Доклад на тему: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования наших ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании моральных качеств личности именно в эти годы. Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребенка с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом. Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и полноценных взаимоотношений. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы.

 

Понятие «культуры поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки.

 

Воспитание культуры поведения в I-младшей группе. Одна из задач - формирование у них предпосылок. Дети 3-его года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга условием воспитанности. Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо добиться доверия ребенка. И от того как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, и во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контакте с более широким кругом людей. Необходимо было сформировать умение играть, заниматься, гулять, принимать пищу, спать, одеваться и умываться вместе с группой детей. При этом развивается чувство коллективизма. Воспитание бережного отношения к игрушкам, вещам, чувство благодарности за работу и т.д. Важнейшей задачей в работе с детьми младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков. Можно использовать игровые упражнения «Мы умываемся». Игровые приемы были направлены на формирование навыков надевания одежды «Оденем куклу на прогулку» и т.д. игры - занятия вызывают у детей положительные эмоции, такие как «В гостях у матрешки», «Каждой вещи - свое место», и т.д.

 

С переходом во 2-ю младшую группу, программные требования к воспитанию навыков культуры поведения, естественно, усложняются. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношениям к игрушкам, к труду взрослых. Кроме того, теперь больше внимания необходимо уделять формированию у детей навыков и выполнению правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Детей очень увлекают, например, игры - упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используется кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, иллюстрации, подбор картинок для беседы на нравственные темы: «Наши мамы», «Уроки доброты», «Правила дружной игры», «Наши хорошие поступки», «Кукла Таня собирается в гости». Или провести такие беседы: «Как вести себя во время разговора с взрослыми», «Чем можно порадовать маму», «У нас в гостях бабушка», «Не забывай о товарищах». Повышению культуры общения сверстников, доброжелательному отношению к ним способствуют также праздники дней рождения детей, где дети дарят подарки, поздравляют его, затевают веселые игры - забавы.

 

Воспитание культуры поведения в III-младшей группе усложняется тем, что предъявляя детям новые требования, педагог должен постоянно закреплять уже сформированные в I- младшей группе навыки, умения. Использовали для закрепления полученных навыков и поддержания интереса к ним необходимо использовать произведения «Федорино горе», «Мойдодыр», «Вот какой рассеянный» С. Маршака, «Игрушки» А, Барто и др. в нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения, формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которые надо всячески развивать и закреплять. Главным в целенаправленной и воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, способствующая опыту содержательного общения: формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

 

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений является этическая беседа. Содержание этих бесед составляют жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

 

И главная цель этих бесед-сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми мы бы руководствовались в своих поступках. Содержание беседы интересно и доступно детям, если воспитатель использует художественную литературу. Как говорил В.Г. Белинский «мораль, вложенная в художественное произведение автором, говорит сама о себе, воздействуя силой художественной выразительности на чувства и сознание одновременно».

 

Педагогические комментарии, конечно, необходимы, но главное-добиться, чтобы этическая беседа побуждала активность переживаний детей, глубокое осмысление ими обсуждаемых поступков и правил общественного поведения. Вот, например, такое стихотворение А.Барто «Любочка».

 

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

 

Девочки на празднике

Соберутся в круг

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

 

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

 

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом.

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

 

Она кричит еще с порога,

Объявляя на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

 

Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

 

Говорит она толкаясь:

- Фу! Какая теснота!

- Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну садись- вздыхает та.

 

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот такая Любочка

Во всей ее красе.

 

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

 

Педагог должен заботиться, прежде всего, о максимально активном участии каждого ребенка в обсуждении поведения героев произведений, оставляя для себя лишь роль «дирижера». Книги делают нас умнее и взрослее. Систематизируя правила вежливого поведения, воспитывая уважения к взрослым, сверстникам можно провести такие занятия - беседы, как «Будь всегда вежливым», где они должны понять в анализе своих поступков, соответствуют ли они правилам вежливости. Или преследуя цель - воспитания не только желания, но и потребность проявлять доброту, заботу о людях, гуманные чувства без напоминания. Можно провести также занятия по теме: «Что хорошо и что плохо, почему?», «Доставляй людям радость добрыми делами», проведя например анализ стиха Вл. Лифшице «Разговор».

 

Усталая с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать.

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване

Читает книжку он.

 

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок»,

Когда-нибудь ты маме

Хоть чем-нибудь помог?-

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

- Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать!...

 

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар -

Прославленный писатель

И храбрый комиссар, -

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки (вернее, мог сказать):

«в тебе, наверно, совесть

Заснула, паренек!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять - не смог».

 

Основной задачей нравственного воспитания детей подготовительной группы является,прежде всего, закрепление, углубление и расширение всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, а их проявления в отношениях к людям, их деятельности к родной стране - более устойчивыми и органичными. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению. От достигнутого уровня воспитания зависят и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитанная в годы дошкольного детства, обеспечивает первокласснику естественное, без особых на то усилий поддержание порядка в портфеле (рюкзаке), на рабочем месте и тем самым экономит время для учебного процесса. Не приученность к настойчивости в овладении знаний, стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточиться - это серьезная проблема, с которой сталкиваются педагоги начальных классов.

 

Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата,- одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной группе. Особое внимание необходимо уделить анализу различных жизненных ситуаций, индивидуальным, групповым задушевным беседам на этические темы, «Ваши добрые поступки», «Моя семья и я», «Скоро в школу», «Соблюдай режим» и т.д., а так же воспитание культуры поведения на всех видах занятий, в играх - инсценировках,

 

Эффективно использовать пословицы, поговорки, например, такие как: «Хвастун- пустой человек», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать» и т.д.

 

Воспитание культуры поведения у дошкольника, не может рассматриваться только в рамкахдетского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Работу с родителями можно построить в 3-х направлениях. Во-первых, изучение опыта семейного воспитания, учитывая его достижения и проблемы в педагогической деятельности, во-вторых, педагог сказывает действенную помощь родителям в воспитании детей, и в-третьих, координирует работу с детьми детского сада и родителей. В заключении, хочу сказать: «разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. Отчего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что человек растет в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист. Алексей Максимович Горький, вспоминая о своем детстве, с большой признательностью говорит о книгах, которые очистили его душу, от шелухи впечатлений нищей, горькой действительности». Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице, магазине и т.д. он бывает в роли руководителя и подчиненного, старшего и младшего, требующего и исполняющего. Человек нашего столетия вступает в контакты иногда с десятками людей в день. Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на весь день. Как много зависит от тех, с кем мы общаемся: хорошее настроение от внимания, приветливости, доброжелательности, раздражение и плохое настроение от невнимания, небрежности, злого слова. А вместе взятое, так или иначе, отражается на работе, на успешном ее выполнении. Поэтому давайте будем руководствоваться принципом в нашей жизни, во взаимоотношениях с товарищами по работе, окружающими нас людьми, детьми, родителями, что «человек человеку - друг, товарищ и брат». А подрастающее поколение необходимо всем нам вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установлению контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...

Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования

Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования Синдром эмоционального выгорания педагога – частое явление в современном мире. Возрастающие в...

Читайте также

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый»

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый» (Посвящается 85-летию Алтайского края) Задачи: - Приобщать детей дошкольного возраста к истории и...

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.  Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...