Доклад «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»

 

К традиционным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей.

В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия. Они имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные и объединённые, т. е. вид занятия определяется количеством участвующих в нём детей.

С введением ФГОС ставится задача индивидуализации процесса образования. Индивидуальную работу я начинаю проводить с младшего дошкольного возраста, чтобы развить интерес детей к исполнительским навыкам. Продолжительность такого занятия 5 - 10 минут. Для детей старшего дошкольного возраста провожу индивидуальные занятия целью совершенствования и развития музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства. Результатом такой работы являются сольные выступления детей на утренниках, концертах, участие в конкурсах.

Традиционная классификация по содержанию музыкальных занятий включает в себя: типовые или традиционные, доминантные, тематические, комплексные, интеграционные (или интегративные) Современные формы музыкальной деятельности более разнообразны.

Рассмотрим некоторые из них.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ

возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы музыкальной деятельности
3-5 лет Игровая

(Сюжетно-ролевая игра)

 

  • Музыкальные сюжетно-ролевые игры
  • Музыкальные игры- фантазирования;
  • Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе;
  • Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия;
  • Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений;
  • Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием;
  • Концерты-загадки.
5-7 лет Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности
  • Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность;
  • Исследовательская (опытная) деятельность;
  • Музыкальные игры-импровизации;
  • Проектная деятельность;
  • Театрализованная деятельность;
  • Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;
  • Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей;
  • Интегративная деятельность;
  • Компьютерные музыкальные игры;
  • Клуб музыкальных интересов;
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Один из вариантов формы музыкальной деятельности - Музыкальная сюжетно-ролевая игра. Она имеет единую сюжетную линию, объединяющую всё занятие. Например, игра "Цирк".

Цель игры:

  • упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
  • закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умения определять характеры героев;
  • Закрепить знания детей о цирке, о его работниках, развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику, воспитывать желание играть в коллективе сверстников.

Здесь дети погружаются в атмосферу цирка, распределяют роли артистов, зрителей. В этой игре я использую такие музыкально- дидактические игры как:

"Цирковые лошадки" - где закрепляется умение детей определять смену частей в музыке, изменяя при этом движения.

Игра "Клоуны" - воспитывает слушательскую культуру, развивает ладового чувства и музыкальную память

"Цирковые собачки" цель игры - упражнять детей в различении неполного звукоряда, развивать звуковысотный слух.

Динамическая пауза "Мартышки" - создает благоприятную атмосферу и снимает эмоциональное напряжение у детей. Развивает мимику лица и воображение.

Слушание - "Королевский марш львов" (из сюиты "Карнавал животных") муз. К Сен-Санс закрепляется умение узнавать знакомые произведения по характеру музыки.

Дыхательное упражнение "Лев" - развивает диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха.

Музыкально-дидактическая игра "Узнай на чём играю" - упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов.

Так же музыкальными сюжетно-ролевыми играми могут быть: Магазин "Детский мир", "Зоопарк" и т.д.

Музыкальные игры-фантазирования - это создание нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций, но на основе реальных знаний.

Например: "День Рождения Темноты".

Цель этой игры познание детьми темноты как обычной и необычной реальности, своих чувств и ощущений в ней; развитие художественного воображения и фантазии.

Основные задачи:

  1. Создать атмосферу обострённой чувствительности, проникновенности;
  2. Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса фантазийного общения и игры;
  3. Помочь детям преодолеть страх перед темнотой;
  4. Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными реальными сенсорными ощущениями (тактильными, слуховыми, зрительными) и фантастическими образами.

Под музыку К. Дебюсси "Лунный свет" дети входят в затемнённый зал, наблюдают за тенями, фантазируют, на что стали похожи стулья, шторы, что они чувствуют в темноте. Детям объясняют, что занятие будет проходить в темноте, потому что сегодня у Темноты день рождения.

Что бы позвать темноту в гости дети садятся в круг и поют песню "Зимний вечер" М. Ройтерштейна. В конце песни детей накрывают тонкой тканью – Темнота пришла в гости. Что бы выйти из-под покрывала темноты дети должны с ней поиграть в игру "Таинственное рондо" - это спонтанная импровизированная игра на шумовых инструментах.

На день рождения к темноте приходят гости: это тени, изображая которые ребята показывают импровизацию в теневом театре; забавные приведения, которые пытаются напугать детей, но только смешат их. Прилетает маленький светлячок. Дети поют ему песенку, ребятам предлагается сыграть на металлофоне "Свет светлячков". Светлячок приносит детям фонарики, ребята их зажигают и прощаясь с Темнотой танцуют танец "Фонарики дружбы".

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. В содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.

Например, игра "День Рождения" проблема: У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Девочка хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Дети должны помочь ей как развлечь гостей: Как это сделать? Что подарить? Чем угостить гостей? Сделать подарок в виде импровизированного концерта (чтение стихов, исполнение знакомых песен и танцев).

Один из приёмов на интегрированном музыкальном занятии -

Игры-эксперименты. Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В своей работе я использую пособия: Т. Тютюнниковой "Из чего родилась музыка?", "Неизведанное рядом", авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, где описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Учу детей пользоваться предметами-заменителями (Например. С помощью каких инструментов или предметов можно изобразить звуки дождя, или другого природного явления.) Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

Театрализованная деятельность является одним из основных направлений моей работы. Элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках. Провожу занятия по театрализованной деятельности с одарёнными детьми.

Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является проектная деятельность, которая рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Одним из таких проектов является проект "Дары осени". Цель его: сформировать у детей осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам посредством художественно-эстетической деятельности. В рамках проекта проводились тематические занятия по художественно-эстетическому развитию, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, детям предлагалось прослушать музыкальные композиции: А. Вивальди цикл времена года "Осень", П. Чайковский "Осенняя песня", С. Прокофьев "Фея осени из балета "Золушка"", прослушивали песни А.Н. Александровой "К нам гости пришли", Л. Олиферова "Осенины на Руси". В детском саду совместно с родителями была организована выставка поделок из овощей "Дары осени". Итогом проекта явилось музыкально- тематическое занятие "Золотая ярмарка".

Занятие "Ярмарка"

Цель занятия: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Продолжать развивать умение слышать, различать, придумывать и исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;
  2. Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения, закреплять навыки двигательной импровизации (выразительная передача образа, составление мини-композиции пляски);
  3. Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умения эстетической оценки музыкальных произведений, способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать;
  4. Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования;
  5. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу, его истории.

Если раньше воспитатель занимал пассивную роль в занятии, то теперь он является главным помощником в проведении занятия. Т. е. современные условия требуют тесной взаимосвязи воспитателя и музыкального руководителя. За день, два во время тихого сна мы с воспитателем обсуждаем ход занятия и его непосредственную роль. Как вы уже видели воспитатель может выступать в роли какого-то персонажа. В предварительной подготовке заучиваются стихи, правила игр, движения танцев. Так же проведение нетрадиционных занятий требует специально организованной предметной среды. Перед каждым занятием я подумываю, как будут организованы зоны для различных видов деятельности. Какие нужны атрибуты и костюмы.

 

Литература:

Справочник музыкального руководителя № 3, 2014 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон»

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к своему русскому...

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования…

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования вилкой, ватной палочкой для детей 6-7 лет Цель. Формирование у детей...

Читайте также

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички» Цель: учим детей рисовать ладошками, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес и желание...

Наше царство - государство

Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...

НОД: «Варим компот»

НОД: «Варим компот»Тема недели: «Осенняя пора! Урожай у нас хорош!» Направления развития: художественно-эстетическое развитие дошкольников. Возраст детей: 3 - 4 года. Время проведения:...