Доклад
«Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании дошкольников»

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема. Пожалуй она еще никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас вип Дома – Земли. Насущной проблемой стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения школьников и дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нашей точки зрения предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе;
  • Формирование системы экологических знаний и представлений;
  • Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее);
  • Участие детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы.

Естественно, все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не особенно, а взаимосвязано.

Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и защите.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание.

В своей работе по экологическому воспитанию я опиралась на гуманное отношение детей к окружающему миру, на осознание ими ценности любого проявления жизни.

Работу по экологическому воспитанию со своими детьми я начала со средней группы.

На занятиях, в процессе наблюдений, совместной деятельности дети усваивали экологические представления об уникальности и сложности жизни, ее хрупкости и ранимости. Для того, чтобы знания о природе были осознанными и более глубокими в своей работе с детьми я использовала элементарные опыты.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально созданных условиях.

В своей работе с детьми средней группы, я использовала лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за птицами, чтобы показать, какой корм птичкам необходим, я предлагала детям положить перед попугаем конфетку, яблоко, рыбку, зерно. Дети наблюдали, и мы вместе делали соответствующие выводы.

Со старшей группой я стала организовывать несложные опыты. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, я ставила с детьми такой опыт: помещала два одинаковых растения в разные условия (одно в теплое место, другое в прохладное) и в течение нескольких дней дети наблюдали за изменениями в их развитии. Опыт был растянут во времени. Подобным образом мы с детьми доказали необходимость света и воды для роста растений.

К подготовительной группе у детей уже имелись определенные знания по экологии, приобретенные в процессе наблюдений, опытов, труда на занятиях. Это дало возможность проводить более сложные опыты. Занятия с использованием элементарных опытов я проводила в игровой форме. Поскольку экология – это наука, то и дети на занятиях превращались «ученых», изучающих различные природные объекты, взаимосвязи в природе. Дети работали в маленькой лаборатории. Этот прием дал мне возможность повысить заинтересованность детей.

Очень понравились детям занятия «Волшебник-неведимка воздух», «Волшебница земля» и «Волшебница вода». Эти занятия полностью состояли из элементарных опытов. На них дети выявляли свойства воды, воздуха, земли и других веществ.

Я помогла детям выяснить, почему эти вещества называют волшебниками.

Например, на занятии, которое я назвала «Волшебница вода», дети сами, с помощью опытов, выяснили, что вода не имеет вкуса и запаха, прозрачна, растворяет некоторые вещества, может находиться как в жидком, так и в твердом состоянии и умеет летать. С помощью опыта я познакомила детей с таким сложным понятием и явлением как круговорот воды в природе.

В ходе опытов я подвела детей к пониманию связи температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах), между температурой воздуха и состоянием льда и снега.

С помощью опытов мы с детьми выяснили водопроницаемость земли, песка, глины.

В конце каждого занятия я давала возможность детям обсудить результаты опытов. Они в свою очередь самостоятельно делали выводы и суждения.

Таким образом, в ходе моей работы с детьми было опробовано использование элементарных опытов в экологическом воспитании дошкольников. Я выяснила, что детям дошкольного возраста доступны, интересны и необходимы знания экологического характера.

Использование элементарных опытов стимулирует интерес детей к природе, становится источником радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Опыты помогают уяснить, что в природе все со всем взаимосвязано, все что-нибудь да стоит. Опыты помогаю понять, что по отношению к природе дети занимают позицию более сильной стороны и должны ей покровительствовать. Также они помогают понять на первый взгляд сложные явления природы.

Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыты раскрывается причина наблюдаемого объекта, явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. С их помощью дети начинают понимать, как ранима природа и какой вред человек может нанести ей, если не будет относиться бережно и рационально ко всему окружающему.

Я считаю, что начатую работу по экологическому воспитанию необходимо проводить и в будущем.


Литература:

1. Н.Н. Кондратьева «Экологическое воспитание дошкольников»

2. С. Николаева «Юный эколог»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах» Цель: обогащение двигательного опыта детей по средствам закрепления езде на самокате...

Проект «Наша дружная семья»

Проект «Наша дружная семья»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Читайте также

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Интересные жидкости…

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интересные жидкости в лаборатории профессора Грю»