Опыт: «Воздух поет и свистит»

Цели:

Познание: знакомство со свойствами воздуха и ветра, его возможностями.

Совершенствование умения детей сравнивать и анализировать, устанавливать связи между явлениями природы, действиями человека.

Коммуникация: закрепление навыка правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения, ясно, понятно излагать свои мысли, развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание.

Музыка: продолжение знакомства с игрой на духовых музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха.

Материалы и оборудование: свистки, свистульки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты: дудочка, флейта, труба, горн.

 

Ход опыта:

Скажите ребятам, что им уже удалось увидеть и поймать воздух-невидимку. Сегодня вы предлагаете им еще, и услышать его. Как можно это сделать? Раздайте детям бутылки. Пусть они приставят бутылку к нижней губе и подуют сбоку в горлышко — возникает звук (сразу может и не получиться!). Затем предложите приложить край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук. Для того чтобы подтвердить этот вывод, дети просто приложат бумагу к губам и попробуют что-нибудь сказать — губы ощущают дрожание бумаги. Если приложить пальцы к горлу во время разговора, также почувствуется дрожание. Значит, звук рождается тогда, когда дрожит воздух.

Раздайте ребятам свистки и свистульки. Откуда берется свист? Сравните свистки по звучанию. Чем отличаются свистки от свистулек? Последние делались специально как игрушки, украшались. Когда-то у детей было немного игрушек, и свистульки были одними из самых любимых.

Итак, вы выяснили, что воздух «может свистеть». А какие звуки он еще может издавать? Поиграйте ребятам на каком-нибудь духовом инструменте, расскажите об остальных, покажите их изображения. Обратите внимание на то, что из разных инструментов извлекаются разные звуки. Например, флейта свистит, как птица, гобой крякает, как утка, фагот ворчит.

Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от детского свиста — музыкальные (правда, бывает и музыкальный свист).

А как люди еще используют «голос» воздуха? Кто слышал гудок? Для чего он нужен? Вспомните гудок тепловоза, парохода. Корабли, поезда в темноте, например, предупреждают гудком о своем появлении.

Обратите внимание ребят на то, что звуки распространяются именно по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать — звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.

 

Выводы: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения»

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения» (Дети под веселую музыку заходят в муз. зал и встают полукругом.)Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Всех...

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Читайте также

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»…

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето», «Здравствуй...