаправлены, то эти материалы не будут намагничиваться. Каждый магнит имеет «северный» (N) и «южный» (S) полюс. Учёные условились, что линии магнитного поля выходят из «северного» конца магнита и входят в «южный» конец магнита. Если большой магнит разломить на два кусочка меньшего размера, каждый из кусочков будет иметь «северный» и «южный» полюса. Нет магнитов с одним полюсом.

Основные виды магнитов. Постоянные (природные) магниты;временные магниты;электромагниты.

Природные магниты. Природные магниты, называемые магнитной рудой, образуются, когда руда, содержащая железо или окиси железа, охлаждается и намагничивается за счёт земного магнетизма. Постоянные магниты обладают магнитным полем при отсутствии электрического тока, так как их домены постоянно ориентированы в одном направлении. Этожелезо.

Временные магниты. Это магниты, которые действуют как постоянные магниты только тогда, когда находятся в сильном магнитном поле, и теряют свой магнетизм, когда магнитное поле исчезает. Это скрепки, гвозди.

Электромагниты. Представляют собой металлический сердечник с индукционной катушкой, по которой проходит электрический ток.

Магнитное поле. Это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние предметы. Органы чувств человека не способны обнаружить магнитное поле. Однако вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует (опыт с железными опилками на листе бумаги с магнитом под листом).

Ферромагнетизм. Это явление, когда ферромагнитные материалы помещают около магнита, и они начинают притягиваться по направлению к области с наибольшим магнитным полем. К ферромагнитам относят железо, кобальт и никель, а также взвеси и сплавы из этих элементов.

Парамагнетизм. Это явление, когда парамагнитные материалы помещаются около магнита, и они начинают притягиваться по направлению к области с наибольшим магнитным полем как ферромагниты, но притяжение это очень слабое, а потому практически незаметное. Парамагнитами являются жидкий кислород и алюминий.

Диамагнетизм. Это явление, когда диамагнитные материалы помещают около магнита, и они начинают отталкиваться от области наибольшего магнитного поля. Большинство материалов проявляют себя как диамагниты, но заметить это сложнее, чем действие ферромагнитов. Диамагнитны, например, люди и лягушки (опыт с лягушкой на конце очень сильного электромагнита, когда лягушка висит в воздухе, отталкиваясь от магнита). Диамагнитами являются как металлы (висмут, медь, золото, серебро, свинец), так и неметаллы (графит, вода и большинство органических соединений).

 

История магнитов.

Весь мир, от гигантских туманностей до элементарных частиц, магнитен. Великое множество магнитных полей пересекаются во вселенной и на Земле в том числе. Магниты вокруг нас: электробритва и микрофон, магнитофон и компьютер, холодильник и банка с гвоздями… Сами мы – тоже магниты. Земля – гигантский голубой магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности – непостижимые по размерам магниты. Магниты занимают важное место в развитии технической мысли человечества. Природные магниты – это кусочки магнитного железняка, магнетита. С древних времён было замечено его свойство «любить» железо. Первые упоминания о магнитах встречаются в Центральной Америке, Азии и Китае. О магнитах знали в Древней Греции и Древнем Риме. Слово «магнит» происходит от названия провинции Магнезия в Древней Греции. В этой провинции много магнита добывали из горы, в которую часто попадали молнии. Этим, кстати, славится и гора Магнитная на Урале. И состоит она почти целиком из магнетита. И в Азии, и в Европе магнитный камень использовали для ориентирования в роли компаса. Магнитная сила привлекала не только мореходов, но и строителей, мечтавших создать храм, где статуя могла бы парить в воздухе благодаря огромному магнитному своду. Люди использовали вначале природные постоянные магниты. Затем появились магниты рукотворные. Учёные заметили, что многие железные колонны, стоявшие вертикально, приобретали свойства магнитов.   Тоже происходило и с гигантскими стальными корпусами кораблей, которые намагничивались за счёт магнитного поля Земли. Первые искусственные магниты получали путём натирания. При этом вещества, которые легко намагничивались, так же легко и размагничивались и наоборот. Их называли магнитомягкими и магнитожёсткими веществами (железо и сталь). Затем люди заметили, что если добавить к железу вольфрам, свойства магнита улучшаются. Добавка кобальта ещё улучшила свойства искусственных магнитов. Затем появился сплав альнико (алюминий, никель, кобальт). Следующим стал сплав магнико (железо, кобальт, никель). Ещё более сильными стали оксидно-бариевые сплавы. Магнит стал незаменимым в повседневной жизни человека во всех её областях.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...

Читайте также

Конспект НОД «В гостях у Дракоши»

Конспект НОД «В гостях у Дракоши» Вторая младшая группа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе…

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике...

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки»

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки» Интересная и увлекательная игра для детей 6-7 лет. Разработана игра для развития моторики. Материалы: палочки для...