Конспект экспериментально-исследовательской деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: «Осень добрая пора. Очень, очень нам нужна»

 

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Руководители проекта – воспитатели Иванюхина Т.И., Королёва Е.Ю.

Участники проекта – воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации - два месяца.

Проблема:

За весной, красой природы

Лето знойное пройдёт,

И туман, и непогоду

Осень поздняя несёт.

Осень, осень к нам пришла,

А нужна ли нам она?

Цель.

  1. Убедить детей в необходимости и важности прихода осени для людей, животных, потому что созревает урожай злаковых культур на полях, урожай овощей и фруктов.
  2. Расширять представления детей о различных растениях, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осеннего урожая, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в их жизни осенью.
  3. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень добрая пора. Очень, очень всем нужна».

Задачи.

  1. Расширение и обобщение знаний дошкольников о разнообразии растений, их пользе для людей и животных.
  2. Активизация и актуализация знаний об овощах, фруктах и злаках; какой путь они проходят до созревания; развитие и закрепление знаний детей о характерных признаках осени, влиянии сезонных изменений на жизнь растений.
  3. Знакомство с их строением, внешними признаками, рассматривание семян растений.
  4. Развитие наблюдательности и любознательности, создание условий для исследовательской деятельности; формирование представлений о значимости труда работников сельского хозяйства.
  5. Использование семейного творчества и сотрудничества.
  6. Создание условий для побуждения детей к речевой активности, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.
  7. Обучение умению отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.).
  8. Воспитание гуманного отношения к природе детей, умения устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, закладывание основ экологической культуры личности.

Актуальность темы:

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой, её дарами, деятельностью и значимостью труда работников сельского хозяйства. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Предполагаемый результат.

  1. Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями.
  2. Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период. Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
  3. Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
  4. Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
  5. Чтение наизусть стихотворений об осени.
  6. Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта.

Организационный.

Формулирование проблемы.

Что дети знают о труде в сельской местности?

Что хотят узнать об этом?

Введение в тему.

Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.

Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Основной этап.

Работа над проектом по плану.

Разработка конспектов занятий.

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения по теме). Чтение рассказов и сказок по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге».

Беседа с детьми на тему: «О пользе деревьев для человека».

НОД «Осенние заботы хлеборобов».

НОД «Осень золотая».

НОД «Осенние хлопоты человека».

Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций с овощами, злаками, фруктами на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д. Совместная и самостоятельная деятельность.

Аппликация обрывная: «Осеннее дерево», Ветка винограда».

Рисование: «Осенний лес» «Тарелка с фруктами».

Лепка коллективная: «Корзина с овощами и фруктами».

Сотрудничество с родителями, совместная работа родителей с детьми по сбору коллекции злаковых культур (рожь, пшеница, овёс, гречиха), коллекции овощей и фруктов, семян разных овощей и фруктов.

Изготовление поделок из природного материала.

Весь период:

Разучивание стихотворений об осени.

Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.

Рассказ воспитателя об осени, изменениях происходящих в природе.

Обучение умению составлять описательные рассказы, загадки о деревьях и кустарниках.

Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать».

Рассматривание: иллюстрации об осени, овощах и фруктах, злаковых культурах.

Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка).

Дидактические игры: «От какого дерева лист», «Загадай, мы отгадаем», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?».

Заключительный.

Проведение праздника осени.

Презентация поделок, рисунков.

Выставка творческие работ, приготовленных дома.

Проведение викторины об осени.

Подведение итогов:

Презентация проекта.

Реализация данного проекта:

Убедила детей в том, что

«Осень добрая пора.

Очень, очень всем нужна».

Научила детей с огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности. Они научились получать эстетическое удовольствие от своих работ по изо-деятельности, аппликации, лепке.

Обогатила активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.

Расширила кругозор и закрепила знания о труде в сельской местности, о необходимости этого труда для жизни всех людей. Закрепила информацию о пользе овощей и фруктов. Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и новые знания о профессиях, о работе на селе осенью.

Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различными видами искусства: музыкой, живописью, поэзией, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

 

Литература:

Пушкин А.С. Сочинение в трех томах. Т. 2. Поэмы. Цыганы. - М.: «Художественная литература», 1986. – С. 64.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Театр «Арлекин»

Театр «Арлекин» Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Увиденное в...

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...