«Формирование интереса к художественному слову у детей младшего дошкольного возраста»

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы познакомить ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

К.Д. Ушинский.

 

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок ритмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям. Уже к двум годам дети - талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с лёгкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию, рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке - замечательные свойства детей от двух до пяти лет. Помочь малышам развивать эти способности - призвание каждого воспитателя. Необходимо прививать в детях привычку интереса и любви к книге, литературно развивать малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, лёгкость возникновения творческого состояния (сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

Основными, поставленными нами задачами по воспитанию интереса к художественному слову, стали:

- привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

- предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

- помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;

- обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Работу по ознакомлению детей с произведениями детской литературы мы начинали с анализа художественных произведений рекомендованных программой «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой. В программу ознакомления с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихии произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т.п. С дошкольниками четвертого года жизни планируются специаль­ные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой куль­туры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию инте­реса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, со­стоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме ос­новной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, напри­мер, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей за­нятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совер­шенствует звукопроизношение и т.д.

С детьми 3—4 лет проводятся также комбинированные занятия, со­стоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

  • чтение произведения художественной литературы и отработка уме­ния вести диалог;
  • чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грам­матической правильности речи;
  • рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обо­гащение и активизацию словаря;
  • дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т.д.

Воспитание интереса у детей к художественному слову нами осуществлялось и осуществляется не только на специальных занятиях по художественному чтению и рассказыванию, но и в:

- утренние часы, например, для подержания у детей радостного настроения.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

(А. Барто)

- на прогулке, например, для того, чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, можно использовать стихотворение Плещеева «Осень наступила»;

- во время наблюдения за птицами можно прочитать детям стихотворение И.Токмаковой «Десять птичек – стайка»

Поскольку, одной из наших задач является привитие интереса к книге, как к произведению искусства, мы стараемся знакомить детей с самыми разнообразными их видами.

Мы работаем не только над тем, чтобы привлечь внимание ребенка к книге, но и вызывать у него потребность прикоснуться к ней, рассмотреть, узнать содержание. Очень хорошо в этом помогает грамотно оформленный в группе книжный уголок.

Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные издания.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Мы продумываем, в какой момент просмотра малышам требуется наша помощь. Если это нужно, чтобы ребёнок:

- сосредоточил внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения;

- обратил внимание на внешний вид, характер, настроение героя;

- уделил внимание картинам природы (например, какого цвета зима, и увидел не только белые, но и голубые, розовые краски);

- соединил наглядное и словесное изображение игрушки, зверюшки, пейзажа.

Правило читать детям ежедневно оставалось и остаётся, в силе с нами и по сей день, для того, чтобы содержание сказки, поэтические образы лучше усвоились и не забылись. Разнообразный материал для чтения мы находим в книге «Хрестоматия для детей 2-4 года» Составители: Ильчук Н.П. Гербова В.В., и др.

Начиная с младшей группы, мы подводим детей к различению жанров, то есть, при знакомстве с художественным произведением, мы называем жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю вам рассказ (стихотворение)». Также стараемся избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Только чётко - сказка, рассказ, стихотворение.

Когда работа с художественным текстом становится для детей привычным делом, мы предлагаем детям найти на картинке любого понравившегося героя произведения лисичку, воробья, мишку, зайчика. Картинки для работы воспитатель подбирает сам. Они должны отвечать следующим требованиям:

- быть яркими, красочными,

- максимально реалистично изображать персонажей,

- быть подлинно художественными.

Когда дети выберут персонажа, просим их составить небольшой рассказ (3-4 предложения) о нём. Необходимо следить за тем, чтобы речь ребёнка была связной.

Знакомя детей со сказками, народными и авторскими, мы обнаружили такую возрастную особенность малышей, как готовность и желание слушать одну и ту же сказку в разных исполнениях. Методика ознакомления малышей со сказкой предлагает нам многократное чтение одного и того же произведения с использованием разнообразных приемов. Так, например, работая над сказкой «Теремок», при первоначальном чтении мы используем рассказывание с иллюстрациями (видео).

При повторном чтении через неделю или две мы рассказывание сказки сопровождаем или фланелеграфом или моделированием.

В ходе повторного занятия целесообразно провести игровое упражнение по развитию интонационной выразительности: воспитатель просит произнести фразу:

«Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?»

голосом мышки, лягушки, медведя и других персонажей (видео).

А через неделю или две можно предложить рассказывание этой сказки с элементами инсценирования (видео).

В своей работе мы придерживаемся такой методики проведения рассказывания сказок:

1. Предварительное разъяснение непонятных слов.

2. Подготовка воспитателя к рассказыванию (рассказ воспитателя является образцом, которому дети будут следовать).

3. Обстановка должна быть естественная, непринуждённая.

4. Первое знакомство с новой сказкой обязательно сопровождаем показом иллюстраций.

5. Одну и ту же сказку можно рассказывать несколько раз.

Наравне со сказкой, как фактор воспитания интереса к художественному слову поставлено стихотворение, с помощью которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка Законы ритма ребёнок постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Заучивание или, вернее, запоминание стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство из них мы прочитываем детям с целью предоставления их восприятию художественных словесных форм.

При заучивании стихотворений с нашими детьми мы используем такую методику (как пример, возьмём стихотворение Берестова «Петушки».)

1. Предварительная работа

а) рассказ воспитателя о петушках (с показом иллюстраций)

б) о его задиристом характере.

2. Выразительное чтение воспитателем стихотворения.

3. Вопросы по тексту к детям, анализ и беседа по содержанию.

а) про кого рассказывается в этом стихотворении?

б) что сделали петушки?

в) почему они решили не драться?

г) что же будет, если перышек лишиться?

4. Чтение стихотворения воспитателем, повторение текста детьми (2-3раза).

5. Самостоятельное проговаривание детьми. При заучивании малышами стихов мы учитываем особенности восприятия и памяти детей четвертого года жизни. Дети этого возраста легче запоминают стихи с яркими конкретными образами, так как мышление детей отличается образностью. Малыши быстро запоминают короткие стихи в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия. Этим требованиям отвечают стихи А.Барто, С.Капутикян, С.Маршак и других. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.

Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей с 4-5 лет.

Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую мы стараемся развивать.

При заучивании стихов, мы выполняем все методические требования:

  • не заучиваем стихи хором, так как искажается и пропадает смысл стихотворения. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, искажению окончаний слов;
  • поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворение заучивается целиком (а не по строфам и строкам) именно это обеспечивает осмысленность и выразительность чтения;
  • не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что малышам нужно для этого от 8 до 10 повторений, которые следует разделить в течении недели. Обычно на первом занятии мы знакомим детей со стихотворением, а на втором доучиваем. Для того, чтобы у детей не пропал интерес к заучиванию стихов мы меняем форму повторения: читаем игрушке (мишке, зайке), рассматривая иллюстрацию, в ходе игры или при других подходящих обстоятельствах.
  • В процессе заучивания следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Мы учитываем не только особенности их памяти, но и характера, темперамента речи. В течение недели 3-4 раза с каждым ребенком стараемся повторить изучаемое стихотворение на прогулке.

Зная, что для того чтобы ребенок запомнил стихотворение, он должен его неоднократно услышать, мы используем такой прием, как «Подарки». Собрав около себя группу детей (3-5детей), читаем стихотворение. Интересуемся, понравилось ли. Услышав утвердительный ответ, говорим примерно следующее: «Сейчас я прочту это замечательное стихотворение для Олечки. Это будет мой ей подарок». Мы читаем это стихотворение несколько раз и дарим каждому присутствующему ребенку).

В младшем возрасте мы продолжаем знакомить наших детей с потешками, закличками, песенками, шутками, прибаутками. Одним из используемым нами приемов знакомства детей с колыбельными, является приход в тихий час куклы «Дремушки» (В спальне дремушка тихим голосом без музыки исполняет один куплет колыбельной «Котенька коток»).

Некоторые народные песенки настраивают наших маленьких слушателей на определенные действия, призывают, к примеру, кому-то помочь, кого-то спасти, кого-то поймать и т.д. поэтому многие из них мы активно используем для организации и сопровождения подвижных игр «Мыши водят хоровод…», «Гуси, вы, гуси…», «Сидит-сидит зайка…». С большим удовольствием наши дети водят хоровод под русскую песенку «Жили у бабуси…». Распределить роли перед игрой с помощью считалочки нашим детям еще сложно, даже если они знают текст считалочки наизусть, но им очень нравится, когда их пересчитываем мы, воспитатели.

Процесс заучивания песенок, потешек мы организуем по такой схеме:

1. Произведение заучивается сразу целиком (с целью сохранения смысла, структуры образов и гармонии созвучий);

2. Перед заучиванием проводится реплика воспитателя или небольшая беседа о содержании текста, персонажах или природе с использованием наглядности: картинки, иллюстрации, игрушки и т.п.

3. Чтение воспитателем всего текста наизусть (можно повторить текст 2-3 раза);

4. Повторение текста ребенком с хорошей памятью

5. Повторение текста ребенком с плохой памятью;

6. Использование игрового приема для активизации внимания детей (давайте прочтем эту потешку мишке, зайке и т.п.).

В своей работе мы также не выпускаем из вида такой раздел художественной литературы, как – загадки. Загадки – полезное упражнение для ума. С помощью загадки можно проверить усвоение детьми значения слова. Учить детей отгадывать загадки мы начинали так, как предлагает Е.И.Тихеева. На стол выставляли несколько игрушек, для каждой подбирали загадку: «Идет мохнатый, да бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» и т.д. дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится у них перед глазами. Также всегда обращаем внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки.

Для работы по ознакомлению с художественными произведениями вне занятий мы используем авторские дидактические игры и пособия, такие как:

1. «Потешный телевизор»

 «Потешный телевизор»

2. С помощью родителей мы изготовили «Сенсорный домик», который имеет принцип фланелеграфа. Удобен тем, что его могут использовать одновременно 2-4 ребенка. На крыше домика мы с детьми обыгрываем загадки. Пример: загадываем загадку: «Кто рано встает, звонко песню поет, деткам спать не дает?» (петушок?); (показать и рассказать как пользуемся им).

3. Пособие «Кубанское подворье». Позволяет нам обыгрывать потешки, песенки, сказки с помощью старинных предметов домашней утвари. С помощью этого пособия наши дети не только приобщаются к кубанской культуре, но и тактильно могут познакомиться с предметами, озвученных в художественных произведениях: колыбельки, скалки, самовара, чугунка, коромысла, скалочки.

Пособие «Кубанское подворье»

Например, при рассказывании детям потешки: «У кота ли, у кота, колыбелька золота...», ребёнок одновременно может качать деревянную колыбельку, находящуюся в кубанской избе и т.д.

Также в своей работе мы опирались на то, какое большое значение имеют для ребёнка пособия. Как приятно взять в руки то, что, например, сделано твоей мамочкой, бабушкой, а может быть и папой... Именно такой отклик мы и надеялись получить, предложив родителям сделать каждому по странице книги, которую мы потом собрали в одно целое. Дети с большим удовольствием «листают» книгу и рассказывают потешки, разученные в процессе создаваемого с родителями сюжета.

3.	Пособие «Кубанское подворье»

3.	Пособие «Кубанское подворье»

3.	Пособие «Кубанское подворье»

В своей работе по воспитанию интереса к художественному слову мы не только воспитываем и развиваем самих детей, но и убеждаем, просвещаем и настраиваем родителей детей на то, чтобы оно заняло достойное место в жизни, сердце каждого ребёнка. Прежде чем дать родителям какую-либо информацию, мы провели анкетирование «Ребёнок и художественное слово».

Проанализировав данные анкет, мы пришли к такому выводу: что, далеко не в каждой семье имеется библиотека для взрослых. На вопрос: «Есть ли в доме у ребенка книжный уголок или книжная полка?», почти все родители отметили, что у детей книги имеются, но хранятся высоко на полках, иногда в закрытых шкафах.

Из анкет мы узнали, что родители предпочитают покупать детям сказки по знакомым мультфильмам, ни у кого из ребят нет дома коротких рассказов для чтения малышам.

Больше половины родителей ограничиваются только чтением сказок, потешек, не беседуют по их содержанию. Некоторые родители заучивают стихи с детьми по своему усмотрению, порой они бывают непонятными по содержанию, большими по объему.

Ответы родителей на вопросы анкет показали недопонимание ими значения ознакомления с произведениями детской литературы для общего, и в том числе речевого развития детей.

Анализ анкет позволил нам разработать план мероприятий с родителями по данной проблеме. Прежде всего, для них была разработана мини – консультация «Какие книги читать детям», в содержании ее были предложены четкие рекомендации, позволяющие правильно отjбрать для домашней библиотеки детям книги в условиях перенасыщенной книгоиздательской, порой не совсем удачной продукцией рынка.

Для родителей была организована выставка литературы с аннотацией книг. На ней были представлены и книжки-малышки, и сборники сказок для малышей и хрестоматии для детей 2-4 лет.

На родительском собрании мы провели небольшой практикум по обучению родителей чтению книг своим малышам, предложили просмотреть видеозапись занятия по заучиванию с детьми стихотворения Берестова «Петушки». Они увидели какие приемы мы используем при заучивании, при работе над интонационной выразительностью.

В конце занятия родителям были предложены памятки «Как правильно читать детям книгу».

Когда наши дети подрастут, мы планируем привлекать родителей к участию в литературных развлечениях, праздниках, в семейных театрах.

Таким образом, создание необходимых психолого – педагогических условий в ДОУ: организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации занятий при ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогут воспитателю сформировать интерес у малышей к художественному слову.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает»

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает» Младшая группа Пояснительная записка Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша...

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...

Читайте также

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»

Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка» Цель: приобщать родителей к театрализованной деятельности, к театральному искусству. Задачи: • создать условия для организации совместной...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме…

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме «Удивительный мир Хохломы» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному...