Система работы
«Развитие интеллектуального познавательного интереса к миру - важная задача дошкольника»

 

Пусть ребенок чувствует красоту и

восторгается ею

Пусть в его сердце и в памяти

сохранятся образы, в которых

воплощается Родина.

(В.А Сухомлинский)

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Почти вся моя жизнь прошла в общении с детьми дошкольного возраста, проработав в детском саду 37 лет, я вторично откликнулась на участие в конкурсе «Воспитатель года». Всю жизнь я посветила детскому саду, жизнь среди детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни.

За все годы моей трудовой деятельности многое увидено, услышано, сделано, и нельзя обойти людей и события, которые повлияли на формирование моих взглядов, на отношение к работе, к маленьким детям, нуждающимся в заботе, ласке, любви.

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому основная моя задача – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, развиваю у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Содержательные связи между разделами программы позволяют мне интегрировать содержание при решении воспитательно - образовательных задач. Что может быть интересней, благодарней и радостней, чем общение с детьми и стремление помочь им познать мир! Так, например, расширяя представление о природе, воспитываю в них гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решаю задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учу отражать впечатления о природев разнообразной изобразительной и игровой деятельности, о значении в потребностях овладения ими. Именно это даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. У меня появился свой опыт, появился свой стиль работы, свой стиль проведения занятий. Мне сейчас намного легче чем было в самом начале. Меня не застают врасплох неожиданные вопросы и не менее неожиданные ответы детей. Значит, я многому их научила, с ними учусь сама. Я учу детей познавать мир, обучения проводится с помощью игр, сказок, различных наблюдений, экспериментов, тестов, которые и составляют систему развития творческого воображения. Особенно интересно работать в младшей группе. Ответы детей поражают оригинальностью и основаны исключительно на интуиции. В этом возрасте ребенок получает 90 процентов всей необходимой ему информации, и важно не упустить столь благодатный момент, дать установку на саморазвитие личности.

Моё кредо: каждый ребенок изначально талантлив, и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире. Как это добиться? Надо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, то есть учить видеть мир во взаимосвязи всех компонентов, наблюдая самые простые, повседневные незначительные с моей точки зрения явления и события. Но для малыша это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации об окружающем его мире. Наблюдая за песком: из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно, не все предметы тонуть в воде, шишки и листья такие разные, в одной луже можно намочить ноги, а в другой нельзя и т.д.

Воспитывая детей, я беру на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Закладываю у своих малышей отношение к природе, частью которой являемся мы, и к миру, в котором мы живем.

С чего начала? Начала с себя. Задумалась, а как я сама отношусь к природе? Любить природу искренне, проникнуть в неё настоящим и глубоким чувством. Такое отношение несу я детям. Маленькие дети с интересом наблюдают самые разнообразные объекты, явления и события окружающей их действительности. К проявлению детской любознательности отношусь очень бережно, так как, для малыша это одна из наиболее доступных для него естественных форм познания мира. Мир так огромен и интересен!

Я замечаю, что ребенок что-то рассматривает, как поступить? Надо ли подойти и поинтересоваться, что нашел малыш? Зачем наблюдает? Поняла, что мое участие в детских наблюдениях обязательно! Я просто веду наблюдения вместе с детьми и комментирую все происходящее.

Например. Пошел первый снег. Максим внимательно смотрит в окно на летящие снежинки, к нему присоединяются Дима, Катя. «Если я к ним не подойду - то дети сейчас разбегутся и это удивительное явление природы - первый снег - может пройти для них как незначительный, мимолетный эпизод». Подхожу к детям и тоже смотрю в окно: «Ах! – восклицаю я - это снег, он белый. Снежок кружится, кружится, кружится, летит, летит, летит…и тихо ложится на землю, на крыши домов…Красиво!» Теперь и другие дети заинтересовались происходящим в природе. Все столпились около окна. Всем хочется заглянуть в него (окно). Вид из окна это удивительное открытие, поводы для бесед. В моей группе развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена

«мини – лаборатория», что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Моя «мини-лаборатория» оборудована всем необходимым:

  1. Приборы помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп).
  2. Разнообразные по объёму и форме сосуды из различных материалов

(пластмасса, стекло, металл).

  1. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, листья деревьев)
  2. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
  3. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель).
  4. Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, трубочки для коктейля).
  5. Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, сыпучие материалы, цветные и прозрачные стёкла, свечи, и др.)
  6. Измерительный материал (метр, линейка, условные мерки).

Я использую три уровня реализации исследовательской деятельности:

  1. Я ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику её решения, само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно.
  2. Я ставлю проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.
  3. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Каждый эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму:

  1. Возникновение проблемы (постановка проблемы)
  2. Выдвижение гипотез (предложений).
  3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).
  4. Выводы (установление связей).

Обучение экспериментированию организованно поэтапно, сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под моим руководством, затем они воспроизводят опыты самостоятельно, под моим наблюдением .

Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах, и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы.

Поэтому я постоянно демонстрирую детям свой интерес к окружающим предметам и желание познать их свойства. Своим поведением доказываю и показываю детям, что они не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям. Опытмоей работы - это результат многократного повторения одних и тех же удачных воздействий, рациональных путей и методов воспитания, это синтез всего лучшего, что накоплено за эти годы.

Моя работа - это взаимосвязь моих ребят и меня.

Воспитатель должен любить детей, жить для детей - без этого работа не имеет смысла.

Я не могу рассказать и объяснить ребёнку всего, что касается многочисленных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе отношение к миру, потребность в познании (мир огромен и прекрасен) я обязана.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рисование музыки. Музыкальный рисунок

Рисование музыки. Музыкальный рисунок В детском саду № 236 г. Омска прошел мастер–класс по нетрадиционному рисованию музыкой. Педагоги узнали что музыку...

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский. Одна...

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками Программное содержание: Формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Продолжать учить детей...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет…

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет Цели: развивать у детей ловкость и быстроту движений. Задачи: развивать координацию движений;...

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»