«Формирование сенсомоторных навыков через игровую деятельность у детей третьего года жизни»

(Слайд 1)

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Она является ведущей потому, что оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. Восприятие, внимание, память и мышление ребёнка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Именно ранний возраст является наиболее благоприятным для сенсомоторного развития детей. (Слайд 2)

Сенсорное воспитание (Слайд 3) означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Задачи сенсорного воспитания вы видите на экране (Слайд 4). При этом правильное представление о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия.

Формирование сенсомоторных навыков предполагает усвоение сенсорных эталонов (Слайд 5). Усвоение сенсорных эталонов-длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон-это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения».

Следует отметить, (Слайд 6) что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудна одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового, и обязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами с собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определённой системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста. Кроме того, готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

(Слайд 7) Для формирования сенсомоторных навыков мною был разработан комплекс дидактических игр и пособий направленных на развитие перцептивного восприятия.

(Слайд 8) В 1 младшей группе создана развивающая среда, позволяющая формировать у детей умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать.

(Слайд 9) Имеется комплекс дидактических игр на закрепление цвета, величины, формы и развитие мелкой моторики. (Слайд 10) На третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Для этого мы используем пирамидки разной формы и размера, цветные столбики, волшебные домики, кубы и т.д.

Важным навыком сенсомоторного развития является конструирование по подражанию (Слайд 11). Средством формирования данного навыка выступают кубики серий «Лего» и «Строитель».

(Слайд 12) Формы работы с детьми по формированию сенсомоторных навыков стандартные. Дидактические игры и упражнения могут использоваться во время занимательных дел. Игры с более крупным материалом можно предложить для самостоятельной деятельности (Слайд 13). В ходе совместной деятельности в режимных моментах (Слайд 14) мы применяли упражнения и задания, в которых необходим показ и контроль со стороны воспитателя: это игровые массажи, составление рисунков из мозаики по образцу, игры на восприятие и различения цвета и формы.

Важнейшими условиями сенсорно-моторного развития является общее психофизическое благополучие ребёнка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. Поэтому не может остаться без внимания и работа с семьёй (Слайд 15).

Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Педагоги взаимодействуют с семьёй, используя разнообразные методы и формы работы.

(Слайд 16) По результатам диагностики, в ходе систематической, направленной работы на формирование сенсомоторных навыков, уровень световосприятия и цветоразличения у детей трёх лет вырос в 2.6 раза; (Слайд 17) Уровень восприятия формы – в 3.1 раза; (Слайд 18) Увеличение уровня восприятия размера произошло в 2.1 раза.

(Слайд 19) Уровень развития мелкой моторики поднялся с 18 до 42 %.

(Слайд 20) Итак, в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие   о соответствующем уровне сформированности сенсорных-моторных навыков: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру; группируют и соотносят в соответствии с образцом предметы по цвету , форме, величине и другим свойствам; узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления имеющие характерный цветовой признак; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы, цвета; отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры; начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

(Слайд 21) Спасибо за внимание!

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...

Кружок «Юный краевед»

Кружок «Юный краевед»

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы…

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы «Как Емеля изучал дорожную науку» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации...

Читайте также

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством…

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами» Информационная карта проекта Место проведения...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: - В увлекательной форме познакомить детей...

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...