Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

(выступление на семинаре-практикуме)

Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей:

1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику;

2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы;

4. Расширить кругозор и познавательную активность детей;

5. Включить родителей в образовательный процесс.

Мы попыталась строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми. В нашей группе почти все дети пойдут в школу, следовательно, мы должны формировать у них учебные навыки. В то же время, наши дети-дошкольники, следовательно, любят собирать, коллекционировать, играть.

Нами была создана предметно-развивающая среда, которая стимулировала бы развитие ребенка, оказывала позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. С этой целью, проанализировав комплексно-тематический план, мы выбрали ряд тем, реализации которых содействовало бы создание мини-музея.

Такими темами, на наш взгляд, являются: «Откуда хлеб пришел?», «Декоративно-прикладное искусство», «Народные традиции», «Космос и далекие звезды».

Работу по созданию нашего первого мини-музея («Музея ХЛЕБА») мы разделили на несколько этапов:

Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения. Мы начали с метода «Трех вопросов»: что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети не имели представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с жизнью, о его государственной важности. Дети захотели узнать, как пекут хлеб, из чего; почему хлеб бывает белый, черный и серый; как люди выращивали и пекли хлеб раньше. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей Хлеба.

Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. Поскольку наш музей-«музей одного предмета», к работе подошли, используя системный подход или использование системного оператора. Этот подход используется в программах ТРИЗ и РТВ. За систему мы взяли хлеб, выявили надсистему, подсистему, определили, чем система являлась в прошлом, нашли ее составляющие в прошлом и будущем (подсистема) и частью чего она являлась в прошлом и станет в будущем (надсистема). Исходя из системного подхода, мы определили, какие экспонаты могут быть в нашем музее, обсудили это с детьми и родителями. Нам хотелось, чтобы кроме познавательных задач, музей Хлеба помог нам решать задачи нравственные - формирования у детей гражданской позиции, воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание уважения к труду хлебороба, формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.

Работа в музее строилась по-разному. Здесь проходили беседы о том, как выращивали хлеб в прошлом, какие традиции с этим связаны, просматривали с детьми слайды и видео о долгом пути хлеба от зернышка до нашего стола. На занятиях по художественному творчеству дети создавали «образ хлеба» – колоски, хлебобулочные изделия. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы вспоминали сказки о хлебе, читали стихи, рассказы писателей. Заинтересовали детей опыты и эксперименты по проращиванию зерна «Вершок и корешок» или опыт с дрожжами – «Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее прошла акция «Береги хлеб». Мы прочитали детям стихотворение о 125 граммах блокадного хлеба, поговорили о голоде. Дети собрали весь хлеб, который остался после обеда, и взвесили его. Результат поразил детей. Теперь дети стали бережнее относиться к хлебу.

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. Мы собрали разные виды зерна, разные хлебобулочные изделия, пословицы и поговорки, сказки, рассказы и стихи о хлебе. У нас гербарии с разными видами злаков. Вместе с родителями дети говорят маленькие доклады об истории хлеба, о его пользе, о том, как хлеб спасал жизни людей во время войны. Вместе с детьми и родителями придумываем игры «Как хлеб растет», «Откуда хлеб пришел» и другие, изготавливаем макет хлебного поля. Все – экспонаты нашего музея. Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится свои и значимы, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.

Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Мы с детьми хотим попробовать вырасти на окне рожь и поместить к нам в музей. Опыт заинтересовал детей, можно ли в наших уральских условиях вырастить из зерна полноценный продукт?

Музей стал для нас источником вдохновения. Изучая продукцию из муки – макаронные изделия – мы собираемся создавать из них целые картины и поделки. Вместе с детьми мы хотим изготовить макеты хлебного поля, менять его экспозицию согласно времени года.

При правильной постановки работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

В нашем музее мы планируем собрать картину художников, посвященных хлебу, воспевающих труд хлебороба. Это картины Васнецова, Яблонской, Шишкина, Дауните, Савицкого и др.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

Развитие речи – словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомства с фольклором, с народной сказкой.

Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.

Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно-прикладным творчеством.

Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов.

Здоровье – формирование представлений о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.

Считаем, что наш музей играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сказочный театр ритмической гимнастики

Сказочный театр ритмической гимнастики На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще...

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Читайте также

Сценарий развлечения на 8 Марта

Сценарий развлечения на 8 Марта Cтаршая группа Цель: создать веселое праздничное настроение ,организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям...

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...

Картотека пошаговых рисунков «Животные»

Картотека пошаговых рисунков «Животные» Аннотация. К шестому году ребёнок успешно, самостоятельно и с интересом применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает...