Сайт для воспитателей детских садов




( 3 Голосов ) 


Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
«Развиваем творческие способности ребёнка»

Задачи:

- обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей;

- ознакомить родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребенка.

Предварительная работа:

1. Проведение в группах старшего дошкольного возраста анкетирования среди родителей на тему «Развитие творческих способностей в вашей семье».

2. Анализ проведённого анкетирования.

3. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара: музыкальный руководитель, родители.

Оборудование:

Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, карандаши; памятки, в которых записано краткое содержание каждой игры; детские музыкальные инструменты.

Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, практическая литература Л.Я. Субботина «Развитие воображения у детей», Т.Э. Тютюнникова «Игры звуками», памятка.

Ход семинара-практикума:

Организационный момент: звучит тихая музыка, родители удобно рассаживаются.

 

I. Теоретическая часть.

 

Вступительная беседа.

- Нередко родители замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!  

И сейчас мы поговорим о том, как развить творческие способности детей с помощью музыки…

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, слушающий, например «Зима» Антонио Вивальди и представляя себе зиму, будет так же ясно представлять все излагаемое воспитателем или вами, родители, и от этого лучше запоминать. Дети, которые научились понимать музыку, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. 

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств... История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи (Слайд 2) был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. 

Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке...

И каждый человек по-своему уникален. В каждом заложены некие творческие задатки, творческий потенциал, о которых он, может быть, и не подозревает.

А сейчас мы попробуем выяснить какой же у вас творческий потенциал. Если вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для вас интереса, но все-таки…

Тест «Ваш творческий потенциал»

(приложение)

Итоги теста.

О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно...

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот шумит ветер, тонко позванивают льдинки, скрипит снег под ногами. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать.

Каждый знает, какого цвета весна, небо, солнце, зима, ночь, огонь… А как зима звучит? Переливается бархатно – чёрными звуками рояля или искрится сияющими снежными звуками колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? У каждого зима своя.

Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух снеговиков», «хор льдинок», «танец деревьев в снегу»? Кажется невероятным, но можем, и легко.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцание льдинки, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а мешочки с крахмалом расскажут, как зимой скрипит снег. Стоит только прислушаться – и в лёгком постукивании карандашом по столу и в бумажном шелесте можно услышать целую сказку.

Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому её потрясти, и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Как он бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, зажмуриваясь от страха, когда очень громко, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент.

Спонтанные исследования звучащего мира продолжаются ещё несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчёски и булькающие звуки, извлекаемые просто пальцем из нижней губы, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох.

Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.

Полная свобода фантазии и способов манипуляции с предметами являются основой для творческих проявлений детей. Ключевая фраза «сыграй, как ТЫ хочешь», запускает механизм этой импровизации.

Побуждать детей к действиям можно такими словами:

– ПОИГРАЙ на своём инструменте, ИЗУЧИ, какие в нём живут звуки, ПОСТАРАЙСЯ НАЙТИ разные;

– Сыграй музыку, как ты САМ хочешь;

– НАУЧИ МЕНЯ, как можно поиграть с этим инструментом.

            В самом начале действия детей осторожны и несовершенны, они лишь приспосабливаются к инструменту. Ребёнок как бы задаёт себе множество вопросов и отвечает на них практически:

«Что это за штука такая и зачем она мне? Звенит!!! А если изо всех сил? Кто-нибудь заметит, как я УМЕЮ звонить?

В этой серьёзной для себя игре ребёнок приобретает навыки творческого обращения с простейшими элементами музыкального языка.

Может быть, окажется, что вы сами у своего малыша узнаете что-то новое для себя, и, наверняка вспомните – «Да, это то, чего мне хотелось, когда я был маленьким!» и с сожалением подумаете: «А со мной так никто не играл…»

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас играть, а потом научим играть наших детей, пока они способны всё воспринимать с присущей им природной живостью ума.

Существуют специально разработанные упражнения, игры, с которыми мы сегодня познакомимся. Их можно найти в книгах Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей», Т.Э. Тютюнниковой «Игры звуками».

II. Практическая часть

Игра «Изобретатель». Родителям предлагается придумать несуществующий музыкальный инструмент, изобразить его пантомимой и дать ему название.

Упражнение «Незаконченный рисунок». Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками, линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача — используя различные элементы, изобразить зимний пейзаж, зимние забавы или любой сюжет на зимнюю тематику.

Звучит «Зима» А.Вивальди или «Зимняя сказка» Ф.Шопена (видеозапись).

Игра «Музыка зимы».  На экране вы видите изображения: снежинка, сосулька, снеговик замёрз, следы на снегу, лыжня, снегири, дятел. Вы по желанию выбираете себе образ, подбираете к нему определённый музыкальный инструмент и попробуйте передать его звучание в определённом ритме. (Инструменты расположены на столе)

Игра «Рифмоплет». Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (ёлки — иголки), сочиняют двустишья на заданные рифмы. В конце игры можно предложить сочинить стихотворение на зимнюю тему, используя как можно больше наработанных рифм. В конце игры озвучить это стихотворение на музыкальных инструментах.

III часть. Подведение итогов

Конечно, это не все полезные игры для развития творческих способностей детей, но они могут послужить примером для создания аналогичных упражнений.

Ваша задача — отводить хотя бы полчаса в день на проведение подобных упражнений. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже участвовали в игре – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает.

Хвалите ребёнка. Похвала служит толчком к его дальнейшим занятиям.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

В конце встречи  родители обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение по содержанию игр и упражнений.


Список литературы:

  1. Улашенко Н. Б. Музыка. Разработки занятий в детском саду. – Волг., 2006
  2. Сугоняева Е. Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов, 2002.
  3. Девятова Т. Н. Звук-волшебник: Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 161 – 169 с.
  4. Кошелева М. Н. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Школяр Г. Л. Ребёнок в музыке, музыка в ребёнке // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 7, 8.
  6. Савенков А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

 



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Комментарии