Доклад «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»

 

Что такое творчество? Философы считают, что творчество – это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, необъективное.

Предпосылками к творчеству могут быть:

- умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению;

- умение видеть внутренние связи между предметами, событиями;

- способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

В поисках ответа на вопрос: «Как реализовать творческий потенциал ребенка?» я пришла к выводу: необходимо создание условий для развития творческих возможностей детей. К таким условиям я отношу:

- предметно-развивающая среда,

- индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую активность,

- удовлетворение потребностей ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях,

- обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Я считаю, что наиболее эффективным средством для развития креативных способностей является художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд). Именно эти виды деятельности удовлетворяют потребность ребенка в деятельности вообще и в продуктивной в частности, помогают ему выразить свое отношение к увиденному, пережитому.

Также хочу выделить роль проблемного обучения в развитии творческого потенциала личности дошкольника. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания. Моя роль как педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истины в готовом виде, а учу их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Проблемное обучение способствует формированию у дошкольников знаний в гибкой, подвижной, вариативной форме.

Использование элементов ТРИЗ, РТВ, создание проблемных ситуаций на занятиях и в самостоятельной деятельности повышает уровень познавательной активности детей, развивает творческое мышление и воображение. Я подбираю задания, которые максимально понятны и интересны дошкольникам. По результатам работы организуется продуктивная деятельность. (Например, мы находимся в царстве Снов. Как оно выглядит? Жить постоянно в нем – это хорошо и плохо. Почему? Давайте мы нарисуем это царство.)

Ценность творческих заданий в том, что они могут быть частью любого занятия, и это позволяет мне максимально использовать возможности, знания и интересы детей. (Например, занятие по экологии: чтобы дышать чистым воздухом, нужно жить в лесу. Но все люди не могут переселиться в лес. Как найти выход из этой ситуации? Рисование: я показываю детям карточки, на которых изображены условные обозначения предметов, предлагаю придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Или ребенок получает лист бумаги с незаконченными изображениями, рисует волшебный лес и рассказывает про него интересную историю.)

При решении проблемных ситуаций основное место занимает работа с противоречиями, а продуктом творчества является не столько результат, сколько мыслительный процесс ребенка. (Например, дети решают задачу про рыбаков, которые вышли в море… «Хорошо – плохо»: дети перечисляют свойства объекта или явления, которые они считают полезными, а затем те, которые считаю вредными – зима – это хорошо, потому что… и плохо, потому что… Дети могут обосновать свои доводы с точки зрения, например, дерева, животного и т. д.)

Цель педагога – формировать у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, из всех найденных решений выбрать оптимальный способ разрешения проблемной ситуации.

Я стремлюсь к тому, чтобы сформировать у своих воспитанников такие черты самостоятельной творческой личности, как желание и умение творить, создавать новые образы, проекты, сочинять, придумывать, изобретать, выражение ярких положительных эмоций в процессе как игровой, так и учебно-познавательной деятельности, эмоционально-положительная реакция на проблемную ситуацию, ход поиска; проявление интереса к выполнению различных творческих работ, умение делать выбор; владение различными приемами мыслительной деятельности.

При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Мы выступаем не как обучающий и обучаемый, а как полноправные партнеры. Все это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (Л. С. Рубинштейн).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…

Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...

Конспект НОД «В гостях у Дракоши»

Конспект НОД «В гостях у Дракоши» Вторая младшая группа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы...

Читайте также

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения…

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения через творчество» Жизнь в современном обществе становится все разнообразнее и сложнее...

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет…

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет Цели: развивать у детей ловкость и быстроту движений. Задачи: развивать координацию движений;...

Сценарий выступления агитбригады по ПДД

Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...