Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность

 

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой отечественной войны, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, нами был составлен проект «Живая память».

Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Цель проекта состояла в воспитании патриотических чувств у старших дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны, формировании у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  • сформировать интерес к истории своей семьи; событиям прошлых лет;
  • Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений
  • обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны; 
  • рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике;
  • Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий: Русь, Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; дзот, таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.
  • разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Участниками проекта стали дети 5 – 7 лет, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип данного проекта можно охарактеризовать как информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекции, выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.

На подготовительном этапе нам предстояло решить следующие задачи:

  • изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
  • скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно – развивающей среды;
  • разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Анализ результатов опроса семей воспитанников показал, что большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. К сожалению, около 10% респондентов считают, что дети еще маленькие и рассказывать о войне лучше начинать со школьного возраста. Радует, что большинство родителей знакомят своих детей с событиями Великой Отечественной войны через просмотр и обсуждение фильмов о войне, чтение книг о войне. Вместе с родителями были созданы тематические выставки в группах «Детям о войне», «Стихи детям», в которые вошли произведения А. Твардовского, С. Алексеева, С. Михалкова, Л. Кассиля, С. Баруздина и многих других поэтов и писателей. Оформлены сменные экспозиции репродукций картин советских художников К. Васильева, М. Самсонова, К. Юона, С.Герасимова, по темам «Военные будни», «Все для фронта, все для победы» (о тружениках тыла), «Дети войны», оформлен стенд «День Победы», фотовыставка: «Город воинской славы – Старый Оскол», «Был месяц май…», собрана мини-библиотека «Книги о великой Победе». Оказана помощь в создании фонотеки с музыкальными произведениями военных лет. Создали картотеку игр на военную тематику: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Боевые медали», «Чья форма», «Военная техника», «Рода войск»; был обновлен игровой материал сюжетно-ролевых игр «Крейсер», «Смелый», «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Праздник Победы», «В землянке».

Цель основного этапа – реализация проекта в образовательную практику. Были определены следующие формы работы с детьми:

Литературно-музыкальные гостиные «Памяти павших будьте достойны», где дети обсуждали, рассказывали стихотворения, драматизировали сцены из произведений о Великой Отечественной войны. Для слушания музыкальных произведений, показа детям фильмов о войне, нами были использованы мультимедийные средства, которые оживили полученные впечатления детей о подвигах русских людей.

В совместной познавательно- речевой деятельности педагог вместе с детьми создавали игровые ситуации «Был Великий День Победы», «Они защищали Родину», «Твои защитники, Отчизна» «Так началась война», «О чем мечтали дети войны», «Герои – земляки», «Старый Оскол – город воинской славы», составляли письма «О чем бы я написал папе на фронт».

Были организованы выставки детского творчества «Была войны», «Портрет героя», конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем мир», проведена акция «Белые голуби».

Особый эмоциональный отклик у ребят вызвали игры-состязания на военную тематику «Найди секретный пакет», «Доставь воду на передовую», «Доставь донесение в штаб», «Меткий стрелок».

Город с 2011 года носит высокое звание «Город воинской славы». Родители и дети посещают памятники героям Великой Отечественной войны.

В рамках сетевого взаимодействия с краеведческим музеем состоялась встреча с научным сотрудником музея, Л.Н. Калабуховой, она познакомила детей с историей родного края и рассказала о событиях военного времени в Старом Осколе.

Так как ребятам в этом возрасте сложно воспринимать события далекие от них самих, слушать рассказы о людях, которых никогда не видели и, даже которых уже сегодня нет с нами. Было решено представлять материал о ветеранах войны через создание книги Памяти. Рассказывая о своей бабушке или дедушке, на страницах книги дети на фотографиях видели себя и их рассказы воспринимались не отстраненно, а адресно. Такой прием позволил приблизить к детям новый для них материал, а в детях, принявших участие в сборе материала вызвать чувство гордости за свою семью. Постепенно все больше семей принимало участие в создании книги. Те семьи, которые не смогли сразу вспомнить имена родственников-воинов, были очень обеспокоены этим, и начали поиск знакомых и дальних родственников, которые смогли бы им помочь. Мы видели растерянность этих людей и искренне сочувствовали семье. Ведь пройдет еще немного времени и будет уже поздно. В «картах памяти» ребята и их родители вспомнили тех, кто копал окопы за городом, был в немецких лагерях, или тяжело работал во время войны для победы. Дети с гордостью показывали в детском саду свои рисунки, выполненные вместе с родителями, делились своими впечатлениями. У Даниила К. (5 лет.) дедушка погиб уже после победы, возвращаясь из Берлина, Ваня К. (5 лет) рассказал нам, что его дедушка прошел всю войну, был зенитчиком на «Катюше», имел награды. Семья Стаса В. (5 лет) написала, что «родственников-воинов не имеем», но ребенок старательно и с любовью нарисовал воина-победителя с красным флагом ко Дню Победы. Лев М. (5 лет) рассказал, что дед Василий имел медаль «За отвагу» и т.д. Считаем, участие в создание рукописной книги Памяти подтолкнуло некоторые семьи укрепить связь между поколениями, а собранный материал стал бесценным примером мужества, отваги, подвига, который посеял первые зернышки патриотизма в души наших дошкольников.

Работа над проектом продолжается и сегодня - собрать материал о том далеком времени, о жизни своих близких, приобщить ребенка к истории своей семьи - это задача взрослых. Но уже сейчас, глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что:

  • дети осознали, какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, насколько трудными были шаги к ней;
  • при знакомстве детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны у них наблюдалось серьёзное отношение, повышенный интерес;
  • дети с энтузиазмом включились в изготовление книги памяти
  • появилась масса вопросов на тему войны, активизировалась воспитательная работа в семье;
  • восстановилась связь поколений в семье через память о войне.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей…

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста. Лэпбук «Наш веселый дом» Лэпбук, созданный для развития эмоциональной...